Музыка — родной язык

В декабре 2017 года исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося венгерского композитора Золтана Кодая. По его методике вот уже почти сто лет обучают музыке во многих странах мира, в том числе и в Казахстане

Музыка — родной язык

Самые известные венгерские композиторы — Имре Кальман, Ференц Лист, Бела Барток, создавшие популярные и любимые во всем мире классические музыкальные шедевры. Но среди них есть и те, кто внес весомый вклад в развитие музыкального образования и сохранение народного наследия. Один из них — педагог-новатор и музыковед-фольклорист Золтан Кодай, который создал свою методику музыкального просвещения и воспитания масс. В ее основу легло приобщение к народной музыке с детских лет, постижение ее в качестве родного музыкального языка.

Как рассказала казахстанская певица и музыковед Ирэн Аравина, в Казахстане метод Кодая был экспериментально внедрен еще в советские годы не только в профессиональные, но и в общеобразовательные школы. И имел большую популярность и много сторонников, наряду с методом немецкого композитора Карла Орфа — погружение в инструментальный ансамбль. Сейчас его отголоски сохранились во всех хоровых школах и широко применяются в дошкольном воспитании. Вопрос только в том, что прежде в каждой образовательной школе существовало два и более (по старшинству) хоров, а сейчас их просто нет. Детские хоры, в Алматы их двенадцать, сохранились только при музыкальных школах, резюмировала музыковед.

В начале прошлого века в европейских странах, в Германии, Польше, Австрии было разработано и внедрено немало музыкальных педагогических систем, в основе которых лежал экспериментальный подход. Благодаря им сформировалось не одно поколение музыкантов, способных быстро достигать эффективных результатов. Система Кодая основана на том, что в подсознании человека заложен национальный архетип, или музыкальный код, благодаря которому именно на практике, а не в теории, развивается интуитивное чувство ритма. Суть метода в погружении обучаемого в естественный мир опыта без искусственных приемов, через приобщение к живому, подвижному музыкальному материалу. Народная ладовая музыка способствует развитию глубокой внутренней потребности к творчеству и самореализации. Уже более 400 лет исполнилось европейской классике, а экспериментаторов в музыке стали готовить только в начале прошлого века, когда школы подарили культуре революционеров, способных создавать новое.

Метод Кодая опирается на музыкальный генофонд народа. Народная музыка всегда быстро узнаваема и легко отличаема друг от друга: немецкая от французской, греческая от украинской, русская от казахской. Сколько наций — столько и ладов, или звуковых ДНК. Любовь к родной земле закрепляется и через музыку. Народная ладовая музыка иррациональна, мифопоэтична, образна. Барочная симфоническая музыка — сверхнациональна, сознательно рационализирована и структурирована как научное знание, общезначима как математика, считает музыковед. Метод Кодая предполагает стихийную творческую самореализацию в музыке — пение в хоре, движение под музыку, танцы.

Творческое наследие Кодая –– шесть томов венгерской народной музыки, включая более тысячи детских песен, вошедших в учебные пособия, обучающие по его методу. Чтобы обеспечить переход от изучения народной музыки к постижению классических произведений, композитор сочинил тысячи песен и упражнений, составив шестнадцать учебных изданий, шесть из которых содержат несколько томов упражнений.

Деятельность Кодая была направлена на улучшение системы музыкального образования в стране. Он считал недостаточным преподавание музыки только в средних классах и выступал против использования на уроках некачественного музыкального материала. Композитор утверждал, что в начальной школе тоже необходимо обучение музыке и ей не хватает хороших учителей и учебных планов. Золтан Кодай задумал долгосрочное реформирование системы музыкального образования в начальной и средней школе. Он написал музыкальные композиции для детей и несколько трудов, повлиявших на преподавание музыки не только в его родной стране.

В 1945 году правительство Венгрии решило реализовать планы композитора в государственных школах, способствуя распространению его системы по всей стране. В 1950 году начала работать первая начальная школа с ежедневным преподаванием музыки. Успехи школы привели к открытию более ста подобных школ в следующем десятилетии. Уже через 15 лет около 50 процентов венгерских начальных школ стали музыкальными. Преподаватели музыки из разных уголков мира приезжали в Венгрию, чтобы посетить музыкальные школы Кодая. В 1973 году в Калифорнии состоялся первый симпозиум, целиком посвященный его методике. На нем было учреждено международное общество его имени. Сегодня его систему используют во всем мире.

Юбилей Кодая в Алматы отметят концертом в филармонии им. Жамбыла 24 января.

Статьи по теме:
Казахстан

Клёвые ковбои Алаколя

Рыболовно-туристический фестиваль "ОКУНЬКОЛЬ-2019"

Тема недели

К нам приближается инфляционный фронт

Потребительские цены возвращаются к повышательному тренду. Пока рост не критичен, но он рискует съесть прибавку реальных доходов населения и привести к замедлению экономики

Казахстан

Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования обсудили в Алматы

Реформа медстрахования в РК приблизилась к важнейшему моменту: с 2020 запускается вторая и самая главная часть реформы медицинского страхования РК, когда в механизм будут включены физические лица

Политика

Назарбаев против раскола

Демарш младореформаторов в начале 2000‑х породил фобию раскола элит. С того момента политическую конкуренцию уничтожали на корню