О чем не писал Аристофан

Мультимедийное шоу на тему феминизма, ЛГБТ и пацифизма представила алматинская площадка DramCom

Античную культуру принято называть колыбелью западной цивилизации. Сами европейцы согласно принципу исторического самоопределения назвали себя наследниками античного мира. Как говорил герой Чехова, в Греции есть все, вот и современная культура испытывает потребность искать свои корни в древнегреческой. Но понять, кто мы и откуда, можно не только находя истоки настоящего в прошлом, но и отвечая на вопрос, чего не было тогда и обнаружилось сегодня.

Проект «Лисистрата» поставлен по мотивам поэтической трактовки Леонидом Филатовым одноименной древнегреческой комедии Аристофана. По словам режиссера Виктора Немченко, его можно смотреть в любой точке мира, благодаря сети Фейсбук. Да и сам «живой» спектакль в «Трансформе» шел не только на сцене, но и сопровождался картинкой на экране. Кроме трансляции с помощью камер и микрофонов в реальном времени, средствами мультимедиа стали видеоарт с музыкой в записи. Понятно, что во времена Аристофана всего этого не было, но в оригинале автором комедии предусмотрены хоралы, даже два — стариков и старух. Они же действующая массовка. Древнегреческие актеры не только играли, но еще, следуя архаическому обычаю дионисийских мистерий, пели.

Кинематограф возник благодаря античному театру. Современный театр активно использует кинозаписи, видео и музыку в постановках. Документальные кадры насилия и страданий, использованные в «Лисистрате», безошибочно бьют в цель. Невозможно не прослезиться, видя мучения истерзанного ребенка. Сцена женского бунта превращается в заговор и террористический акт. Сам режиссер в роли спецназовца пытается навести порядок, но женщины готовы стоять насмерть. В итоге милитаризм терпит фиаско, и армия переходит на сторону народа.

От оригинальной комедии проект отличает трагическая патетика. Комедия завершается фаллическим примирением сторон. Зрителя ждет хеппи-энд и видео феминистских шествий и гей-парадов на большом экране. Вполне карнавальная дионисийская идея. Правда, в данном случае не вытекающая, в отличие от произведения Аристофана, из самого сценического действия.

В проекте использована лишь идея Аристофана. Все остальное, включая текст пьесы (автор стихотворной части — Леонид Филатов, прозаической — режиссер), смонтированное документальное видео и звучащую в записи музыку ташкентского ансамбля Omnibus, — современная трактовка античной комедии. Текст филатовской «Лисистраты» весьма скрашивал постановку, возвращая ей комические ноты, изначально присущие оригиналу. Талантливые стихи отвлекали зрителя от мрачной серьезности антивоенного и феминистического месседжа.

Действие разворачивается вокруг женских и мужских персонажей: актрис и трех актеров, воплотивших мужскую гендерологию. Двое из них олицетворяли доминантную сексуальную агрессию по отношению к рецессивному полу. Третьего, приверженца однополой любви, режиссер определил на сторону женщин. Признаться, в какой-то момент (возможно, почувствовав что-то искреннее в голосе выступавшего) я понадеялась на нетривиальный поворот сюжета — появление волка в овечьей шкуре. В самом деле, если речь идет о запрете на сексуальные ласки со стороны женщин — почему бы не эмансипироваться мужчинам? Тем более, согласно модной ныне идеологической трактовке древности, гомосексуализм был широко распространен в античной культуре.

Аристофан не пошел, как того требует современный взгляд, превративший половой вопрос в политическую проблему, по очевидному пути. Более того, обличая в своих комедиях «широкозадых» (уж простите за гомофобскую цитату), он называл их «поджигателями войны». Но мы, продвинутые современники, можем позволить себе опустить нелицеприятные детали и дотянуть гения древности до нашего политкорректного уровня. И пойти дальше — поставить гомосексуализм в один ряд с феминизмом. И при этом игнорировать тот факт, что древнегреческий комедиограф, переводя проблему войны и мира из мужской политики в сферу половых сношений, демонстрирует универсальность и незыблемость гендерной диалектики, когда заканчивается политика и обнажается суть вещей, природа в античном и «возвращение того же самого» в мифологическом смысле.

В заключение хочется отметить обаяние режиссера, современную сценографию, игру актеров и умело нагнетаемый драматизм. А также то, что искусство, проявляясь в контексте разных дискурсов-кодов и вызывая вопросы, всегда найдет выход из узких идеологических рамок.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости