Волшебство в стиле буфф

ГАТОБ подготовил алматинской публике традиционный зимний подарок – новую, ранее не исполнявшуюся у нас, оперу «Золушка»

Волшебство в стиле буфф

Эту оперу Россини написал в 1816 году всего за 24 дня, вдохновленный грандиозным успехом «Севильского цирюльника». Великий итальянский композитор изрядно похулиганил с одной из самых знаменитых сказок Шарля Перро, превратив ее, вместе с либреттистом Якопо Феррети, в комическое музыкальное произведение, сменив пол и род занятий ряда персонажей – мачеху на отчима, волшебницу на философа и поменяв туфельку на браслет. Но главное, что главные герои, принц и сама Золушка, остались прежними.  И хотя в интерпретация Россини она скорее юмористическая, нежели романтическая, добро все равно торжествует, побеждая глупость и корысть.

Россини хотел реформировать оперу, оживить ее, вернув значение сюжета и театральной драматургии, сделать ее более современной. Поэтому помимо великолепной музыки и исполняемых певцами партий, характерных для серьезной оперы времен барокко, для композитора творившего в жанре буфф, было важным само сценическое действие и подчинение его замыслу пения, игры актеров и других выразительных средств. В опере, поставленной на алматинской сцене режиссером Ляйлим Имангазиной и художником Вячеславом Окуневым, все это органично вплетено в сценографию. Ведь опера – это еще и зрелищное искусство, которое отличало роскошные постановки времен барокко, призванные впечатлить и развлечь публику. Но надо отметить, что современная сценография - это уже не просто симуляция места действия и декорирование перспективы, но создание театрального пространства окружающей среды минувших эпох и культур. Благодаря современным приемам сценического искусства образ рождается прямо на сцене во время спектакля, как бы из ничего. Сейчас в сценографии широко используются современные технологии, но главная задачи гармонично вплести их в классическое произведение, не теряя изящества академической традиции.

И хотя уже состоялась премьера спектакля, как обычно прошедшая с большим успехом и аншлагом, испытать необычные впечатления мне довелось именно на репетиции, прикоснувшись к таинствам театральной кухни. В высокотехнологичных декорациях, создающих атмосферу готической сказки и барочной роскоши, пели и играли солисты театра, не в привычных театральных костюмах, а в одежде повседневности. Вроде, обычные люди в футболках и джинсах, рубашках, галстуках и без, а творили волшебство классики силой музыки, голоса и пластики. Даже подумалось – а ведь интересно смотрелся бы сюжет, в котором наши современники попали бы в воображаемое прошлое барочной оперы и должны бы были играть по его правилам. Как это происходит с самими зрителями, приходящими в академический театр, чтобы перенестись в мир искусства из мира обыденности.

Как рассказал известный сценограф Вячеслав Окунев, который уже поставил в театре Абая семнадцатый спектакль (в целом на его счету более 400 постановок в разных театрах мира), от спектакля исходит энергия молодости и креатива потому, что в нем задействован молодой и талантливый состав.   

«Современный зритель избалован новыми приемами кинематографа – клипового мышления. Мы привыкли к экшн, к быстрым сменам впечатлений. Поэтому мы хотим, чтобы XXI век тоже был в этом спектакле. Он сделан режиссером в ироничной манере по принципу художественно-исторических ассоциаций. Если у нас есть ассоциация, что это происходит в саду, или в беседке – они на сцене появляются немедленно. Если мы говорим о письме – появляется письмо, которое мы читаем. Для этого у нас есть мультимедиа. Мы хотели, чтобы это были не просто сопутствующие картинки, а целостная ткань сюжета», - поделился тонкостями творчества художник.

Работу с современными технологиями на сцене также отметила заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина: “Благодаря современным технологиям, мы можем экспериментировать и это получается достаточно удачно. Видеоарт активно используется в театрах всего мира. У зрителя он вызывает не только современные ассоциации, но и дает ощущение прошлых эпох с помощью пейзажей и гобеленов". Зритель видит конечный результат, готовую продукцию, но за ней стоит не легкий труд огромного коллектива. Театр - целая фабрика по выпуску спектаклей, которые задумываются за полгода. Сначала художник представляет эскизы и вместе с режиссером разрабатывает спектакль. Солисты учат партии. Это бесконечные репетиции с певцами и оркестром. Когда все выучено, труппа переходит к сценическому воплощению. Тут в дело вступает режиссер, который работает с солистами, как с актерами, над разработкой характеров персонажей, а также выстраиванием драматургической линии и мизансцен. Это кропотливый труд, который требует терпения. На финишной прямой творческие силы сливаются в единое целое - на сцене участники процесса видят результаты работы друг друга. Выстраивается сценическое пространство, в котором живут и действуют персонажи. И, наконец, коллективное визуально-музыкальное пластическое произведение предстает перед зрителем, чтобы перенести его в атмосферу праздничного волшебства.

Статьи по теме:
Культура

Старый фестиваль в новом формате

Задача обновленного кинофестиваля Шакена Айманова — продвижение фильмов тюркоязычных стран

Казахстанский бизнес

Закинуть сети в интернет

Государство намерено обязать онлайн-продавцов публиковать полные данные о себе и товаре. Но этого недостаточно для защиты прав потребителей

Казахстанский бизнес

Железная рыночная власть

Государство приняло доводы металлургических заводов о том, что стране грозит дефицит лома. На четыре года был ограничен экспорт лома в страны, не входящие в ЕАЭС, что нанесло серьезный удар по ломозаготовителям

Повестка дня

Коротко

ПОВЕСТКА ДНЯ