PRIME-тайм

Топ-менеджеры «Самрук-Казыны» объяснили свое понимание новых ценностей фонда

Одновременно и презентацией, и обсуждением новой корпоративной культуры фонда оказался таунхолл, проведенный ФНБ «Самрук-Казына» 14 декабря этого года в Астане. Темой ивента заявили «Культурный код “Самрук-Казына. Reinvention”». Все спикеры таунхолла, среди которых были не только представители фонда, но и его партнеры или бывшие сотрудники, обсудили новые ценности, положенные в основу корпкультуры обновленного ФНБ.

Базой новой корпоративной культуры ФНБ стали ценности PRIME  Partnership («партнерство»), Respect («уважение»), Integrity («целостность, честность»), Meritocracy («меритократия»), Excellence («превосходство, совершенство»). Как на практике реализуются ценности PRIME, должны были рассказать участники сессий.

Управляющий директор «Самрук-Казыны» по GR Нурлан Рахметов, говоря о партнерстве, выявил два его измерения. Первое партнерство внутри фонда, взаимодействие с портфельными компаниями. «Когда ты рекомендуешь и советуешь, это воспринимается ближе, и они этому следуют, нежели когда ты приказываешь. С этой точки зрения я считаю, что ценность партнерства работает на эффективность компании серьезнейшим образом»,  считает он. Второе измерение — внешнее, и здесь главный стейкхолдер — правительство, которое выполняет двойственную роль единственного акционера ФНБ «Самрук-Казына» и регулятора. Лучший способ избежать недопонимания и конфликтных ситуаций в данном случае — заразить идеологией изменений партнеров в государственных органах. «Мы хотели бы, чтобы философией изменений были заражены все, включая правительство»,  выразил желание Нурлан Рахметов. Судя по тому, что в правительстве начал работать проектный офис, можно сказать, что усилия, о которых говорит г-н Рахметов, не пропали зря.

Такую ценность, как уважение, организаторы таунхолла решили выразить через другую ценность — доверие. Это и доверие агентам трансформации, и партнерам из других структур. Свою лепту в уважение к фонду как к системообразующей организации вносит благотворительная и спонсорская деятельность.

Депутат сената парламента РК Дархан Калетаев, с 2009‑го по 2016 год курировавший это направление в фонде, рассказал о внедрении модели единого оператора корпоративной социальной ответственности компании Samruk-Kazyna Trust, которая позволила сэкономить десятки миллиардов тенге (объем помощи сократился с 68 млрд тенге в 2014‑м до 16 млрд в 2017‑м) и при этом расширить количество охваченных участников благотворительных и спонсорских программ.

Директор Добровольного общества «Милосердие» Аружан Саин напомнила о нескольких проектах, поддержанных «Самрук-Казыной».

«Уважение рождается в доверии. Когда фонд национального благосостояния доверяет общественным организациям деньги, чтобы помочь людям, находящимся в беде, это очень большое доверие, и мы стремимся оправдать доверие “Самрук-Казыны” и искренне верим, что вместе мы можем все победить и все преодолеть», — подчеркнула г-жа Саин.

Сердцевина корпоративной политики — этика сотрудников. В ходе трансформации в соответствии с лучшими мировыми практиками в компании была создана служба комплаенс, комплексно выстраивающая политику в сфере соответствия действий сотрудников законодательству РК и внутренним нормам компании. «Самое главное  “тон сверху”.

Это вовлеченность и лидерство высшего руководства в вопросах этики и честности, приверженность заявленным ценностям, — объяснил руководитель службы комплаенс фонда Ерден Раимбеков. — На практике это означает, что руководители демонстрируют, что для них является настоящими ценностями, как эти ценности ложатся в основу принимаемых решений. Когда руководство оценивает работников не только за результаты, но и за то, каким образом эти результаты были достигнуты, не были ли нарушены ценности».

Фонд много и нередко по делу критиковали за непотизм, поэтому в числе ключевых ценностей оказалась меритократия. Как эта ценность выражается в «полевой» работе портфельных компаний «Самрук-Казыны», описал управляющий директор «Казахтелекома» по персоналу Берик Битабаров: «В “Казахтелекоме” мы озабочены не только привлечением новых кандидатов, но и изменением внутренней корпоративной культуры.

Мы предоставляем равные возможности нашим кандидатам с точки зрения продвижения по службе, вознаграждения. Используем меритократию как инструмент корпоративной культуры для перехода от иерархической к рыночной модели корпоративной культуры».

Балжит Каур Гревал, управляющий директор по стратегии и управлению портфелем активов «Самрук-Казыны», объяснила, как увязывается ценность «совершенства» и стратегия компании. «Стремление к совершенству  наш моральный компас. Сложно сказать, что такое совершенство, но, наверное, это понятие вбирает в себя высокие стандарты, качество, стремление быть лучше и осуществление этого стремления. Когда мы слышим о Microsoft, Temasek или Goldman Sachs, то представляем лучших в своей отрасли. Все это компании, где внедрение инноваций и изменения  это последовательный процесс, заставляющий людей постоянно передвигать границы своих задач все дальше и дальше»,  заявила она. Г-жа Гревал считает, что стремление к совершенству прежде всего личная потребность каждого человека, это изучение нового, развитие горизонта знаний, изучение незнакомых языков и погружение в другую культуру.

Завершая мероприятие, Умирзак Шукеев напомнил, что изменение корпоративной культуры и являлось главной, наиболее сложной задачей трансформации. Эту задачу он как руководитель постоянно ставил впереди реализации прорывных проектов или структурных изменений.

«Мы говорили о культуре, которую надо менять. Пока мы не видим, как она влияет на стоимость, но когда мы выйдем на IPO, вы все ее увидите: ее зафиксируют аудиторы, которые будут проводить анализ компаний перед размещением», — уверенно заявил глава «Самрук-Казыны».

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так