Бюрократическая рутина

Президентское послание превратилось в бюрократический документ, интересный только чиновникам

Бюрократическая рутина

Нынешнее президентское послание, как и прошлогоднее, не было зачитано президентом РК Нурсултаном Назарбаевым перед аудиторией, традиционно состоявшей из депутатов обеих палат, членов правительства и представителей АНК. Документ был опубликован на официальном сайте президента, отдельные выдержки из послания перепечатали СМИ.

Из оратора в писатели

В прошлом году вопрос, что помешало главе государства выступить с обращением как обычно, беспокоил публику больше, чем само содержание послания-2017. Завзятые конспирологи тогда указали на возраст лидера нации, как на причину отказа от выступления, которое было традиционным на протяжении 20 лет. Позже насыщенный график работы президента опроверг эту версию. На этот раз глава государства не дал повода для подобных разговоров. Меньше чем через неделю после публикации документа он отправился с трехдневным официальным визитом в США.

Трудно судить о популярности президентских посланий среди простых казахстанцев, поскольку нет открытых социологических исследований. Но показательно то, что на сайте «Казахстанской правды» к вечеру 18 января (на 8‑й день публикации) полная версия послания-2018 была прочитана всего 315 раз. Другой источник — официальный сайт Акорды — не дает метрик по количеству просмотров страницы с новым посланием.

Возможно, трансляция по телевидению охватила бы более широкую аудиторию — для старшего поколения голубой экран все еще остается главным источником информации. Невербальный формат плох не только тем, что из политической коммуникации исключается население. Здесь важно другое: политический смысл выступлений в факте их произнесения, то есть они выступают политическим действием.

Для бюрократии — пожалуй, ключевая аудитория президентского послания — формат послания не важен. К примеру, показательна реакция премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, который на расширенном заседании правительства, посвященном президентскому посланию, прямо заявил: «Коллеги, то, что критика прозвучала в послании, это уже последнее предупреждение для нас всех. В том числе и регионам. Нельзя говорить только о том, что Министерство труда здесь недорабатывает. Это комплексная работа, которой должны заниматься мы все: и правительство, и регионы, и акиматы». Это реакция премьера на критику президента, прозвучавшую в послании-2018, что «Минтруда проявило безответственность и поверхностность по вопросу самозанятых». В этом смысле послание-2018 по-прежнему политический документ, определяющий работу государственной машины, поэтому оно остается достойным внимания. В остальном мы второй год наблюдаем, как президентское послание, некогда главное политическое событие страны, превращается в бюрократическую рутину.

Ставка на Индустрию 4.0

У вербального обращения свои коммуникативные стратегии. Произносимый текст должен работать на мобилизацию нации, цементировать государственность, поэтому преамбула предыдущих президентских посланий неизбывно содержала тезисы о достигнутых успехах. Однако послание-2018 почти сразу начинается с концептуальной части. Возможно, этого требует письменный формат.

Концептуальная часть послания-2018 повторяет тезисы предыдущего года: мир вступает в эпоху Индустрии 4.0. Поэтому документ определяет, «что нам предстоит сделать для успешной навигации и адаптации в новом мире — в мире четвертой промышленной революции».

Главная задача послания-2018: индустриализация должна стать более инновационной, используя все преимущества нового технологического уклада. Хотя слово «инновационный» встречается в названии второй программы индустриализации, впрочем, как и в первой (госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы и госпрограмма индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы), судя по документу, требуется ревизия действующей промышленной стратегии.

Поэтому глава государства предложил не дожидаться следующего года и уже в текущем начать работу над разработкой третьей пятилетки индустриализации, но с акцентом на цифровые технологии. На расширенном заседании премьер-министр назначил ответственным за этот участок министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека.

Контуры программы третьей индустриализации видны в послании-2018. Скорее всего, в планируемой программе третьей индустриализации пропишут новые инструменты, направленные на цифровизацию казахстанских предприятий и на стимулирование трансферта технологий, — о них сказано в послании. Также предлагается назначить промышленные предприятия, которые станут испытательной площадкой по оцифровке. Они, по президентской задумке, должны стать бенчмарком, чей опыт планируется тиражировать.

Звучит изящно, но есть три проблемы. Первая: низкая зарплата местных работников в промышленной сфере не стимулирует бизнес инвестировать в высокие технологии. Им выгоднее использовать дешевый труд, чем тратиться на дорогостоящие технологии. Вторая проблема: эксперты из государственных think tanks провели диагностику крупных промышленных предприятий на предмет их готовности к внедрению элементов Индустрии 4.0 и пришли к выводу, что таковых критически мало.

