Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий

Гни свою линию

Некоторые зрители углядели в нем сходство с картиной Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». Говорят, что кино похоже утрированием как сюжета, так и характеров персонажей и снято в свойственной Тарантино манере комической гиперболизации жестокости. Несмотря на подобную подачу насилия и убийств, события, показанные в фильме, могли, в определенной степени и с оговоркой, иметь место в жизни казахстанцев…

Сказать, что дело ограничивается внешним сходством — не сказать ничего. Можно было бы порассуждать на тему американизмов в казахском кинематографе, но думаю, что они в целом характеризуют тенденцию влияния массовой культуры на азиатское кино. На этом фоне есть и самобытные национальные решения голливудского жанра боевика, например, фильмы про гонконгскую и японскую мафию — отдельная страница восточноазиатского кинематографа. Примером может служить и артхаусная картина южнокорейского режиссера Пака Чхан Ука «Олдбой», приоткрывшая постмодернистское окно в «восточную жестокость».

Другой вопрос, насколько, невзирая на модернизацию общественного сознания, подобное поведение и характеры отражают национальную психологию соотечественников. В этом смысле в фильме слышен мотив взаимоотношения коллективного сознания и личной свободы, традиционных и современных ценностей.

«Неделимое», снятое наподобие телеспектакля (такие часто показывали в советское время), увлекло разноуровневой драматургией, завязкой и развязкой сюжета, попыткой раскрытия характеров и юмористическими аллюзиями, понятными в основном отечественному зрителю. Только в отличие от спектакля места, где происходит действие, меняются с помощью волшебства монтажа — это дорога, таверна и уголок райской казахстанской природы для влюбленных. К «чувственно воспринимаемой» с экрана «действительности» добавляется виртуальная реальность теленовостей. Несмотря на смену декораций, действие происходит в замкнутом пространстве, в данном случае им становится дорога, которая никуда не ведет, кроме смерти. Дорога, ведущая в никуда, — знакомый образ из классических американских триллеров и прием, широко используемый в кинематографе.

Сюжетная линия «Неделимого», набирая обороты, приводит к кровавой развязке — краху и гибели всех героев. И погибают они по собственной же глупости от руки друг друга, что заставляет вновь вспомнить Тарантино. Каждый из персонажей имеет свой социальный статус, свое представление о морали и этике, свои жизненные привязанности и устремления.

Как сказала одна из зрительниц после премьеры фильма, которая состоялась в кинотеатре Chaplin Cinemas Mega, исходя из своих убеждений, целей и жизненного опыта, герои делают свои умозаключения и пытаются провести свою политику.

«Например, хороший полицейский гнул свою линию, а хозяин кафе — свою. Но всех их на дороге объединило одно — жажда легкой наживы. Другой мотив — циничное, безразличное отношение к человеческой жизни. После убийства одного из героев участники истории не остановились, не поразились, не стали скорбеть, а продолжили дележ денег,  заботясь лишь о своих эгоистических целях. Циничность отношения человека к жизни, когда она ничего не стоит даже для близких людей, мы встречам в фильмах Тарантино», — поделилась она впечатлениями.

Украденное неделимое никак не делится между действующими в истории персонажами, зато в закадровом мире настоящих махинаций — то вдруг увеличивается, то внезапно тает в телевизионных новостях. Банковские работники удвоили сумму украденного. Даже если бы грабители сдались и вернули краденое, то с них бы продолжали тянуть больше. А у арестованных молодоженов, посягнувших на плохо лежавшие рядом с трупами пять миллионов, нашли всего один.

В заключение хотелось бы отметить, что из всех ограблений банков, случившихся в нашем городе, одно из самых памятных — история про банду Мадана Мухлисова — все еще ждет своего киновоплощения.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки