Романтика рока

Фильм об уличных музыкантах дает понять, что искреннее творчество жаждет не столько денег, сколько отклика общества, внимания и тепла

Романтика рока

На отечественные экраны вышла романтическая комедия с драматическим подтекстом «Бойжеткен. Все из-за нее». История, рассказанная режиссером Абделем Фифтибаевым, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, во время просмотра раздражали некоторые наивные приемы и штампы, с другой — импонировала идея вспомнить идеалы почти уже ушедшего поколения и настоящие романтические чувства.

Фильм вначале не подтвердил заявление создателей о том, что это кино про старую Алма-Ату. Город если и показывают, то фоном или приевшимися картинками, вроде Парка 28 панфиловцев или памятника «Битлз» на Кок-Тобе. Потом вдруг понимаешь, что, по замыслу режиссера, настоящая старая Ата притаилась в темных закоулках и редких старых двориках, рядом за углом и одновременно вдалеке от модных сияющих витрин, в нищенском интерьере обшарпанной хрущёвки, в устаревшей кнопочной сотке, в футболках с наивными надписями любимых групп. Кстати, потрескавшиеся тумбочки и сотка вызвали смех публики: явный ретроперегиб.

Действие происходит в наши дни, но как будто в параллельной реальности. Картина пытается поймать то, что, казалось бы, безвозвратно ушло, но все еще незримо живет в ином измерении: в нашей памяти и наших чувствах. Может быть, авторам удалось воплотить не все задуманное — здесь, наверное, нужны более образные, метафорические, а не прямолинейные способы высказывания. И все же фильм заставил задуматься о важных вещах, которые мы потеряли. Это чистота, верность, наивность и искренность. Эти качества прекрасно удается передать Ерболату Ержанову в роли главного героя, простого уличного музыканта, создавшего рок-группу, чтобы понравиться непростой девушке…

Органично звучит в картине казахстанский рок. Удивило, что в фильме мы не видим авторов песен, не слышим их имена. Понятно лишь, что здесь снялся гитарист Jazz Voda Александр Галаев, название группы появляется на экране. Если уж картина посвящена уличным музыкантам, хотелось бы увидеть и услышать вплетенную в сюжет историю из рок-архивов города, проникнуть в специфику алматинской субкультуры. Другой вопрос, существуют ли субкультура и ее архивы? Представляют ли документирование и сохранение свидетельств истории ценность для алматинцев? Или каждый день мы готовы начинать с белого листа? Этот важный вопрос о нищете духа и исторической памяти волей-неволей возникает во время просмотра.

Профессиональная игра актеров не безупречна, и это мешает проникнуться концепцией фильма. Особую атмосферу создают песни казахстанских рок-музыкантов, звучащие с экрана и заполняющие неловкость возникающих пауз. Над языком, эстетикой, содержанием диалогов нашим кинематографистам еще работать и работать. Но в целом, и это представляется более важным, магистраль выбрана верно: в фильме сделана попытка, почти фаустовская, остановить ускользающее мгновение, задуматься, что с нами не так сейчас и какими бы мы хотели стать. В этой связи авторам удалось создать (скорее всего, бессознательно) нечто необычное — трансформировать жанр романтической комедии и мелодрамы в драму и даже трагедию. Причем эта перемена должна произойти не на экране, а за кадром, в сознании зрителей, вопреки хеппи-энду, который оставляет вопросы и выглядит иллюзорным. В этой выдуманной тепличной жизни, стремящейся избежать страданий и смерти, заключена особенность алматинской субкультуры, рока и кинематографа.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Алтыналмас”: опыт Scada

Предприятия РК повышают свою технологическую зрелость, внедряя автоматизированные системы управления и оптимизации производства

Культура

Музыкальная гора

Оперный фестиваль в формате open air состоялся на Кок-Тобе

Экономика и финансы

Прощание с Казкомом

Клиенты Казкоммерцбанка ждут от объединенного банка сервиса того же уровня, к которому они привыкли