Капля рынок точит

Органическое виноградарство — практика, набирающая все большую популярность. Казахстанским органическим виноградникам уже 15 лет

Капля рынок точит

Ламбруско из органического винограда — новый продукт казахстанского производителя компании «Био Тау Жер», которая под маркой Chateau Karakemer производит вина именно из винограда с лозы, выращенной без применения гербицидов и пестицидов.

Виноделие — не самый распространенный вид бизнеса в Казахстане, органическое виноделие — тем более. Несмотря на то, что мировой рынок органических продуктов растет бурными темпами. И хотя спрос на эковино, безусловно, уступает спросу на экокартофель, это направление, и так непростого винодельческого бизнеса, основатели компании «Био Тау Жер» выбрали в начале 2000‑х годов, когда тренд «органик» в Казахстане еще никто практически не замечал. Не опираясь на государственную поддержку, «Био Тау Жер» удалось выстроить небольшой бизнес, сохранив винный кластер района и основав новую нишу на отечественном рынке.

Лоза каракемерская

Правильное выращивание винограда и производство вина казахстанская компания налаживала при поддержке специально приглашенных специалистов из Франции. Проверить каракемерскую землю на наличие вредных удобрений приезжали представители сертификационной компании из Италии — Suolo e Salute. Практически девственная чистота почвы их тогда удивила, но именно на такой результат основатели компании «Био Тау Жер» и рассчитывали — после развала Советского Союза на землях, выбранных под виноградники, никто удобрениями не пользовался. Весной 2003 года в казахстанский Каракемер с юга Франции, провинции Лангедок, привезли 100 тысяч саженцев Cabernet Sauvignon, Cabernet Franc, Fer-Servadou и Merlot.

Новый виноградник расположился на 20 гектарах, в хороший год с них можно собрать до 90–100 тонн винограда. Уходящий год, правда, назвать хорошим можно лишь очень условно — град, прошедший полосой именно через этот виноградник, погубил более 70% урожая. «Чудом собрали 15–20 тысяч тонн, так что вино урожая 2017 года у нас все равно будет», — говорит бренд-менеджер Chateau Karakemer Ернар Бали.

Вопрос знатокам

Спрос на органику традиционно выше в развитых странах и мегаполисах, в той же Франции, крупнейшем производителе вина в ЕС, достаточно потребителей, разбирающихся и в вине, и в вопросах органического производства. Но в Казахстане — даже в Алматы и Астане — таких потребителей немного. Большинство просто не придает особого значения формулировке, сопровождающей продукцию завода Chateau Karakemer о том, что вино изготовлено из органического винограда. Хотя это не просто слова — ежегодно компания проходит сертификацию, на виноградники «Био Тау Жер» приезжают зарубежные эксперты (в РК до сих пор нет соответствующей системы сертификации, хотя закон о производстве органической продукции принят два года назад), чтобы убедиться: виноград здесь выращивается по всем нормам органического производства.

В 2017 году казахстанский производитель сменил компанию, оказывающую услуги сертификации. Теперь проверять его будет ECOCERT, одна из самых крупных сертификационных компаний на рынке, около 70% пищевых органических продуктов во Франции и примерно 30% во всем мире имеют сертификат ECOCERT. Новые контролеры, с одной стороны, могут оказаться строже, с другой — имеют большой опыт и могут подсказать, как правильно действовать в тех моментах органического производства, которым прежние сертифицирующие компании внимания не уделяли. В очень отдаленной перспективе, не исключено, именно ECOCERT подтолкнет Chateau Karakemer на экспортные рынки, но пока этот продукт продается только в Казахстане.

«Био Тау Жер» продолжает выстраивать эффективную систему реализации вина из органического винограда — за минувший год компания вышла на полки сетевых магазинов, таких как «Рамстор», «Тоймарт», «Галмарт», «Беккер», и продажи потихоньку растут. Компании удалось создать свою, пусть пока небольшую нишу на казахстанском рынке вина. В «Био Тау Жер» мечтают, что государство обратит внимание на производителей органической продукции и, например, будет инициатором создания в каждом крупном супермаркете небольшого отдела только для такой продукции. Тогда усилия, вложенные в продвижение бренда, будут более результативными. «Мы проводим презентации, у нашего продукта есть покупатели. Проблема в том, что когда они целенаправленно идут в торговые точки, то просто не могут найти нашу продукцию в большой массе товара, поскольку супермаркеты берут его в очень ограниченном количестве, и пока сделают заказ, пока мы доставим — потенциальный покупатель уже ушел».

Несмотря на существующие сложности, в «Био Тау Жер» не сомневаются, что органическое производство стоит вложенных в него усилий. Планомерное развитие новой для республики отрасли органического виноградарства все-таки приносит свои плоды. И хотя спрос на органическое вино в Казахстане пока скорее латентный, спрос на продукцию Chateau Karakemer — уже вполне реальный.

Статьи по теме:
Политика

Культура нечтения

Более 78% молодых казахстанцев не читают книги. Бахытжан Бухарбай связывает нелюбовь к чтению с нежеланием молодежи брать на себя ответственность

Международный бизнес

Кто в бизнесе главный?

Без стратегического маркетинга у компании нет перспектив

Тема недели

Перепоясать Центральную Азию

Проблемы, связанные с реализацией проекта «Пояс и путь», не переломят общий тренд на ориентацию экономики Казахстана на взаимодействие с Китаем

Культура

Космический корабль по доступной цене

Завершился девятый сезон показов Mercedes-Benz Fashion Week Almaty