Технологии — не главное

Четкое видение, каким должен быть город в будущем, служит залогом успешного превращения города в Smart City

Город служит людям, предоставляя им комфортные условия проживания, доступ к образованию и так далее, а также обеспечивает социальную и технологическую трансформацию. Это два основных фактора, на которых базируются города, по мнению гендиректора испанской City Transformation Agency Энтони Вивеса. В 2011–2015 годах г-н Вивес был вице-мэром столицы Каталонии, Барселоны, и возглавлял проект трансформации и цифровизации города. Барселона сейчас считается одним из самых «умных» городов мира (см. «Столица инноваций»).

В Алматы г-н Вивес был одним из спикеров IDC Smart City Forum 2017 и свое выступление начал с показа ролика о Берлине начала XX века. «Обратите внимание, — сказал он, — в 1910 году Берлин был самым продвинутым городом в мире. Вы видите, какие красивые люди, как много красивых зданий, самый лучший общественный транспорт в мире, но люди еще много ходят пешком. Газовое освещение. Для своего времени Берлин — отличный пример “умного” города. Но почему наши современные города сейчас не так хороши? У нас так много денег и технологий, так почему же наши города в действительности выглядят кошмарно?»

Существуют две модели организации городов, считает Энтони Вивес: правильная и неправильная, соответственно, есть хорошие города и плохие, хорошие и плохие архитекторы, хорошие и плохие урбанисты. Но начать изменения к лучшему никогда не поздно, ведь преобразование городов — это политическая задача, уверен эксперт.

Город для людей

— В своем выступлении вы говорили о консультантах и компаниях, которые предлагают технологические решения для «умного» города, и о том, что не стоит им слепо доверять. Почему?

— Я не против консалтеров в этом вопросе: я же один из них! Но что я пытаюсь донести: когда консалтеры, вендоры, компании, вроде Microsoft или IBM, получают хорошего клиента, они продают ему готовый продукт. Если я не знаю, что вам нужно, я просто беру свой каталог и подсовываю его вам. Это похоже на продажу индейцам стеклянных бус и зеркал. Порой консультанты продают такие же красивые, но не имеющие ценности для города девайсы: новейшие датчики, клевые светофоры. А потом консультанты уходят и ничего не меняется, то есть ничего хорошего этим индейцам, в смысле — городам, они не оставляют.

Если компании приходят просто получить большую прибыль, просто как поставщики, они не нужны городу. Городу нужны партнеры, а не продавцы

Если же я знаю ваши нужды, я могу предложить что-то более конкретное. Еще лучше, когда город понимает свои проблемы и видит пути решения проблем. Вы же знаете, как расшифровывается слово smart в контексте понятия smart city? S — sociable, то есть коммуникабельный, дружеский, M — measurable, измеримый, A — adjustable, регулируемый, R — responsive, отзывчивый, и T — trackable, отслеживаемый. Нам сейчас важно довести нашу аналитику до такого уровня, чтобы получать ответы по всем этим параметрам.

Вот есть, например, Наталья — ей 75 лет, она живет одна в многоквартирном доме советской постройки. У нее достаточно хорошая квартира, но есть проблемы — протез и трудности с передвижением. И теперь ответьте на вопрос: отвечают ли потребностям этой горожанки все те бусы и зеркала, которые продали городу консультанты? Нет. Вендоры должны становиться партнерами городов, чтобы реально решать проблемы горожан. А если компании приходят просто получить большую прибыль, просто как поставщики, они не нужны. Городу нужны партнеры, а не продавцы. Сегодня цифровой мир позволяет нам использовать технологии для решения проблем. Благодаря технологиям мы впервые можем посчитать, сколько таких Наталий у нас проживает в Алматы, можем решать проблемы каждой из них, пусть их даже 30 тысяч. Располагая информацией, мы можем планировать бюджет, находить компании, которые будут работать с каждым из таких горожан. Именно такой функционал и делает город «умным». Все остальное — это ерунда, просто продажа браслетиков и зеркал.

— Насколько «длинные» стратегии нужны городам?

— Города, мэры, заместители мэров должны стать хорошими клиентами, но до этого они должны определиться, что нужно городу на 20 лет вперед. Это непросто. Необходимо разрабатывать такое видение. Можно пригласить консультантов в дорогих костюмах, которые расскажут вам о супертехнологичных решениях, предложат строить новые огромные дороги и громадные подвесные эстакады. Не верьте им, на самом деле все эти консультанты просто пытаются заработать деньги. Что вам действительно необходимо сделать — посмотреть на ваш собственный город и задуматься над вопросом: кто вы, казахстанцы, откуда пришли, в какое будущее хотите двигаться, что является вашим видением, как вы осознаете себя и как хотите это осознание отразить на практике, изменив ваш город? Требуется видение.

— Что еще необходимо сделать местным властям, чтобы сформировать это видение? Они должны использовать для этого лучшие практики, коммуницировать с горожанами?

— Судя по тому, что я наблюдаю здесь, у властей Алматы уже есть сильное видение. Еще один важный момент — необходима уверенность, что реализация проекта принесет реальные результаты, которые будут понятны всем группам горожан.

— Но для этого необходима постоянная коммуникация с населением.

— Когда в городе идет трансформация, необходимо постоянно общаться, выстраивать взаимоотношения с жителями города. При этом постоянные коммуникации не означают, что власти будут спрашивать вас, нравится вам это или нет. На мой взгляд, проект — дело профессионалов. Разговор должен быть не о проекте, а о его критериях. Допустим, у вас в округе хотят сделать парк, и я как представитель власти должен у вас спросить: «Какой парк вам нравится? Что бы вы хотели в нем видеть?» На основании ответов населения составить своего рода лист пожеланий, критериев, базируясь на которых, профессионалы сделают несколько проектов, а на публичном конкурсе будет выбран лучший вариант.

— Но ведь тогда не исключена ситуация, при которой горожане имеют одно видение, а власти — другое…

— Это случается. И тогда представители власти, мы говорим о демократически избранной власти, говорят: «Мы должны принять очень тяжелое решение, но через год вы увидите, что это тяжелое решение было полезным для нас всех». Если принято неправильное решение, видение оказалось ошибочным, на следующих выборах горожане просто не выбирают людей, которые допустили ошибки.

Трудный выбор

— Какие ошибки власти совершают, трансформируя города?

— В самом начале трансформации Барселоны было много компаний. Одни делали одно, вторые — другое, все это не очень интегрировалось и не особо было нам нужно. В результате мы просто потеряли очень много времени на то, чтобы разобраться с этим хаосом. В итоге были приняты 22 программы, внутри них разрабатывались соответствующие проекты, затем мы начали работать с нашими горожанами. Необходимо вовлекать общественность в работу, менять менталитет людей, менять их отношение: они должны говорить с нами, мы должны отвечать на их запросы.

Еще одна из наших ключевых ошибок — непонимание того, как правильно начать, непонимание необходимости сразу и много инвестировать в общественные пространства. Общественные пространства — это основа для изменений в городе.

Другая ошибка — думать, что технологии все сами изменят в лучшую сторону. Вы покупаете мобильную систему для светофоров в надежде, что теперь-то она будет регулировать работу светофоров так, что пробок не останется. Это неправда. Улучшения будут, но незначительные — на 0,5–1 процент. Я хочу сказать, что, покупая решение, вы должны быть уверены, что это решение даст нужный вам результат. И, конечно, нужно понимать, что нет волшебной палочки, которой вы взмахнули — и все, какая-то городская проблема перестала существовать.

— Но в Барселоне ведь как-то смогли избавиться от пробок?

— Скорее за счет сокращения количества личного транспорта примерно на 20 процентов.

— Сложно это представить в Алматы.

