Креатив горожан как бизнес-модель для города

Как открытость к новым идеям спасла экономику столицы главного американского нефтяного штата в период кризиса, позволив найти новые источники роста на десятилетия вперед

Креатив горожан как бизнес-модель для города

Американцы говорят: «нужна деревня, чтобы вырастить ребенка», имея ввиду, что требуется целое сообщество для развития и защиты маленького птенца. Писатель Эрик Вейнер в своем бестселлере «География гениальности» иронизирует, что в таком случае, нужен целый город, чтобы вырастить гения. Пытаясь понять, где и почему рождаются великие мыслители, автор приходит к выводу, что дело далеко не только в генах или усердной работе, а скорее в окружении, которое поощряет творческую личность. Он приводит в пример Афины, которые были открыты как для иностранных товаров, так и для странных людей и новых взглядов, и Кремниевую долину, ставшую магнитом для технологических новаторов.

Go Viral Reporting Tour организованный генконсульством США в Алматы для группы журналистов из Центральной Азии начинался в столице штата Техас, городе Остине. Один из первых вопросов, который был задан представителям госдепа: «Почему Остин и зачем мы здесь?». До нашего уголка мира слава этого места почти не доходит, но в западном полушарии об Остине слышали многие. Одни знают город как центр живой музыки, другие наслышаны про местный университет, третьи называют Остин меккой технологических стартапов. На первый взгляд совершенно непересекающиеся направления находят здесь возможности синергии, а креативные идеи поставлены на поток.

Что сразу бросается в глаза, так это то, что в столице нефтяного американского штата, меньше всего интересуются ценами на мировых товарных рынках. Мы-то, приехав из Казахстана, ждали встретить родственную душу, разделить с кем-то чаяния о низкой стоимости энергоресурсов. Все-таки Техас является крупнейшим из американских штатов производителем нефти и газа, на который приходится 25% нефтеперерабатывающих мощностей страны и 60% всей производимой в США нефтехимической продукции. Но на эту тему в столице штата как раз поговорить оказалось не с кем.

Да, здесь все ездят на огромных пикапах, самая популярная еда – это килограммовые куски мяса на гриле, а местный Капитолий немного выше главного Капитолия в Вашингтоне, как говорится, все большое в Техасе. Но при этом каждую пятницу в миллионном Остине можно найти примерно три сотни мест с приличной живой музыкой, а первый встречный в пабе непременно окажется драматургом, который клянется, что именно он придумал «Ла-Ла Ленд» в качестве театральной пьесы, а потом уже его знакомые в Лос-Анджелесе решили сделать из этого материала кино.

Город вообще стал пристанищем для артистов широкого профиля. Например, в Остине очень популярен стрит-арт, и здесь довольно много интересных изображений даже на центральных улицах города. Одна из самых известных туристических достопримечательностей — «Галерея под открытым небом Hope». Это недостроенное здание, которое местные любители граффити превратили в площадку для упражнений. Как правило, на стенах только диковинные надписи, но иногда появляются и крупные картины с философско-бытовыми или даже политическими коннотациями. Многие известные изображения на стенах города были созданы музыкантами, которые таким вот образом проводили свободное время. Теперь, в том числе у артистов, чаще возникает новое хобби – создавать инновационные стартапы.

Весело, ничего не скажешь

Влияние связанного с музыкой туризма на городскую экономику Остина ежегодно превышает 1,8 млрд долларов, поддерживая более чем 20 тыс. рабочих мест. Ежегодно в городе проходит более 250 музыкальных мероприятий. Однако здесь имеет место и многих других тематических событий, начиная с Остинского конкурса киносценаристов до хиппового Дня рождения ослика Иа.

Но фестивали появятся чуть позже, считается, что изначально на музыкальную карту мира Остин был нанесен благодаря телевидению. Austin City Limits выходит в эфир с 1974 года и является самым продолжительным музыкальным шоу в истории американского телевизионного вещания, а журнал Time включил его в десятку самых влиятельных музыкальных программ всех времен. Во многом благодаря этому шоу город прославился на весь мир как столица живой музыки. За это время поменялось многое, но не базовые принципы: продюсеры выбирают исполнителей, которых считают хорошими, не обращая внимания на их популярность или опыт, а затем просто уходят с дороги, позволяя артистом делать то, что они хотят. Здесь нет подложных аплодисментов, вторых дублей, монтажа и спецэффектов. Все честно. Для многих молодых музыкантов выступление на этом шоу становится важным шагом к известности.

Как отмечают руководители программы, во многом такой формат удается поддерживать за счет отсутствия рекламы. Когда на тебя не давит рекламодатель, нет необходимости гнаться за рейтингами, просмотрами и вносить правки в шоу, чтобы угодить заказчику. Финансируется шоу за счет фанатов и спонсоров, любящих проект, а выходит оно на некоммерческом канале PBS.

Том Гимбел, генеральный менеджер ACL, рассказывает, что шоу включает самые разные музыкальные форматы и широкий круг исполнителей. Он считает, что либерализм – вообще одна из главных причин того, что Остин так сильно притягивает самых разных творческих людей.

«Это то, что делает Остин Остином. В семидесятые годы многие артисты приезжали в Остин, потому что они встречали здесь толерантность, – говорит Том Гимбел. - Если ты имел в то время длинные волосы, у тебя могли быть проблемы в каком-то другом месте, а здесь все объединились вокруг музыки, и это все, что их интересовало. Сейчас вы можете видеть крупный бизнес, который приходит в город последние 20-30 лет. Компании приходят сюда, чтобы найти яркие молодые таланты. А тех в свою очередь привлекла сюда музыкальная культура. Бизнес поддерживают музыку, и мы расширяем известность города дальше - на весь мир. Появляются симбиотические отношения».

У ACL сегодня тоже свой популярный музыкальный фестиваль. Но главным событием в городе сегодня является, конечно, South by Southwest (да, это обыгрывание названия популярного фильма Альфреда Хичкока North By Northwest — “На север через северо-запад”).

Фестиваль South by Southwest (SXSW) впервые был проведен в 1987 году и задумывался как небольшое мероприятие для региональных музыкантов. Однако почти сразу он приобрел национальный масштаб и стал быстро набирать популярность. В этом году здесь выступили более двух тысяч артистов из 63 стран мира.

Постепенно фестиваль стал выходить за рамки исключительно музыкального. Сначала присоединилось кино. Здесь стали проходить мировые премьеры фильмов, проводятся десятки мероприятий в области кинематографа. Затем появилось интерактивное направление, посвященное новым технологиям и играм. Считается, что социальная сеть Twitter приобрела массовую популярность именно благодаря этому фестивалю. Также здесь было, например, объявлено и о запуске популярного мобильного приложения Foursquare. То, что показывают на интерактивном фестивале в этом году – говорит о главных трендах среднесрочной перспективы в новых технологиях. Кино, игры и развлечения – являются одними из самых динамично развивающихся частей фестиваля SXSW. В ходе фестиваля с выступлениями приезжают различные заметности. Здесь, в частности, выступили основатель SpaceX Илон Маск и бывший президент США Барак Обама. Под эгидой SXSW проходят теперь еще конференция по инновациям в образовании, конференция по проблемам окружающей среды и конференция, посвященная инновационным стартапам.

В 2017 году, по данным организаторов фестиваля, его экономическое влияние на город составило 350 млн долларов. Речь идет о бронировании отелей, транспортных расходах посетителей, расходы на рестораны, магазины и прочее. В этом году мероприятия фестиваля посетили более 400 тыс. человек. В то время как другие города по всему миру борются за право единожды провести у себя крупное спортивное или развлекательное мероприятие в Остине масштабный международный ивент проходит ежегодно.

Мы поинтересовались у Хью Форреста, директора интерактивного фестиваля South by Southwest (SXSW), как можно создать подобный по размаху фестиваль где-нибудь в другом месте, скажем, в Алматы. «Сейчас видите эти большие имена, вроде Барака Обамы, но надо понимать, что это заняло 30 лет работы, – с иронией отмечает Хью Форрест. - То что мы делали в начале было намного-намного-намного меньше. Когда вы беретесь за работу, вам стоит иметь ввиду, что нужны годы, прежде чем это станет большим и у вас появится реальная возможность преуспеть. Важно посеять идею, и быть там каждый год, чтобы ваша аудитория знала, где вас найти». Кажется, он все равно что-то скрывает, но нам пора двигаться дальше.

