Стоит ли гнать волну?

Редакционная статья

Стоит ли гнать волну?

Государство — плохой собственник. С этой гипотезы начинается подавляющее большинство рассуждений о приватизации. И почти всегда нить такого рассуждения ведет к выводу: чем меньше государства в экономике, тем лучше. В среде современных экономистов и финансистов спорить с этим не принято, да и аргументов нет: слишком стройны либертарианские доводы. Чиновники действительно оперируют в среде, где много ограничений, не поощряется инициатива, их образ полностью противоположен предпринимателям в шумпетеровском понимании. Не поспоришь и с тем, что даже управляемые на частных основаниях государственные компании не свободны от политических решений, которые часто не позволяют компаниям действовать эффективно.

Однако, приняв все эти доводы на веру, в деятельности политика-практика начинается тяжелая пора. Необходимо определить, в каких именно отраслях и до какого уровня государственное участие сокращать. Авторы второй волны приватизации в Казахстане решили ориентироваться на отметку среднюю для стран ОЭСР (клуб наиболее развитых экономик мира) — контролируемыми государством экономическими игроками должен создаваться такой объем валовой добавленной стоимости, который бы не превышал в абсолютном выражении 15% ВВП. Ответ на вопрос, какие отрасли разгосударствлять, дало проверенное временем и правительствами разных стран правило «желтых страниц» (Yellow Pages Rule): если выпуском того или иного товара или услуги занимаются хотя бы три частных компании, государственному предприятию на этом рынке делать нечего. На этой основе определено два пула компаний: первые — стратегические, от владения которыми правительство не готово отказаться по политическим соображениям, и вторые — которые следует приватизировать.

Если успех приватизации зависит от решения этих двух задач, то дело в шляпе. Участие государства в экономике по итогам 2016 года оценивается Минэком в 18,3%. Достичь за три года прогресса на 3% — цель статистически несложная. Вообще, ценность изменения доли с 18,3 до 15,0% способны оценить только чиновники: из пула разношерстных экономик взят средний показатель, под который почему-то нужно подогнать Казахстан, причем этой средней мы, как выясняется, и так соответствуем, если не считать несколько процентов.

Со вторым блоком технически сложнее. Определить стратегические приоритеты государства можно исходя из многочисленных стратегий и концепций, автоматом в стратегические были записаны портфельные компании ФНБ «Самрук-Казына», а вот их «дочки» (особенно те, что создавались с участием частного капитала) попали в список на продажу. Кроме того, с приватизацией решили увязать IPO национальных компаний, однако, учитывая размер пакетов, которые будут предложены рынку (20%), с целями второй волны приватизации это увязывать не следует. Под приватизацию попали сотни организаций, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, в том числе дома культуры, медицинские центры и футбольные клубы, окормлявшиеся областными и городскими акиматами. Составление списков на приватизацию в какой-то момент напоминало соревнование: каждый госорган или квазигосструктура стремились показать, как хорошо они поработали над выявлением «лишних» активов.

В итоге немного переборщили, что часто случается, когда нажимают на количество. В списки на продажу внесли Продкорпорацию — организацию из структуры «КазАгро», которая отвечает за стратегические вопросы продовольственной безопасности, управляя государственными запасами зерна. В итоге Продкорпорацию из списка исключили, но оставили «КазАгроФинанс», который занимается льготным лизингом сельхозтехники.

Параллельно с приватизацией одних госкомпаний создаются другие. Например, в апреле 2015 года, в самый разгар второй волны приватизации, в фонде «Самрук-Казына» была основана еще одна госкомпания — Qazaq Air. Компания призвана стать вторым на рынке авиаперевозчиком с госучастием, который бы занял нишу межрегионального авиасообщения. Но и в более конкурентоспособных отраслях активность не меньшая: летом 2014‑го «Тау-Кен Самрук» (портфельная компания «Самрук-Казыны») приобрел у Кенеса Ракишева «ШалкияЦинк Лтд» (компания, владеющая правами на разработку месторождения Шалкия) за 31 млрд тенге. Насколько оба проекта соответствуют правилу «желтых страниц» — вопрос дискуссионный. Как и то, насколько содержательный и важный процесс вторая волна приватизации.

Читайте тему номера: Эта музыка будет вечной

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития