У страха глаза велики

Шоу-кейсы отечественных и зарубежных театров на фестивале «Откровение» объединила тема «Посмотри своему страху в глаза»

Поводом рассмотреть страх с разных ракурсов стала наша сегодняшняя жизнь. Как пояснила продюсер и директор фестиваля Ольга Султанова, люди часто боятся думать, говорить и слышать о проблемах.

Лаборатории и продукты

Репертуар V театрального фестиваля «Откровение» в Алматы включает 36 спектаклей и пять лабораторий.

Образовательная программа представлена несколькими международными совместными проектами — с фестивалем современного искусства ArtBatFest, ансамблем современной музыки EEGERU, артистами разных театров, урбанистами и политологами города. В прошлые годы программа была исключительно практической и теоретической. На этот раз в ее рамках созданы лаборатории, которые будут выпускать определенные продукты. По сути, это международный обмен опытом: в каждой лаборатории — свой зарубежный куратор. Одна из тем лаборатории — процесс модернизации сознания алматинцев. Предполагается лаборатория-выставка по итогам работы — совместный продукт «Откровения» и фестиваля ArtBatFest. Выставку зрители смогут посещать еще в течение месяца после фестиваля.

Результаты своей деятельности представит образовательная беби-лаборатория. После трехдневной лаборатории под кураторством режиссера из Финляндии Саары Турунен будет разработан эскиз современной остросоциальной финской пьесы «Зайка», который смогут взять за основу для постановки на собственной сцене казахстанские театры. «На прошлом фестивале состоялась презентация антологии финской драматургии. В Финляндии пишут хорошие остросоциальные пьесы. Хотелось бы, чтобы одна из этих пьес появилась у нас. Показ эскиза состоится в пространстве “Трансформа”», — пояснила Ольга Султанова. Пока результат лабораторий неизвестен, ведь речь не о спектаклях, а о продуктах и эскизах. «Возможно, это будет диалог на фоне видео, которое мы сделаем за эти дни, или читка, а может быть, какой-нибудь квест», — говорит г-жа Султанова.

Гендер и мультимедиа

В гостевой программе зритель может посмотреть LES PLATONNES LA BANQUETTE («Скамейка для Платонесс») — постановку франко-литовской независимой группы о правах женщин. Актрисы трактуют известный диалог древнегреческого философа Платона «Пир» в феминистическом ключе и говорят о любви женщины к мужчине. После спектакля запланирована дискуссия.

6–7 февраля зрителя ждет получившая «Золотую маску–2017» The_Marusya от компании «Диалог Данс» из Костромы. Маруся Сокольникова — главная героиня спектакля, арт-менеджер театральной площадки, на протяжении двух вечеров расскажет о своей работе. Пьеса, приоткрывая закулисье, отвечает на вопрос, что движет людьми в их профессиональной деятельности.

11 февраля узбекский театр «Ильхом» покажет спектакль «Аэропорт», посвященный теме иммиграции. Главный вопрос: уезжать или остаться. 12–13 февраля театральная компания из Эдинбурга представит проект «Тестостерон» о мужчинах и мужественности. Действие спектакля, основанного на реальной истории, происходит в мужской раздевалке спортзала, куда после гормональной терапии, стремясь привести свое тело в порядок, приходит герой-трансгендер. Со слов Ольги, это черная комедия о правилах мужского мира.

14–15 февраля гостевую программу завершит мультимедийный спектакль немецкого режиссера Тилмана Хекера Midnight («Полночь») о музыке Моцарта, передающий ее с помощью пластики и видеоарта. Действие происходит как на сцене, так и на экране, погружая зрителей в мир 3D.

Почти алматинский шоу-кейс

Что касается казахстанской программы, то в ней будет представлено 12 спектаклей: 11 для широкой публики и один закрытый — театр «АРТиШОК» приглашает гостей-профессионалов на репетицию «Дон Кихота». «Отечественные спектакли получились ровными, трудно выделить один-два, которые звучали бы громче. Это свидетельство стабильного уровня и качества», — считает театральный критик Ольга Малышева. Она уверена, что уже к следующему фестивалю можно вырастить отечественных хедлайнеров. Особенность программы этого года — треть представлений идет на казахском языке. Спектакль театра кукол «Ана журегi» («Сердце матери») режиссера Антон Зайцева с участием кукол и актеров, будет идти одновременно на казахском и русском языках Казахскоязычную постановку «Войцек» представит частный 28 theatre, основанный ведущим актером Государственного театра им. Мухтара Ауэзова Азаматом Сатыбалды со своими единомышленниками. Он — продюсер и исполнитель главной роли. Спектакль соответствует заявленной фестивалем теме страха и повествует о буллинге, насилии и пытках. «Карагоз» Государственного немецкого драматического театра идет на трех языках: немецком, казахском и русском. Это пластическая читка с хореографией и текстом. Независимая театральная труппа Laboratory #316 представит B.O.Q. по пьесе немецкого драматурга Фридриха Дюрренматта «Авгиевы конюшни», переведенной на казахский язык.

