Что цифра для культуры?

Эффективнее использовать экономический потенциал культуры помогает цифровой маркетинг

В развитых странах потенциал цифровых технологий уже широко используется для формирования экономики культуры. В Казахстане он только осознается обществом как способ индустриализации культуры, постановки ее на экономические рельсы. Использование этого цифрового потенциала возможно через обретение знаний и навыков IT-маркетинга в культурной сфере. Успех в этом процессе во многом зависит от специалистов, готовых делиться опытом на своих тренингах и семинарах. Один из них — тренер ЮНЕСКО по международным конвенциям и культурной политике, доктор экономических наук, консультант Лидия Варбанова.

Ее тренинги по стратегическому управлению, творческому предпринимательству, организационному развитию и наращиванию потенциала в культуре прошли уже в 55 странах мира. Болгарка по происхождению, г-жа Варбанова живет в Канаде, читает лекции на русском и регулярно приезжает в РК, чтобы повысить потенциал отечественных арт-менеджеров, искусствоведов и журналистов. Ее последний авторский тренинг о важности использования цифрового маркетинга в искусстве и арт-менеджменте состоялся в Фонде первого президента по инициативе ОФ Cultural Dialogue.

— Оцените потенциал казахстанской культуры, возможности использования в ней digital-технологий.

— Я вижу много возможностей для развития, вижу большое будущее. Когда что-то в стране отсутствует или слабо развито, это нужно воспринимать не как проблему, а как возможность. В такой ситуации всегда можно начать что-то новое в качестве предпринимателя и стратега. Это возможность не только для отдельных личностей, но и для целых творческих коллективов — видеть, узнавать, осмыслять, что собой представляют, как работают новые технологии и как их можно использовать. Их надо применять, начиная с более простых и дешевых, затем переходя к более сложным, эффективным и дорогостоящим.

Необходимо работать на разных уровнях. На индивидуальном — как человек и творец искусства, который должен повысить свой уровень знаний, пройдя оф- и онлайн курсы, чтобы увидеть и понять, что делают другие, а потом попробовать самому. Многие организации работают вместе, чтобы идти в ногу со временем, оперативно реагируя на его запросы. Организации, успевающие реагировать вовремя, всегда создают культурный продукт в партнерстве. А сотрудничать и взаимодействовать друг с другом дают возможность онлайн-технологии: маркетинг, фандрайзинг, продажа билетов через интернет, представление музеев на веб-странице. Помимо двух названных уровней индивидуального и коллективного, внедрять новые технологии необходимо на государственном уровне, то есть в рамках культурной политики. Часто государство, помогая культуре, забывает про развитие технологий. Государству следует чаще финансировать культурные мероприятия, базирующиеся на цифровых технологиях.

Таким образом, цифровые технологии в руках IT-грамотных художников, менеджеров, культуртрегеров станут источником создания новых рабочих мест и новых рынков, способствующих повышению конкурентоспособности Казахстана в мире. Уже сегодня культурная и креативная индустрия является третьим по величине работодателем в Евросоюзе и обеспечивает работой больше молодежь, чем иной сектор экономики. Уже ни для кого не секрет, что цифровая революция трансформирует культуру, как и другие аспекты нашей жизни. Благодаря ей вырос уровень культурной и креативной активности, появились новые формы взаимодействия с аудиторией, изменились процессы производства и распространения творческих продуктов. Это надо принять как непреложную данность.

— Что цифровые технологии могут дать культуре и искусству, как могут способствовать их развитию?

— Можно использовать их для создания продуктов культуры онлайн, создать продукт, который не существует офлайн. Можно использовать для сбора денег — краудфандинг, фандрайзинг, можно для распространения и продвижения — это цифровой маркетинг. Можно для продажи: многие делают онлайн-галереи, магазины, ремесленные мастерские. Возможности разные и могут работать вместе одновременно — это дигитальная стратегия. Самый хороший вариант, когда все эти цифровые возможности включаются в общее видение организации, когда мы не просто их используем, а понимаем зачем. Почему — центральный вопрос стратегии. И цифровые технологии — важная ее часть, включая брендирование продукта и компании, а также общение и интерактивное взаимодействие с аудиторией, как офлайн, так и онлайн.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Цель в коридоре

На инфляцию влияет столько разных факторов, что усилий одного Национального банка для ее снижения недостаточно

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстан

“Четверка” с плюсом

Минэк отчитался о росте ВВП на 4% по итогам 2017 года. Это значит, что Казахстан возвращается к докризисным темпам роста

Казахстан

Гни свою линию

На отечественные киноэкраны вышел казахский вестерн «Неделимое». И дело не только в том, что действие происходит на фоне родных прерий