Третий нюанс: основа четвертой промышленной революции — индустриальный интернет, мощность которого позволяет интегрировать в автоматизированную систему управления технологическим процессом любые небытовые устройства, начиная от умных оборудований до различных датчиков и сенсоров. Такая система позволяет сократить издержки и повысить производительность. Один из простых примеров, как это выглядит: инженеры компании-заказчика с помощью облачных технологий могут в режиме реального времени корректировать проектные эскизы подрядчика. Более сложные примеры: горнодобывающая корпорация Rio Tinto внедрила на одном из австралийских месторождений дистанционное управление самосвалами и планирует заменить все обычные поезда, работающие в карьерах, на автоматические. Или, например, производитель электроники Foxconn в 2015‑м заменил 60 тыс. рабочих роботами.

Курс на внедрение элементов Индустрии 4.0, бесспорно, — магистральное направление послания-2018. Но в документе отсутствуют конкретные меры по созданию индустриального интернета. Если разработчики послания надеются на частников, то они, скорее всего, этого делать не станут — политические и экономические издержки остаются высокими для долгосрочных инвестиций.

Конкретные поручения

На Индустрии 4.0 концептуальная часть послания заканчивается. Далее идут конкретные поручения, возложенные, как полагается, на исполнительную власть.

В документе речь идет о подготовке законодательства, регулирующего частное венчурное финансирование. Акимам регионов поручено принять меры по утилизации и переработке твердых бытовых отходов с привлечением МСБ. Для чего планируется актуализировать Экологический кодекс. Предлагается законодательно закрепить академическую свободу вузов. Поставлен дедлайн по принятию закона об электронной бирже труда — до 1 апреля 2018 года. Эта площадка должна консолидировать всю информацию о вакансиях и лицах, ищущих работу, и повысить трудовую мобильность казахстанцев, о чем говорил президент в предыдущих посланиях.

Не исключено, что послание-2019 будет посвящено тому, как на самом деле следует исполнять послание-2018

Послание-2018 продолжает реформу фискальной децентрализации, стартовавшую 4–5 лет назад. «В целом фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов», — указано в обращении президента к народу РК. Одним из мер видится передача в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от МСБ.

В теории эта мера должна стимулировать местных акимов улучшать бизнес-климат. Поскольку у него появляется прямая заинтересованность в увеличении числа предприятий. Но в централизованной политической системе руки местных акимов связаны — максимум они могут уменьшить бюрократическую волокиту на местах. Другого инструмента по повышению бизнес-климата у акимов небольших городов и районов, увы, нет.

Детальной статистики по поступлениям в бюджет нет, но по косвенным показателям (доля первой тридцатки крупнейших налогоплательщиков РК в 2016‑м составила более чем 60% от всех налоговых поступлений) можно предположить, что объем КПН от МСБ незначителен. Другими словами, проводимая фискальная децентрализация не ослабит политическую централизацию.

Другая хорошая новость для регионов: увеличение ежегодных бюджетных средств на ремонт и реконструкцию местной сети автодорог до 150 млрд тенге. Экономисты последние два года указывали на то, что приграничные регионы РК больше торгуют с регионами близлежащих стран, чем с соседними областями РК. А это мешает развитию предпринимательства на местах. Похоже, эти рекомендации были услышаны в администрации президента.

«Нацбанку и правительству следует совместно решить вопрос обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики», — говорится в послании-2018. Другими словами, президент предлагает установить различные банковские ставки для разных отраслей экономики. Но в послании не предлагаются конкретные меры, как это сделать. Нам видится два способа. Первый: налоговые послабления коммерческим банкам, исходя из разреза кредитного портфеля. Второй: субсидирование ставки кредита через институты развития.

В случае успешной дифференциации кредитных ставок в отраслевом разрезе не исключаются отрицательные стимулы для бизнеса. Для холдингов, куда входят компании из разных отраслей, предоставляется возможность оформлять кредиты по льготной ставке на дочернюю компанию, работающую, например, в сельскохозяйственной сфере, где низкая рентабельность, но использовать, допустим, в высокомаржинальной строительной отрасли.

«Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой правительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 миллиардов тенге из всех источников», — заявил президент. Вспомним послание-2012 — там говорилось о том же. То есть через 6 лет он вынужден ставить этот вопрос снова.

Поэтому, возвращаясь к концептуальной части послания-2018, следует сказать, что внедрение элементов Индустрии 4.0 — дело не одного года. Модернизационные прыжки сразу не делаются, а стратегии и госпрограммы для надлежащего исполнения бюрократией, как правило, уточняются президентом из года в год, но уже в новых посланиях, и не исключено, что послание-2019 будет посвящено тому, как на самом деле следует исполнять послание-2018.

Статьи по теме:
Политика

Культура нечтения

Более 78% молодых казахстанцев не читают книги. Бахытжан Бухарбай связывает нелюбовь к чтению с нежеланием молодежи брать на себя ответственность

Международный бизнес

Кто в бизнесе главный?

Без стратегического маркетинга у компании нет перспектив

Тема недели

Перепоясать Центральную Азию

Проблемы, связанные с реализацией проекта «Пояс и путь», не переломят общий тренд на ориентацию экономики Казахстана на взаимодействие с Китаем

Культура

Космический корабль по доступной цене

Завершился девятый сезон показов Mercedes-Benz Fashion Week Almaty