Как ковбои переобулись

В 1980-е, в период падения цен нефть и на аграрную продукцию дефицит городского бюджета Остина стал расти - крупный бизнес и университеты уходили из города, оставляя после себя пустые помещения и безработицу. Столица Техаса стала быстро превращаться в отсталый ковбойский городок.

Объединившись, представители бизнеса, городской администрации и крупнейшего университета, выделили для начала преимущества и возможности, которые есть у города. Главными из них оказались большое количество молодежи и ее креативность, которая находила отражение как в области музыки и искусства, так и в области предпринимательства. Еще одним преимуществом была дешевизна жизни, в том числе недвижимости, что вполне можно было ожидать от деградирующего города. Частный и государственный сектор решили приложить усилия и поддержать свою молодежь в их начинаниях, а заодно направить творческую энергию в полезное для экономики русло.

Индустрия IT-технологий сегодня играет большую роль в экономическом росте города. По данным Moody's Analytics, с 2010 по 2015 год количество рабочих мест в IT-сфере Остина увеличилось более чем на 37%, что являлось третьим по величине показателем в стране. В 2016 году такие исследования не проводились, однако, очевидно, что эта отрасль продолжает расширяться. В минувшем году Apple Inc. расширила свое присутствие в городе, завершив строительство кампуса площадью 1,1 млн квадратных футов. Более 6 тыс. сотрудников компании теперь работают в Остине. Рассказывая о том, почему именно Остин был выбрал для строительства крупного кампуса, в Apple отметили, что в городе есть большой контингент технических работников, обладающих необходимыми знаниями. Oracle создает новый корпоративный офис на участке в 27 акров (11 га) и расширит свою рабочую силу в районе на 50%. Samsung объявила о планах инвестировать дополнительно 1 млрд долларов и нанять новых сотрудников на своем производственном объекте в городе.

The Ewing Marion Kauffman Foundation ежегодно оценивает предпринимательскую деятельность в 40 крупных городах США. В 2016 году, второй год подряд, Kaufman Startup Index поставил Остин на первое место по активности стартапов и на второе по росту предпринимательской активности. CNBC при этом в 2016 году признал Остин «лучшим местом в Америке для начала бизнеса».

Университет Техаса в Остине является вторым крупнейшим работодателем в городе (после администрации штата и опережая администрацию города). По итогам 2016 года здесь трудится более 23 тыс. человек (2,38% всех рабочих мест метрополии). Университет также является важной частью городской экосистемы развития новых технологий.

Важной особенностью Университета Техаса является поддержка инноваций. При этом университет не только предоставляет возможности и ресурсы для научных исследований, но и помогает с рыночной реализацией новых разработок. Специально созданный бизнес-инкубатор учит инноваторов коммерческой составляющей их работы и помогает найти инвестора или обеспечить коммерциализацию идеи другим способом, превращая научную работу в предпринимательские инициативы.

За прошедшее десятилетие компании Остинского технологического инкубатора привлекли более 890 млн долларов в капитал от инвесторов и добавили около 1 млрд экономической стоимости городской метрополии, создав примерно 7 000 рабочих мест, обеспечив более 20 млн долларов налоговых поступлений. Только 19 компаний выпускников инкубатора 2016 года привлекли от инвесторов более 220 млн долларов в капитал.

Как рассказывают в руководстве университета, дополнительным бонусом этой работы стало большее вовлечение студентов в образовательный процесс, ведь теперь они видят, что математику и прочие знания можно применить на практике и чего-то достичь. Помимо появления интересных открытий и стартапов университет еще и стал важным поставщиком востребованных на рынок кадров, благодаря плотному взаимодействию с бизнесом. Это в свою очередь повысило интерес крупных американских компаний к перенесению в Остин своих производственных мощностей. Dell, например, давно плотно обосновался в городе. После старта новой политики университета в город пришли также Samsung, Apple, Google, GM, Motorola, Facebook и другие. А, например, IBM R&D Center и Amazon вернулись вновь в город после того как покинули его в период спада.

