Хорошо и еще лучше

Чем активнее компания контактирует со своими заинтересованными сторонами, тем больше внимания уделяет качеству годовой отчетности

Хорошо и еще лучше

Уровень подготовки годовых отчетов (ГО) в Казахстане в 2017 году практически не изменился. Средний рейтинг 100 отчетов по итогам 2016 года составил 5,4 балла (5,8 балла годом ранее). Средняя оценка 30 лучших отчетов составила 6,95 балла, почти точно совпадая с прошлогодней. Явный прогресс виден только у отдельных участников рейтинга.

Лучше всего сегодня казахстанские компании справляются с представлением операционных и финансовых результатов деятельности. Относительно неплохо представлен анализ рынков, и есть прогресс в области анализа рисков. Хуже всего освещаются вопросы, относящиеся к сфере устойчивого развития, в том числе социальная и экологическая политики, а также логистика и маркетинговая деятельность. Несмотря на прогресс отдельных компаний, в среднем по рынку в документе все еще редко раскрывается бизнес-модель организации. Вопросы корпоративного управления освещаются, как правило, на уровне, минимально покрывающем требования регуляторов.

Один из главных вызовов, которые стоят сегодня перед публичными компаниями, касается работы с заинтересованными сторонами. Как услышать их голоса и заставить менеджмент обратить на них внимание? Вторая не менее важная сфера вопросов касается долгосрочного мышления менеджеров бизнеса и наличия у компании проработанной стратегии. Это те вопросы, ответы на которые будут требоваться в годовом отчете организации. Пока, похоже, многие казахстанские компании составляют свой годовой отчет исходя из информации, которая просто есть в наличии, основываясь на неясных принципах наполнения документа.

Великолепная десятка

В этом году список лидеров рейтинга изменился: некоторые компании серьезно улучшили свои годовые отчеты.

Компании, входящие в холдинг ФНБ «Самрук-Казына», давно делают очень хорошие отчеты и часто входят в тридцатку лучших, однако в этом году отличился и сам корпоративный центр. «Самрук-Казына» заметно пересмотрел подход к подготовке годового отчета: в этом году в нем отражена бизнес-модель холдинга и его направления работы, интересно представлены результаты деятельности холдинговой структуры, в то время как раньше фонд в основном рассказывал о работе дочерних компаний. Комплект годовой отчетности дополнился довольно качественным отчетом об устойчивом развитии, что заметно повысило рейтинг компании.

Нефтяная страховая компания осуществила прорыв года. Отчет НСК — типичный пример брендированного годового отчета, рассчитанного прежде всего на клиентов компании. Поэтому в документе второй год присутствует явный маркетинговый подтекст, акцент на бренд компании и ее страховые продукты. Освещение маркетинговой деятельности одно из лучших среди казахстанских организаций. Однако наряду с этим в отчете по итогам 2016 года были усилены и другие разделы, как финансовые, так и нефинансовые, и документ теперь отличается высокой информативностью. Например, здесь появились хорошее описание бизнес-модели, презентация стратегии и достаточно полное освещение вопросов риск-менеджмента.

«КазМунайГаз» в этом году явно недоработал годовой отчет, поэтому в рейтинге его позиции не самые высокие. Однако наряду с этим компания подготовила на очень высоком уровне отчет об устойчивом развитии. Заметно, что компания стремится внимательно следовать принципам и правилам Глобальной инициативы по отчетности (GRI). КМГ даже получил от GRI отличительный знак, подтверждающий, что нацкомпания следовала принципам организации в структурировании документа.

Другая нацкомпания, «Объединенная химическая компания» (ОХК), в этом году ворвалась в список лидеров. Это один из первых годовых отчетов ОХК, и он уже подготовлен на высоком уровне. Практически все разделы отчета получились довольно информативными.

Энергетические компании традиционно делают достаточно хорошие годовые отчеты. И в этом году список лидеров рейтинга пополнился еще одним представителем отрасли. «Казахстанские коммунальные системы» (ККС) провели существенную ревизию документа и по сравнению с прошлым годом представили отчет явно более высокого качества. Здесь можно найти обстоятельный анализ рынка, детальный анализ рисков и подробный финансовый анализ с множеством финансовых коэффициентов.

KAZ Minerals PLC, ФРП «Даму», «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация», «Самрук-Энерго» и НАК «Казатомпром» сохранили свои позиции в десятке лучших, что говорит о стабильно высоком качестве документов этих компаний. В то же время несколько компаний (КМГ, KEGOC, «Павлодарэнерго») покинули топ-10. Но дело не всегда в ухудшении качества отчета, скорее наоборот — это яркое свидетельство роста конкуренции и повышения уровня отчетов участников верхней части рейтинга.

Хорошая история

Главная проблема составителей годовых отчетов — несвязанность информации, предоставляемой в отдельных частях. В результате документ не дает цельного представления о компании. Важно иллюстрировать, как изменения рыночной среды влияют на операционные и финансовые результаты, как указанные риски могут повлиять на стратегию развития и т.д. Когда компания достигла полноты раскрытия информации, пора подумать о качестве ее организации внутри отчета.

Поэтому в отчете должна быть основная идея. Следует обратить внимание на то, как умело воспользовались этим инструментом авторы отчета KAZ Minerals. Главное для компании на нынешнем этапе — реализация нескольких крупных проектов развития, вот и подытоживая год, KAZ Minerals показывает, как выполняются эти проекты, как их результаты влияют на общую картину, как их будущее влияет на стратегию компании. Отчет превращается в цельный последовательный рассказ — историю производственной деятельности предприятия.

Но в годовом отчете важны не исторические данные сами по себе. Заинтересованные стороны, в том числе инвесторы, хотят понять на основе этих данных, как организация будет развиваться дальше. И поэтому особую важность приобретает видение менеджментом компании перспектив ее развития: цели и прогнозы, внешние вызовы и инструменты, которые позволяют на них уверенно отвечать. Необходимо детально объяснять, почему менеджмент определил именно эти стратегические направления развития и составил именно такие прогнозы.

Многие компании дают лишь общее представление о том, что из себя представляет их стратегия и какие цели и задачи они перед собой ставят. Однако из-за расплывчатой стратегии с нечеткими целями развития бизнеса не видно того, насколько последовательно менеджмент принимал решения.

То, что у компаний нет четких стратегий, хорошо заметно по их отчетам об инвестициях. Редко указывается, как эти инвестиционные проекты влияют на развитие компании и как они вписываются в видение менеджментом будущего организации. Вопросы устойчивого развития, анализ рисков и даже итоги операционной деятельности у единиц увязаны со стратегическими направлениями развития компании. В практике казахстанских эмитентов ГО только-только появляются ключевые показатели деятельности, когда речь идет о стратегии.

В этом году довольно детально и четко о перспективах развития рассказали ОХК и «Даму». «КазТрансОйл» представил в своем годовом отчете развернутую стратегию развития до 2025 года. Также в большинстве разделов компания рассказывает о направлениях работы на предстоящий год, делая документ максимально актуальным.

Давайте поговорим

Взаимодействие с заинтересованными сторонами казахстанских компаний представлено в ГО довольно формально. Почти никогда не прослеживается связь между описанием заинтересованных сторон и содержанием отчета. Кроме того, компании редко говорят о том, как работа с заинтересованными сторонами повлияла на их работу — например, на стратегию развития организации или ее политику.

Вместе с тем именно разговор с заинтересованными сторонами должен ложиться в основу информационной политики компании и в идеологию ее годового отчета. Ответ на вопрос, как сделать хороший годовой отчет и что в нем написать, прост: нужно спросить людей, на которых влияет ваша деятельность, что они хотят о ней знать.

Когда европейские компании стали общаться со своими заинтересованными сторонами — по собственной инициативе или под давлением регуляторов — появился целый новый пласт отчетности: отчеты об устойчивом развитии (ОУР). Некоторые эмитенты делают ОУР частью годового отчета, чаще это отдельный документ. Информация, изложенная в ОУР, оказалась крайне востребована, и без ее раскрытия сегодня трудно говорить с инвестором или выходить на развитые рынки. Поставщики хотят прозрачности процесса закупок, покупатели хотят быть уверены, что при производстве не были нарушены права человека, местные сообщества требуют заботы об экологии, регуляторы хотят знать, какое экономическое влияние оказывает компания на регионы присутствия, биржи очень внимательны к вопросам корпоративного управления, сотрудники хотят понимать кадровую политику компании и т.д.

Вопросы устойчивого развития включают нефинансовые темы, которые не находят отражения в классической финансовой отчетности. Существует много разных стандартов и правил по раскрытию нефинансовой информации. Например, Казахстанская фондовая биржа присоединилась к инициативе Организации Объединенных Наций «Устойчивые фондовые биржи» и предлагает листинговым компаниям в добровольном порядке готовить отчеты ESG. Этот формат покрывает основные вопросы устойчивого развития, но также включает большой раздел по корпоративному управлению.

