Поковыряемся в сознании

Редакционная статья

Поковыряемся в сознании

Идеологический фронт работы безраздельно своим считает любая власть. Это ее право и прерогатива — намечать цели развития и выбирать стиль и формы того, как организовать общество для выполнения данных целей. Редко нам, обществу, предлагается что-то пообсуждать о национальной идее, конструировании культурного кода и тому подобном. В статье президента Назарбаева о модернизации общественного сознания глава государства подчеркивает, что «делится видением» в отношении новой идеологии нациестроительства. Правительство сразу же взялось выполнять предложенный план по пунктам, не дождавшись никаких альтернативных предложений.

Почему мнение самого общества относительно модернизации его сознания чиновников не особенно интересовало?

Во-первых, потому что власть легитимна, выбрана этим населением почти единогласно. Уровень поддержки в последние 10 лет превышает 80%. «Поддерживаете, доверяете — так чего же вам беспокоиться, решим этот вопрос за вас». Во-вторых, дискутировать в Казахстане сейчас не с кем. Практически не осталось нерекрутированных в те или иные властные или околовластные структуры интеллектуалов, к чьему мнению прислушивались бы «широкие слои населения». Нет оппозиции — интеллектуалов с альтернативной повесткой дня и программой действий.

В-третьих, мы, общество, сами не уверены, хотим ли менять свое сознание. Если речь идет о том, чтобы смотреть на жизнь, как более успешные нации, то скорее нет, чем да. Это ведь означает нести ответственность за свой двор, улицу, город, постоянно учиться, стремиться честно конкурировать, не давать откаты.

В-четвертых, предложения властей — очень выдержанные, компромиссные, они рассчитаны на то, что большинство населения с ними заранее согласится. Расписано там все, как всегда, красиво. Но планы-то нас никогда и не подводили, подводила реализация.

И все-таки, несмотря на то, что его не спрашивают, некоторые вопросы наше общество задать должно. В программе модернизации общественного сознания сформулирован запрос на современные западные ценности — деловитость, предприимчивость, проактивность, креативность, открытость к изменениям. Однако готовы ли мы перенять полный набор ценностей, который прилагается к западному образу жизни? Например, толерантность к меньшинствам, признание их права быть частью той самой сильной и ответственной нации, о которой пишет президент Назарбаев.

Если эта нация априори готова принимать в свои ряды предприимчивых трилингвов, проявляющих гражданскую активность, то примет ли она, например, представителей Kok Team, группы из казахстанского ЛГБТ-сообщества, участники которой пишут оригинальные авторские тексты на литературном казахском (по крайней мере, в этом уверяют знатоки языка, не принадлежащие к ЛГБТ-культуре, которым мы показывали заметки членов группы), русском и английском, заявляя свою гражданскую позицию? Признаем, что в нашей стране сложно дать публичный ответ на этот вопрос, с кем-нибудь не поссорившись.

Нас призывают быть креативными и проактивными, так извольте другой пример. Креативный стрит-арт художник Паша Кас нарисовал на торце темиртауской брежневки «Танец» Анри Матисса. Фишкой его работы стало то, что танцовщицы на рисунке кружатся вокруг черной трубы, из которой валит черный дым. Дополняют работу реальные ненарисованные дымящие трубы карагандинской магнитки (только по недоразумению не вошедшей в сакральную карту страны). В работах Паши Каса всегда содержится протест, а к протесту («против кого это протестовать удумал, что не нравится?») у нас относятся крайне настороженно. Наверное поэтому художника, прославившегося на все постсоветское пространство, не включили в список «100 новых лиц». И в список представителей современной культуры РК он, кстати, тоже не вошел. Спасибо, что из молодых и действительно популярных там есть музыкант Галымжан Молданазар.

И последнее. Времена, когда инструменты конструирования нации находятся только в руках элиты, уходят. Современные средства массовой информации и социальные сети позволяют нации самостоятельно участвовать в создании своего культурного кода. Сегодня достаточно инструментов для того, чтобы менять социальную, экономическую и даже экологическую среду вокруг себя и масштабировать этот опыт. В этом номере мы хотим рассказать нашим читателям несколько историй о том, как казахстанцы, не дожидаясь очередной госпрограммы, попытались изменить сознание, свое и окружающих, а также мир вокруг себя.

Читайте тему номера: Параллельными курсами
Статьи по теме:
Общество

Включающее искусство

Алматинские театры реализуют социально значимые — инклюзивные и интерактивные проекты

Общество

Таланты ищут там, где лучше

В Казахстане растут темпы урбанизации, а правительство предпринимает некоторые шаги для того, чтобы города смогли конкурировать за инвестиции и умы

Экономика и финансы

Пора убивать ставки

Дефицит тенговой ликвидности в банковском секторе в целом преодолен. Настало время для решения проблем с высокими ставками по вкладам и нестабильностью депозитов населения

Казахстанский бизнес

Проводники красоты

Казахстанский производитель вывел на рынок отечественную косметику премиум-класса