Капля рынок точит

Органическое виноградарство — практика, набирающая все большую популярность. Казахстанским органическим виноградникам уже 15 лет

Ламбруско из органического винограда — новый продукт казахстанского производителя компании «Био Тау Жер», которая под маркой Chateau Karakemer производит вина именно из винограда с лозы, выращенной без применения гербицидов и пестицидов.

Виноделие — не самый распространенный вид бизнеса в Казахстане, органическое виноделие — тем более. Несмотря на то, что мировой рынок органических продуктов растет бурными темпами. И хотя спрос на эковино, безусловно, уступает спросу на экокартофель, это направление, и так непростого винодельческого бизнеса, основатели компании «Био Тау Жер» выбрали в начале 2000‑х годов, когда тренд «органик» в Казахстане еще никто практически не замечал. Не опираясь на государственную поддержку, «Био Тау Жер» удалось выстроить небольшой бизнес, сохранив винный кластер района и основав новую нишу на отечественном рынке.

Лоза каракемерская

Правильное выращивание винограда и производство вина казахстанская компания налаживала при поддержке специально приглашенных специалистов из Франции. Проверить каракемерскую землю на наличие вредных удобрений приезжали представители сертификационной компании из Италии — Suolo e Salute. Практически девственная чистота почвы их тогда удивила, но именно на такой результат основатели компании «Био Тау Жер» и рассчитывали — после развала Советского Союза на землях, выбранных под виноградники, никто удобрениями не пользовался. Весной 2003 года в казахстанский Каракемер с юга Франции, провинции Лангедок, привезли 100 тысяч саженцев Cabernet Sauvignon, Cabernet Franc, Fer-Servadou и Merlot.

Новый виноградник расположился на 20 гектарах, в хороший год с них можно собрать до 90–100 тонн винограда. Уходящий год, правда, назвать хорошим можно лишь очень условно — град, прошедший полосой именно через этот виноградник, погубил более 70% урожая. «Чудом собрали 15–20 тысяч тонн, так что вино урожая 2017 года у нас все равно будет», — говорит бренд-менеджер Chateau Karakemer Ернар Бали.

Вопрос знатокам

Спрос на органику традиционно выше в развитых странах и мегаполисах, в той же Франции, крупнейшем производителе вина в ЕС, достаточно потребителей, разбирающихся и в вине, и в вопросах органического производства. Но в Казахстане — даже в Алматы и Астане — таких потребителей немного. Большинство просто не придает особого значения формулировке, сопровождающей продукцию завода Chateau Karakemer о том, что вино изготовлено из органического винограда. Хотя это не просто слова — ежегодно компания проходит сертификацию, на виноградники «Био Тау Жер» приезжают зарубежные эксперты (в РК до сих пор нет соответствующей системы сертификации, хотя закон о производстве органической продукции принят два года назад), чтобы убедиться: виноград здесь выращивается по всем нормам органического производства.

В 2017 году казахстанский производитель сменил компанию, оказывающую услуги сертификации. Теперь проверять его будет ECOCERT, одна из самых крупных сертификационных компаний на рынке, около 70% пищевых органических продуктов во Франции и примерно 30% во всем мире имеют сертификат ECOCERT. Новые контролеры, с одной стороны, могут оказаться строже, с другой — имеют большой опыт и могут подсказать, как правильно действовать в тех моментах органического производства, которым прежние сертифицирующие компании внимания не уделяли. В очень отдаленной перспективе, не исключено, именно ECOCERT подтолкнет Chateau Karakemer на экспортные рынки, но пока этот продукт продается только в Казахстане.

«Био Тау Жер» продолжает выстраивать эффективную систему реализации вина из органического винограда — за минувший год компания вышла на полки сетевых магазинов, таких как «Рамстор», «Тоймарт», «Галмарт», «Беккер», и продажи потихоньку растут. Компании удалось создать свою, пусть пока небольшую нишу на казахстанском рынке вина. В «Био Тау Жер» мечтают, что государство обратит внимание на производителей органической продукции и, например, будет инициатором создания в каждом крупном супермаркете небольшого отдела только для такой продукции. Тогда усилия, вложенные в продвижение бренда, будут более результативными. «Мы проводим презентации, у нашего продукта есть покупатели. Проблема в том, что когда они целенаправленно идут в торговые точки, то просто не могут найти нашу продукцию в большой массе товара, поскольку супермаркеты берут его в очень ограниченном количестве, и пока сделают заказ, пока мы доставим — потенциальный покупатель уже ушел».

Несмотря на существующие сложности, в «Био Тау Жер» не сомневаются, что органическое производство стоит вложенных в него усилий. Планомерное развитие новой для республики отрасли органического виноградарства все-таки приносит свои плоды. И хотя спрос на органическое вино в Казахстане пока скорее латентный, спрос на продукцию Chateau Karakemer — уже вполне реальный.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня