Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий

Гни свою линию

Некоторые зрители углядели в нем сходство с картиной Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». Говорят, что кино похоже утрированием как сюжета, так и характеров персонажей и снято в свойственной Тарантино манере комической гиперболизации жестокости. Несмотря на подобную подачу насилия и убийств, события, показанные в фильме, могли, в определенной степени и с оговоркой, иметь место в жизни казахстанцев...

 

Сказать, что дело ограничивается внешним сходством - не сказать ничего. Можно было бы порассуждать на тему американизмов в казахском кинематографе, но думаю, что они в целом характеризуют тенденцию влияния массовой культуры на азиатское кино. На этом фоне есть и самобытные национальные решения голливудского жанра боевика, например, фильмы про гонконгскую и японскую мафию – отдельная страница восточноазиатского кинематографа. Примером может служить и артхаусная картина южнокорейского режиссера Пака Чхан Ука «Олдбой», приоткрывшая постмодернистское окно в «восточную жестокость». 

Другой вопрос, насколько, невзирая на модернизацию общественного сознания, подобное поведение и характеры отражают национальную психологию соотечественников. В этом смысле в фильме слышен мотив взаимоотношения коллективного сознания и личной свободы, традиционных и современных ценностей. 

«Неделимое», снятое наподобие телеспектакля (такие часто показывали в советское время), увлекло разноуровневой драматургией, завязкой и развязкой сюжета, попыткой раскрытия характеров и юмористическими аллюзиями, понятными в основном отечественному зрителю. Только в отличие от спектакля места, в которых происходит действие, меняются с помощью волшебства монтажа – это дорога, таверна и уголок райской казахстанской природы для влюбленных. К «чувственно воспринимаемой» с экрана «действительности» добавляется виртуальная реальность теленовостей. Несмотря на смену «декораций», действие происходит в замкнутом пространстве, в данном случае им становится дорога, которая никуда не ведет, кроме смерти. Дорога, ведущая в никуда, - знакомый образ из классических американских триллеров и прием, широко используемый в кинематографе. 

Сюжетная линия «Неделимого», набирая обороты, приводит к кровавой развязке – краху и гибели всех героев. И погибают они по собственной же глупости от руки друг друга, что заставляет вновь вспомнить Тарантино. Каждый из персонажей имеет свой социальный статус, свое представление о морали и этике, свои жизненные привязанности и устремления. 

Как сказала одна из зрительниц после премьеры фильма, которая состоялась в кинотеатре Chaplin Cinemas Mega, исходя из своих убеждений, целей и жизненного опыта, герои делают свои умозаключения и пытаются провести свою политику. 

«Например, хороший полицейский гнул свою линию, а хозяин кафе – свою. Но всех их на дороге объединило одно – жажда легкой наживы. Другой мотив - циничное, безразличное отношение к человеческой жизни. После убийства одного из героев участники истории не остановились, не поразились, не стали скорбеть, а продолжили дележ денег – заботясь лишь о своих эгоистических целях. Циничность отношения человека к жизни, когда она ничего не стоит даже для близких людей, мы встречаем в фильмах Тарантино», - поделилась она впечатлениями. 

Украденное неделимое никак не делится между действующими в истории персонажами, зато в «закадровом» мире настоящих махинаций - то вдруг увеличивается, то внезапно тает в телевизионных новостях. Банковские работники удвоили сумму украденного. Даже если бы грабители сдались и вернули краденое, то с них бы продолжали тянуть больше. А у арестованных молодоженов, посягнувших на плохо лежавшие рядом с трупами пять миллионов, нашли всего один. 

В заключение хотелось бы отметить, что из всех ограблений банков, случившихся в нашем городе, одно из самых памятных — история про банду Мадана Мухлисова — все еще ждет своего киновоплощения.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

БРК наращивает кредитование экономики

Банк Развития Казахстана планирует ежегодно кредитовать несырьевые проекты на 400 миллиардов тенге

Культура

Искусство быть понятым

Важные культурные события Алматы остаются незамеченными широкой аудиторией из-за отсутствия рекламы либо сильно проигрывают по причине плохой организации

Тема недели

Преемникам здесь не место

Операция «Преемник» в Кыргызстане провалилась, но благодаря этому политическая система страны может обрести большую устойчивость

Политика

Без права на протест

Власть не готова расширить право на мирные собрания, а граждане не видят в мирных собраниях действенный инструмент коммуникации и давления