Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий

Гни свою линию

Некоторые зрители углядели в нем сходство с картиной Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». Говорят, что кино похоже утрированием как сюжета, так и характеров персонажей и снято в свойственной Тарантино манере комической гиперболизации жестокости. Несмотря на подобную подачу насилия и убийств, события, показанные в фильме, могли, в определенной степени и с оговоркой, иметь место в жизни казахстанцев…

Сказать, что дело ограничивается внешним сходством — не сказать ничего. Можно было бы порассуждать на тему американизмов в казахском кинематографе, но думаю, что они в целом характеризуют тенденцию влияния массовой культуры на азиатское кино. На этом фоне есть и самобытные национальные решения голливудского жанра боевика, например, фильмы про гонконгскую и японскую мафию — отдельная страница восточноазиатского кинематографа. Примером может служить и артхаусная картина южнокорейского режиссера Пака Чхан Ука «Олдбой», приоткрывшая постмодернистское окно в «восточную жестокость».

Другой вопрос, насколько, невзирая на модернизацию общественного сознания, подобное поведение и характеры отражают национальную психологию соотечественников. В этом смысле в фильме слышен мотив взаимоотношения коллективного сознания и личной свободы, традиционных и современных ценностей.

«Неделимое», снятое наподобие телеспектакля (такие часто показывали в советское время), увлекло разноуровневой драматургией, завязкой и развязкой сюжета, попыткой раскрытия характеров и юмористическими аллюзиями, понятными в основном отечественному зрителю. Только в отличие от спектакля места, где происходит действие, меняются с помощью волшебства монтажа — это дорога, таверна и уголок райской казахстанской природы для влюбленных. К «чувственно воспринимаемой» с экрана «действительности» добавляется виртуальная реальность теленовостей. Несмотря на смену декораций, действие происходит в замкнутом пространстве, в данном случае им становится дорога, которая никуда не ведет, кроме смерти. Дорога, ведущая в никуда, — знакомый образ из классических американских триллеров и прием, широко используемый в кинематографе.

Сюжетная линия «Неделимого», набирая обороты, приводит к кровавой развязке — краху и гибели всех героев. И погибают они по собственной же глупости от руки друг друга, что заставляет вновь вспомнить Тарантино. Каждый из персонажей имеет свой социальный статус, свое представление о морали и этике, свои жизненные привязанности и устремления.

Как сказала одна из зрительниц после премьеры фильма, которая состоялась в кинотеатре Chaplin Cinemas Mega, исходя из своих убеждений, целей и жизненного опыта, герои делают свои умозаключения и пытаются провести свою политику.

«Например, хороший полицейский гнул свою линию, а хозяин кафе — свою. Но всех их на дороге объединило одно — жажда легкой наживы. Другой мотив — циничное, безразличное отношение к человеческой жизни. После убийства одного из героев участники истории не остановились, не поразились, не стали скорбеть, а продолжили дележ денег,  заботясь лишь о своих эгоистических целях. Циничность отношения человека к жизни, когда она ничего не стоит даже для близких людей, мы встречам в фильмах Тарантино», — поделилась она впечатлениями.

Украденное неделимое никак не делится между действующими в истории персонажами, зато в закадровом мире настоящих махинаций — то вдруг увеличивается, то внезапно тает в телевизионных новостях. Банковские работники удвоили сумму украденного. Даже если бы грабители сдались и вернули краденое, то с них бы продолжали тянуть больше. А у арестованных молодоженов, посягнувших на плохо лежавшие рядом с трупами пять миллионов, нашли всего один.

В заключение хотелось бы отметить, что из всех ограблений банков, случившихся в нашем городе, одно из самых памятных — история про банду Мадана Мухлисова — все еще ждет своего киновоплощения.

Статьи по теме:
Бизнес и финансы

​Рынки и доллар: любовь прошла, роман окончен

Движение на ослабление доллара снова в тренде

Люди и события

Дама полусвета

В ГАТОБ им. Абая состоялась долгожданная для алматинцев премьера балета «Манон»

Культура

У страха глаза велики

Шоу-кейсы отечественных и зарубежных театров на фестивале «Откровение» объединила тема «Посмотри своему страху в глаза»

Экономика и финансы

Национальные карманы

Правительство ищет дополнительные источники покрытия ненефтяного дефицита бюджета, помимо Нацфонда. Выбор пал на фонд соцстрахования