Зрители увидят проект Марианны Покровской — «Мой маленький Оскар» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта и ЕРТОСТИК GROOVE по мотивам древнего эпоса «Ер-Тостик» театра «БАТА», а также «Звериные истории» театра «Жас Сахна». Независимый театр «СВОЙ» покажет постановку «Верна» по мотивам рассказа Джека Финнея, а арт-убежище «Bunker» — «Мечту» по пьесе Ярославы Пулинович.

Из Астаны Государственный русский театр драмы им. Горького привезет на фестиваль «Евгения Онегина», а независимый театр из Павлодара — спектакль «86» о событиях 1986 года. «Евгения Онегина» поставил один из самых востребованных московских режиссеров Юрий Квятковский, соавтор хип-хоп оперы «Копы в огне» — московского театрального хита последних лет. «Это авторское прочтение классической поэмы, в которой все персонажи парные — есть Евгений и есть Онегин, есть Татьяна и есть Ларина… между ними происходит пинг-понг. “86” — продукт театральной лаборатории, состоящей в основном из актеров петропавловского Государственного казахского театра им. Муканова», — рассказала Ольга Малышева.

Для самых маленьких и больших

В этом году впервые будет представлена программа BABY THEATRE PROGRAM — профессиональные театральные спектакли для самых маленьких зрителей — от 0 до 10 лет. О ней рассказал режиссер-постановщик театра «АРТиШОК» Галина Пьянова: «Открывает программу спектакль “Беби-среда. Лес” — квест, рассчитанный на только начинающих ходить деток. Но это путешествие и для взрослых. Мир леса передается через ощущения, это бесконечный путь бытового предмета, который становится для тебя миром леса, озера, поля, степи. Кураторы «беби-программы» — российские режиссеры, основатели Baby Lab в России, Екатерина Гаева и Варвара Коровина. «Приключение кисточки» — спектакль, где дети могут создать свой мир с помощью краски. «Сказки из маминой сумки» Марфы Горвиц — спектакль, где вся сказка лежит в маминой сумке. Режиссер приходит с ней в зал и создает сказку, доставая оттуда предметы. «Снежный ветер» — премьерная тактильная постановка. «Музыка шагов» — коллаборация театра и кино будет проходить в кинопарке «Москва». В нем ребята смогут создавать истории с помощью звука. Программа интересна тем, что расширяются границы восприятия не только детей, но и взрослых. С Варварой Коровиной казахстанские профессионалы смогут встретиться в лаборатории и затем представить первый эскиз отечественного спектакля для самых маленьких. Возможно, это новый способ модернизации сознания детей и взрослых в Казахстане.

По информации организаторов, сегодня в Алматы сосредоточено девять государственных театров, плюс порядка 20 независимых театров и театральных проектов, которые меняются каждый год. По словам Галины Пьяновой, пять лет назад, когда проект «Откровение» только задумывался, проведение фестиваля независимых театров казалось утопией: на тот момент действующих независимых театров в Алматы было всего пять. Но с тех пор число участников выросло. «Благодаря “Откровению” возникли новые театральные проекты, прежде всего потому, что появился мотив заниматься театром. Сформировался взгляд, что можно не ждать чьей-то поддержки, хочешь — создавай сам. И если это хороший спектакль, о тебе узнают и за пределами страны», — подвела итоги пятилетней работы Галина Пьянова.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Короля играет тенге

Пока основным результатом дедолларизации экономики остается снижение уровня долларизации депозитов населения и компаний

Тема недели

Новая формула успеха

Проектное управление масштабно взято на вооружение госсектором Казахстана, новый подход должен обеспечить заданный президентом ежегодный рост ВВП на уровне не менее 5%

Культура

Музыка после музыки

Звучать, как никто еще не звучал, представить процесс, а не результат, исследовать новые возможности — таковы задачи творцов новой классики

Повестка дня

Коротко

Повестка дня