Такие люди

Business-Cycle Index используется федеральными регуляторами штата для измерения изменения экономических условий в метрополиях Техаса. Индекс учитывает уровень безработицы и занятости в несельскохозяйственных секторах, изменение реальной заработной платы, объем розничных продаж и т.п. По итогам 2016 года индекс Остинской метрополии вырос немного больше, чем на 7%. Это самый низкий рост за пять лет, похоже экономика региона от бурного роста перешла к более стабильному – последние пять лет рост индекса составлял в среднем около 9% в год. Однако это все равно самая бурно развивающаяся метрополия в штате и одна из самых быстрорастущих в стране.

Именно с этих фактов начинает нашу встречу мэр Остина Стив Адлер. Он производит впечатление очень сдержанного человека. Отвечая на любой вопрос, даже на шутливую реплику, он внимательно выслушивает собеседника глядя прямо на него, затем берет пару секунд на раздумье, и только после этого начинает говорить. Мы, конечно, пытаемся узнать, в чем секрет такого роста Остинской метрополии. Г-н Адлер считает, что в первую очередь дело в людях, и в особом сообществе, которое здесь сложилось. Он приводит интересный пример, когда жители решили сохранить чистым один из источников воды и обложили себя дополнительным налогом, чтобы на вырученные деньги выкупить земли вокруг источника и запретить там хозяйственную деятельность. Это в целом напоминает то, о чем нам рассказывали в Университете Техаса, когда говорили о том, как удалось объединиться бизнесу, государству и сообществу.

Стив Адлер отмечает, что сегодня город растет в первую очередь за счет технологических компаний и стартапов. Недавно даже одна из трех его дочерей в 26-летнем возрасте продала свой стартап – это была платформа, посвященная темам, очевидно, наиболее волнующим студентов: здоровому питанию и новым медиа.

«Уникальные черты города: креативность и предприимчивость. Мы показали это сперва в музыке, а потом в технологических стартапах . Для меня это вещи одного порядка – рассказывает г-н Адлер. - Один из популярных слоганов города: “Сохраним Остин странным”. В городе нормально быть другим, мы рады этому. Мы уже часто не замечаем , что люди в чем-то странны или необычны – к этому все привыкли». Это, по словам мэра, и делает город открытым ко всему новому. Примерно также описывал ситуацию менеджер ACL.

Кроме того, как считает глава города, местное сообщество отличается сплоченностью и дружелюбием, и всегда готово поддержать. «Остин - город где нормально идти на риск, – констатирует Стив Адлер. - Те, кто преуспевает с первого раза, не уверены - хороши они или просто удачливы. Люди, которые проваливаются, пытаются снова и учатся. Успех - это процесс решения новых и новых проблем. Это то, через что проходит стартап. В городе, где нормально терпеть неудачу, где никто тебя не осудит за это, люди идут на риск. Где это не нормально, люди очень осторожны и они не поддерживают новые идеи и изменения. Они не хотят что-то пробовать».

В начале уходящего года года U.S. News & World Report назвал Остин лучшим местом для жизни в США. Учитывались в частности наличие работы, стоимость и качество жизни, и чистая миграция. В долгосрочной перспективе ожидается, что население Остина будет продолжать расти быстрыми темпами. В прошлом году American City Business Journals прогнозировал рост населения в более чем 900 метрополиях и мкрополиях по всей стране. В исследовании говорится, что к 2040 году население Остинской метрополии вырастет на 98% до четырех миллионов. Это сделало бы район самым быстрорастущим в стране. Однако рост города рождает новые проблемы. Сюда приезжает много людей, и традиционное сообщество все больше фрагментируется, связи становятся менее устойчивыми. Растет трафик, растут цены на недвижимость и т.п. Теперь Остину предстоит бороться за то, чтобы, несмотря на популярность, сохранить свою аутентичность.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Деньги для самых маленьких

Финансирование деятельности микропредприятий существенно отличается от общего финансирования МСБ

Казахстанский бизнес

Видный сыр

Спрос на крафтовый сыр в Казахстане сформировал сам производитель

Тема недели

Армия труда в запасе

Перед правительством стоит сложнейшая задача — заставить так называемых самозанятых платить налоги. Еще труднее убедить их в том, что это нужно не только государству, но и им самим

Повестка дня

Коротко

Повестка дня