Тот самый вкус

Продуктовый магазин «Ферма у дома» — точка цивилизованного контакта фермеров и городских клиентов

Большие светлые окна, красивые витрины, а цены как на рынке. Основная продукция — много «молочки» с коротким сроком годности, масло, мясо. Все напрямую из фермерских хозяйств. «Ферма у дома» — магазин шаговой доступности нового формата. Дружественный фермерам магазин с социальными чертами и европейским обликом существует в Алматы уже больше года и, как показывает практика, этот формат востребован рынком.

Смычка города и аула

«Ферма у дома» — совместный проект представителей ритейла, Almeo Group (правда, их специализация скорее fashion, чем фуд-ритейл) и сельскохозяйственного бизнеса — «Байсерке Агро». Суть проекта проста — предложить жителям района самые свежие, при этом приемлемые по цене продукты от казахстанских производителей, в первую очередь — фермерских хозяйств. Обеспечивает низкую цену отсутствие лишних звеньев в цепочке «производитель—покупатель», а не экономия на дизайне или качественной отделке торговой точки.

Прототипом первой «Фермы у дома» стали европейские магазинчики, торгующие фермерской экопродукцией. Несмотря на то, что направление — куда двигаться — было определено, обсуждение конкретных деталей проекта, от оборудования до ассортиментной политики, сопровождалось жаркими спорами.

Открытие «Фермы у дома» в результате обошлось примерно в 50 миллионов тенге, самые большие затраты — на холодильное оборудование от лидера индустрии, Viessmann, около 55 тыс. евро. Стекла в магазине, торгующем фермерской продукцией, такие же, как в в автосалоне Bentley в Esentai Mall. Освещение и отделка тоже не подкачали — здесь ничего не напоминает битком набитые различными продуктами первой необходимости магазины у дома или маленькие рынки.

Открывшийся осенью 2016 года стильный магазин изменил среду вокруг себя. Вокруг хорошее освещение, сразу за торговой точкой — обновленная детская площадка, впереди — площадка со столиками. «Столиками перед магазином покупатели активно пользуются. У нас много продукции в маленьких бутылочках объемом 0,33, 0,5 литра. Летом многие берут выпечку, молоко или кефир и перекусывают прямо здесь», — говорит исполнительный директор Almeo First Product Анжела Копылова.

При выборе поставщиков «Ферма у дома» отдает предпочтение казахстанским производителям. Например, молочную продукцию (а ассортимент именно «молочки» с коротким сроком годности здесь, пожалуй, самый большой в южной столице) поставляют крестьянские хозяйства Алматы и области, исключение составляет лишь усть-каменогорский бренд «Эмиль». Львиная доля молочной продукции — от «Байсерке-Агро», благодаря прямым партнерским отношениям. Молоко «Разия», например, в продаже дешевле, чем в «Ферме у дома», не найти. Среди других поставщиков — Fresh House, крестьянское хозяйство «В.А.К.» с хорошо узнаваемой в регионе торговой маркой «От фермера».

«Мы стараемся вести поиск небольших производителей, сейчас вот буквально третий месяц работаем с крестьянским хозяйством “Светлана” с торговой маркой “Хуторок”. Это небольшая ферма в районе Чилика, которая начинала как подсобное семейное хозяйство. Но разрослась и сейчас производит на продажу очень хорошую продукцию с отличными вкусовыми показателями», — рассказывает г-жа Копылова.

Кто ходит в «Ферму» по утрам

Покупка молока не то что с пятидневным сроком хранения, а хотя бы в тетрапакете с утра и рядом с домом в Алматы часто превращается в квест, поскольку магазины у дома еще закрыты, а круглосуточные гипермаркеты — далеко. «Ферма у дома» перекрывает эту потребность, начиная работать в 8 утра и заканчивая в 11 вечера. Утром сюда прибегают жители соседних домов за молоком или выпечкой на завтрак, но основной поток покупателей — вечерний, это традиционная особенность магазинов шаговой доступности. Посещаемость «Фермы у дома» заметно зависит от дня недели, что тоже в принципе свойственно ритейлу шаговой доступности. В пятницу идет небольшой спад в торговле, и довольно заметное снижение — в субботу и воскресенье, поскольку именно на выходные люди идут закупаться в гипермаркетах, а магазинам у дома достается остаточный трафик. Например, на «Ферму» заглядывают за молоком с коротким сроком хранения и другой продукцией, которой нет в больших сетевых магазинах.