— Казахстан — богатая страна, Алматы — богатый город. Знаете, все зависит от того, куда вы вкладываете деньги. Если вы вкладываете их в строительство скоростных дорог, то получите еще больше машин. Если вы вкладываете больше в систему общественного транспорта, машин будет меньше. Это политический выбор. Нам тоже говорили, что мы не сможем убрать машины с улиц, но мы сделали это. Уменьшить число частных транспортных средств очень просто: нужно повысить эффективность и увеличить численность единиц общественного транспорта, а также видоизменить, полностью переосмыслить движение транспортных потоков. Я возглавляю партию против навесных дорожных эстакад. И не я один не люблю эстакады. Когда-то в Барселоне на одной из улиц решили, чтобы уменьшить пробки, возвести ряд эстакад и пустить поток по двум основным трассам в два уровня. Сооружения построили быстро, и надо сказать, окрестности они изменили до неузнаваемости. А результатом стало, во-первых, появление новых заторов там, где их раньше не было, а во-вторых, недовольство местных жителей, которых соседство с эстакадами не радовало. Знаете, чем закончилось дело? Эстакаду разобрали. На месте эстакады теперь большой зеленый участок, общественное пространство.

— Вы бывали во многих городах СНГ. Они все имеют схожие проблемы?

— Мы с вами можем быть не похожими друг на друга, но на приеме у врача может выясниться, что у нас одинаковая проблема, например, простуда. Хороший доктор предложит решение для каждого. Возможно, оно будет одинаковое, а возможно — нет. В городах все точно так же: есть схожие проблемы, например, загрязненный воздух. Я все-таки хочу подчеркнуть, что реальный вызов для Алматы — найти свою идентичность, представление, каким город будет через 20, через 50 лет. И исходя из этого назначать лечение.

— Технологии — не самая важная часть «умного» города?

— Технологии просто позволяют делать многие вещи. Но город конца XIX — начала XX века с газовыми фонарями и паровыми машинами тоже «умный» для своего времени. В каждый период вы используете технологии для улучшения качества жизни людей, но технологии — не самоцель.

Столица инноваций

Барселона — европейский лидер трансформации общественных пространств, повышения качества жизни горожан, развития экологии и местной экономики. Рассказывая о примерах из практики каталонской столицы, Энтони Вивес впечатлял алматинцев элегантными решениями.

Один из ярких примеров — система орошения речного парка. Сообщив о том, что ежегодный объем осадков в Барселоне сопоставим с лондонскими показателями, г-н Вивес заметил: «Проблема в том, что наш дождь — это стихийное бедствие. Мы построили большие системы, туннели для сточных вод на случай чрезмерных осадков, и они спасают город от затопления. Стараемся эту воду сберегать и храним в подземных резервуарах». В речном парке были установлены солнечные батареи, чтобы генерировать энергию, которая позволит поднимать дождевую воду из подземных резервуаров и использовать для капельного орошения парковых насаждений.

Солнечная энергия используется еще, например, для зарядки муниципальных электромобилей, задействованных в уборке улиц. Энергетическая независимость целых районов — вот задача, которую ставят перед собой в Барселоне. Электроэнергия, которая используется для муниципальных нужд, и для освещения, и для обогрева некоторых сооружений, уже сейчас частично получена благодаря переработке ТБО. «Мы сжигаем абсолютно все бытовые отходы», — говорит г-н Вивес.

Вот только часть проектов из реализованных в Барселоне: «умные» парковки — детекторы света и металла — определяют, свободно или занято парковочное место, и благодаря этому водитель с помощью мобильного приложения может найти свободное место; «умные» мусорки — часть контейнеров оборудована сенсорными датчиками, благодаря которым в центральную систему поступает сигнал о заполнении контейнера, что позволяет сборщикам мусора очищать его по необходимости, а не по расписанию. Кстати, часть барселонских контейнеров просто соединены с подземными пунктами сбора мусора.

В городе действует сеть проката общественных велосипедов, их 6000, велостанций — более 400; фонари со светодиодами, позволяющие существенно сократить затраты на электроэнергию… Перечислять можно долго. Что интересно, самый насыщенный инновациями район Барселоны — район Эль Борн, один из старейших районов города, когда-то он был центром рыцарских поединков. «Это почти самая старая часть Барселоны, но она при этом исключительно высокотехнологичная, исключительно наполнена различными умными решениями. И образ города сохранен, и в то же время это, наверное, самый “умный” квартал самого “умного” города на земле», — констатирует Энтони Вивес.

Статьи по теме:
Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина

Казахстанский бизнес

Актуально о мебели

Производство мебели не относится к стратегическим отраслям экономики. Поэтому предприятия пытаются выжить самостоятельно, не уповая на помощь государства