О чем не писал Аристофан

Мультимедийное шоу на тему феминизма, ЛГБТ и пацифизма представила алматинская площадка DramCom

Античную культуру принято называть колыбелью западной цивилизации. Сами европейцы согласно принципу исторического самоопределения назвали себя наследниками античного мира. Как говорил герой Чехова, в Греции есть все, вот и современная культура испытывает потребность искать свои корни в древнегреческой. Но понять, кто мы и откуда, можно не только находя истоки настоящего в прошлом, но и отвечая на вопрос, чего не было тогда и обнаружилось сегодня.

Проект «Лисистрата» поставлен по мотивам поэтической трактовки Леонидом Филатовым одноименной древнегреческой комедии Аристофана. По словам режиссера Виктора Немченко, его можно смотреть в любой точке мира, благодаря сети Фейсбук. Да и сам «живой» спектакль в «Трансформе» шел не только на сцене, но и сопровождался картинкой на экране. Кроме трансляции с помощью камер и микрофонов в реальном времени, средствами мультимедиа стали видеоарт с музыкой в записи. Понятно, что во времена Аристофана всего этого не было, но в оригинале автором комедии предусмотрены хоралы, даже два — стариков и старух. Они же действующая массовка. Древнегреческие актеры не только играли, но еще, следуя архаическому обычаю дионисийских мистерий, пели.

Кинематограф возник благодаря античному театру. Современный театр активно использует кинозаписи, видео и музыку в постановках. Документальные кадры насилия и страданий, использованные в «Лисистрате», безошибочно бьют в цель. Невозможно не прослезиться, видя мучения истерзанного ребенка. Сцена женского бунта превращается в заговор и террористический акт. Сам режиссер в роли спецназовца пытается навести порядок, но женщины готовы стоять насмерть. В итоге милитаризм терпит фиаско, и армия переходит на сторону народа.

От оригинальной комедии проект отличает трагическая патетика. Комедия завершается фаллическим примирением сторон. Зрителя ждет хеппи-энд и видео феминистских шествий и гей-парадов на большом экране. Вполне карнавальная дионисийская идея. Правда, в данном случае не вытекающая, в отличие от произведения Аристофана, из самого сценического действия.

В проекте использована лишь идея Аристофана. Все остальное, включая текст пьесы (автор стихотворной части — Леонид Филатов, прозаической — режиссер), смонтированное документальное видео и звучащую в записи музыку ташкентского ансамбля Omnibus, — современная трактовка античной комедии. Текст филатовской «Лисистраты» весьма скрашивал постановку, возвращая ей комические ноты, изначально присущие оригиналу. Талантливые стихи отвлекали зрителя от мрачной серьезности антивоенного и феминистического месседжа.

Действие разворачивается вокруг женских и мужских персонажей: актрис и трех актеров, воплотивших мужскую гендерологию. Двое из них олицетворяли доминантную сексуальную агрессию по отношению к рецессивному полу. Третьего, приверженца однополой любви, режиссер определил на сторону женщин. Признаться, в какой-то момент (возможно, почувствовав что-то искреннее в голосе выступавшего) я понадеялась на нетривиальный поворот сюжета — появление волка в овечьей шкуре. В самом деле, если речь идет о запрете на сексуальные ласки со стороны женщин — почему бы не эмансипироваться мужчинам? Тем более, согласно модной ныне идеологической трактовке древности, гомосексуализм был широко распространен в античной культуре.

Аристофан не пошел, как того требует современный взгляд, превративший половой вопрос в политическую проблему, по очевидному пути. Более того, обличая в своих комедиях «широкозадых» (уж простите за гомофобскую цитату), он называл их «поджигателями войны». Но мы, продвинутые современники, можем позволить себе опустить нелицеприятные детали и дотянуть гения древности до нашего политкорректного уровня. И пойти дальше — поставить гомосексуализм в один ряд с феминизмом. И при этом игнорировать тот факт, что древнегреческий комедиограф, переводя проблему войны и мира из мужской политики в сферу половых сношений, демонстрирует универсальность и незыблемость гендерной диалектики, когда заканчивается политика и обнажается суть вещей, природа в античном и «возвращение того же самого» в мифологическом смысле.

В заключение хочется отметить обаяние режиссера, современную сценографию, игру актеров и умело нагнетаемый драматизм. А также то, что искусство, проявляясь в контексте разных дискурсов-кодов и вызывая вопросы, всегда найдет выход из узких идеологических рамок.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства

Культура

Музыкальная гора

Оперный фестиваль в формате open air состоялся на Кок-Тобе

Экономика и финансы

Прощание с Казкомом

Клиенты Казкоммерцбанка ждут от объединенного банка сервиса того же уровня, к которому они привыкли