Анжела Копылова: «Мы стараемся вести поиск небольших производителей»

Средняя проходимость «Фермы у дома» — полторы-две тысячи человек в день. Более того, у магазина уже есть пул постоянных покупателей из других районов, которые целенаправленно едут сюда именно за фермерской продукцией, например, клиентам из микрорайонов «Калкаман» и «Самал» заезжать на неделе не по пути, и они планируют посещение «Фермы у дома» именно на выходные и просят самое свежее молоко, чтобы запасов хватило как раз дней на пять. «У нас есть постоянные покупатели, которые делают заказ продукции под себя, например, просят привезти пять-десять штук домашних кур из определенного фермерского хозяйства», — приводит пример Анжела Копылова.

Проект «Ферма у дома» запускался как социальный и, помимо продукции «Байсерке-Агро», которая здесь дешевле, чем где-либо еще, выдерживает минимальную наценку на рис, гречку, сахар, макаронные изделия эконом-сегмента. Формовой хлеб «Аксай Нан» здесь продают без какой-либо наценки вообще. Определенный сегмент покупателей приходит именно за этой продукцией, но в общем числе клиентов их доля незначительна.

Внимательный подход

Еще год назад создатели «Фермы у дома» думали о нескольких таких же красивых магазинах с фермерской продукцией в разных районах Алматы. Но пока планы по открытию новых «Ферм» откладываются. Казалось бы, в идее концепта все идеально сошлось — и городские жители получили доступ к свежей фермерской продукции, и фермеры — точку сбыта, у бизнесменов нет цели быстро отбить вложения, и они не задирают цены. Однако «Ферма у дома» до сих пор существует в единственном экземпляре.

Реализация концепта показала, что и сложностей у формата хватает. Основные из них связаны со спецификой продукции: молочная продукция с коротким сроком хранения — а ею занята едва ли не четверть площади магазина — товар нежный, требует к себе пристального внимания. «Это и отслеживание сроков, температурных режимов, своевременная замена у поставщиков. Молоко со сроком годности пять-шесть дней очень чувствительно к температурным режимам и производства, и доставки, особенно в летний период. Если где-то температурный режим нарушен, то мы это первыми увидим, потому что буквально на второй день молоко пропадает», — объясняет наша собеседница. Из-за тех же коротких сроков годности нельзя сделать запас товара, и продукцию приходится заказывать каждый день. Естественно, в случае проблем у поставщика — сбой на линии, профилактические работы — «Ферма у дома» остается с пустой полкой.

Вместе с фермерской «молочкой» в магазине появляется и фермерская мясная продукция, и фрукты-овощи. Домашние куры приходят от «Светланы», охлажденная говядина — из «Байсерке-Агро», причем сразу в виде полуфабриката: бефстроганов, лагманная нарезка. Срок годности подобной продукции — пять дней. Ассортимент мясной продукции, соглашаются на «Ферме», невелик и нужно бы его увеличивать, но пока не получается. Например, охлажденную курицу может поставлять «Алель Агро», но у этого поставщика нет возвратов и утилизации.

«Все поставщики у нас возвратные, они либо делают обмен на продукцию с подходящим сроком годности, либо возврат и привозят новую продукцию. Безусловно, это тоже сказывается на цене, поскольку в нее производителем закладываются либо дальнейшая переработка, либо утилизация — как, например, для мяса», — делится исполнительный директор Almeo First Product. Даже притом что цепочка посредников исключена, фермерская продукция с короткими сроками хранения все равно не самая дешевая.

