Что цифра для культуры?

Эффективнее использовать экономический потенциал культуры помогает цифровой маркетинг

В развитых странах потенциал цифровых технологий уже широко используется для формирования экономики культуры. В Казахстане он только осознается обществом как способ индустриализации культуры, постановки ее на экономические рельсы. Использование этого цифрового потенциала возможно через обретение знаний и навыков IT-маркетинга в культурной сфере. Успех в этом процессе во многом зависит от специалистов, готовых делиться опытом на своих тренингах и семинарах. Один из них — тренер ЮНЕСКО по международным конвенциям и культурной политике, доктор экономических наук, консультант Лидия Варбанова.

Ее тренинги по стратегическому управлению, творческому предпринимательству, организационному развитию и наращиванию потенциала в культуре прошли уже в 55 странах мира. Болгарка по происхождению, г-жа Варбанова живет в Канаде, читает лекции на русском и регулярно приезжает в РК, чтобы повысить потенциал отечественных арт-менеджеров, искусствоведов и журналистов. Ее последний авторский тренинг о важности использования цифрового маркетинга в искусстве и арт-менеджменте состоялся в Фонде первого президента по инициативе ОФ Cultural Dialogue.

— Оцените потенциал казахстанской культуры, возможности использования в ней digital-технологий.

— Я вижу много возможностей для развития, вижу большое будущее. Когда что-то в стране отсутствует или слабо развито, это нужно воспринимать не как проблему, а как возможность. В такой ситуации всегда можно начать что-то новое в качестве предпринимателя и стратега. Это возможность не только для отдельных личностей, но и для целых творческих коллективов — видеть, узнавать, осмыслять, что собой представляют, как работают новые технологии и как их можно использовать. Их надо применять, начиная с более простых и дешевых, затем переходя к более сложным, эффективным и дорогостоящим.

Необходимо работать на разных уровнях. На индивидуальном — как человек и творец искусства, который должен повысить свой уровень знаний, пройдя оф- и онлайн курсы, чтобы увидеть и понять, что делают другие, а потом попробовать самому. Многие организации работают вместе, чтобы идти в ногу со временем, оперативно реагируя на его запросы. Организации, успевающие реагировать вовремя, всегда создают культурный продукт в партнерстве. А сотрудничать и взаимодействовать друг с другом дают возможность онлайн-технологии: маркетинг, фандрайзинг, продажа билетов через интернет, представление музеев на веб-странице. Помимо двух названных уровней индивидуального и коллективного, внедрять новые технологии необходимо на государственном уровне, то есть в рамках культурной политики. Часто государство, помогая культуре, забывает про развитие технологий. Государству следует чаще финансировать культурные мероприятия, базирующиеся на цифровых технологиях.

Таким образом, цифровые технологии в руках IT-грамотных художников, менеджеров, культуртрегеров станут источником создания новых рабочих мест и новых рынков, способствующих повышению конкурентоспособности Казахстана в мире. Уже сегодня культурная и креативная индустрия является третьим по величине работодателем в Евросоюзе и обеспечивает работой больше молодежь, чем иной сектор экономики. Уже ни для кого не секрет, что цифровая революция трансформирует культуру, как и другие аспекты нашей жизни. Благодаря ей вырос уровень культурной и креативной активности, появились новые формы взаимодействия с аудиторией, изменились процессы производства и распространения творческих продуктов. Это надо принять как непреложную данность.

— Что цифровые технологии могут дать культуре и искусству, как могут способствовать их развитию?

— Можно использовать их для создания продуктов культуры онлайн, создать продукт, который не существует офлайн. Можно использовать для сбора денег — краудфандинг, фандрайзинг, можно для распространения и продвижения — это цифровой маркетинг. Можно для продажи: многие делают онлайн-галереи, магазины, ремесленные мастерские. Возможности разные и могут работать вместе одновременно — это дигитальная стратегия. Самый хороший вариант, когда все эти цифровые возможности включаются в общее видение организации, когда мы не просто их используем, а понимаем зачем. Почему — центральный вопрос стратегии. И цифровые технологии — важная ее часть, включая брендирование продукта и компании, а также общение и интерактивное взаимодействие с аудиторией, как офлайн, так и онлайн.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года