Налог за фермера

Обычно, когда встает вопрос, почему супермаркеты не работают с крестьянскими хозяйствами, главный довод связан с объемами, которые крестьянские хозяйства обеспечить не могут. Но его не стоит считать основным, уверена Анжела Копылова. Супермаркетам действительно трудно работать с крестьянскими хозяйствами, поскольку продукцию последних нельзя «забыть» на приемке и выставить только часа через три, когда появилось свободное время. Даже разместив ее в холодильнике, необходимо постоянно отслеживать температурный режим: стоит лишь однажды упустить температурный скачок — и молоко прокиснет.

Утверждение о том, что крестьянским хозяйствам трудно работать с крупными игроками фуд-ритейла, — не менее справедливо. Условия входа в супермаркет — это и плата за ввод нового товара в торговую сеть, и за место на полке, ретро-бонус. Да и какой супермаркет возьмет товар не на реализацию, а на консигнацию или сразу за предоплату? Однако редкое крестьянское хозяйство может полтора месяца ждать, когда ему заплатят за заказ, скажем, 2 млн тенге (кстати, партию такого объема возьмет не каждый гипермаркет — объем небольшой), там-то процесс непрерывный, то корма нужны, то упаковка.

Получается, что формат, который предлагает «Ферма у дома», — неплохой выход из положения, но есть фактор, который тормозит развитие проекта (и он же влияет на то, что супермаркеты не хотят работать с фермерами). Почти все казахстанские фермерские хозяйства — это либо ИП, либо КХ, они не являются плательщиками НДС. «Ферма у дома» платит НДС, на это уходит около 2 млн тенге в квартал.

«НДС в квартал, к сожалению, выходит в астрономические суммы, потому что 80 процентов нашего ассортимента — это именно продукция крестьянских хозяйств. И уплата этого налога съедает у нас львиную долю прибыли», — говорит г-жа Копылова. Она давно работает в ритейле и непосредственно с FMCG, но только занявшись «Фермой у дома», поняла, почему в Казахстане практически нет подобных проектов — они просто не выдерживают налоговой нагрузки. «На молочную продукцию от фермерских хозяйств действительно высокий спрос, и оборот, который мы показываем, уже не позволяет нам работать без постановки на учет по НДС».

Концепт «Фермы у дома» подразумевает доступ горожан к качественной продукции, в том числе с небольшим ферм, но сейчас на НДС уходит почти вся прибыль проекта. Это главная причина, почему новые «Фермы у дома» не открываются с той скоростью, как хотелось бы ее создателям. Из-за этого же торговая точка очень осторожна в расширении ассортимента. «Мне бы хотелось ввести еще продукцию крестьянских хозяйств, например “Ауыл берекесi”, они работают в довольно высоком ценовом сегменте. И на данном этапе, просчитав бюджет, я понимаю, что не могу их сейчас раскручивать. Чем выше ценовой сегмент, тем, соответственно, больше сумма, на которую я продам. И тем выше налог, который я заплачу», — констатирует г-жа Копылова.

Если не стопроцентное освобождение от НДС, то освобождение от НДС на продукцию крестьянских хозяйств или какое-то регулирование по товарообороту — любое снижение налоговой нагрузки будет способствовать тому, что в жилых районах появятся новые «Фермы», да и другие игроки с подобной специализацией. Несмотря на существующие сложности, «Ферма у дома» как проект продолжит свое существование, в новом, 2018 году еще несколько точек сети должны появиться в южной столице и сделать жизнь района вокруг немного светлее и вкуснее.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Сложный шкурный вопрос

Кожевенная промышленность испытывает острый дефицит сырья. Причина — в большой доле нелегального вывоза шкур КРС. Предлагаемый запрет легального экспорта не решит проблемы, нужен более системный и рыночный подход

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Урановый листинг

«Казатомпром» планирует IPO на двух биржах: Астанинской и Лондонской.

Культура

Франция: перезагрузка

Фестиваль «Цифровая осень 2018»: французские арт-технологии и симфония для публики со смартфоном