Большое распространение получила методичка составления отчетов об устойчивом развитии GRI. По сравнению с ESG здесь немного меньше внимания уделено корпоративному управлению и больше — аспектам воздействия компании на окружающую среду. GRI сформулировала принципы составления отчетов, которые можно применять ко всему комплекту годовой отчетности, включая ее финансовые части.

В прошлом году GRI впервые выпустила мировые стандарты подготовки отчетности в области устойчивого развития. Стандарты стали дальнейшим развитием руководств по подготовке таких документов, которые организация публиковала ранее. Отчет об устойчивом развитии по GRI рассказывает о взаимодействии компании с окружающей средой, включая ее экономическое, экологическое и социальное влияние, а также управление этим влиянием. Ожидается, что отчетность в области устойчивого развития поможет улучшить взаимоотношение с заинтересованными сторонами и через повышение транспарентности будет способствовать улучшению имиджа компании и ее долгосрочной устойчивости.

В стандартах GRI большое внимание уделяется тому, как именно компании следует определять, что ей включать в отчет, а что нет. Ключевой элемент этого процесса — вовлечение заинтересованных сторон. Отчитывающаяся организация должна указать, как она определила, кто является ее заинтересованными сторонами и какую работу с ними она проводила, чтобы узнать об их интересах и ожиданиях.

Существенность остается одним из важнейших принципов составления отчетов об устойчивом развитии. Документ не следует перегружать избыточными сведениями. Предлагается обратить внимание на те аспекты деятельности компании, где ее влияние на окружающую среду наиболее значительно, или на аспекты, оказывающие большое влияние на заинтересованные стороны.

Еще один важный принцип составления ОУР — помещение информации в более широкий контекст. Например, от компании ожидают не просто рассказа о том, как она снижает объем выбросов парниковых газов, но и упоминание о том, какова вообще ситуация с парниковыми газами в регионе и каковы показатели компании относительно общих индикаторов. А информацию по заработной плате сотрудников лучше сравнить со средними по стране или по региону значениями. Кроме того, важно указать, как вопросы устойчивого развития соотносятся со стратегией компании — это тоже является важным контекстом.

В текущем году только порядка 10% казахстанских компаний использовали систему GRI для раскрытия вопросов устойчивого развития. При этом из десяти лучших годовых отчетов 6 прибегли к этим международным стандартам. Остальные компании, как правило, раскрывают нефинансовую информацию по своим внутренним правилам, и зачастую эта часть документа получается довольно слабой и здесь таится большой потенциал для развития. Методики GRI и ESG еще не стали массовыми в Казахстане, но организации, которые их используют, быстро выбиваются в лидеры по уровню годовой отчетности.

* Эксперт отдела рейтингов Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»).

Методология

Под годовой отчетностью понимается годовой отчет компании совместно с отчетом об устойчивом развитии (социальным отчетом) и финансовой отчетностью, если она издана в виде отдельного документа, а также интегрированный годовой отчет, к которому отдельно прилагается документация финансовой отчетности.

Подход к оценке годовой отчетности заключается в анализе совокупности факторов, влияющих на перспективы роста потенциальной стоимости компании, обусловленного реализацией менеджментом стратегии ее развития.

Содержание годовой отчетности компаний анализируется по пяти основным критериям функционирования компании, в рамках которых оценивается информационная насыщенность по соответствующим направлениям и наличие формальных элементов:

«Позиционирование на рынке»:

  • макроэкономические факторы, влияющие на рынок и бизнес компании;
  • описание конкурентной среды и рыночная доля компании;
  • перспективы роста рынка в целом и изменения конкурентной среды.

«Стратегия бизнеса»:

  • миссия и конкретные формулировки основных положений стратегии развития применительно к особенностям бизнеса компании;
  • цели и задачи компании за отчетный период и достигнутые результаты;
  • стратегические приоритеты на следующий год и 3–5 лет вперед;
  • корпоративное управление;
  • бизнес-модель.

«Деятельность по созданию стоимости»:

  • производственная деятельность и результаты работы по сегментам бизнеса;
  • реализация инвестиционных проектов и перспективы их продвижения в следующем году и на 3–5 лет вперед;
  • инновации и их внедрение;
  • риск-менеджмент, система управления рисками и результаты ее действия;
  • финансово-экономическое положение компании;
  • рынок ценных бумаг компании и рыночная капитализация.

«Устойчивое развитие»:

  • взаимодействие с заинтересованными сторонами;
  • взаимодействие компании с клиентами, сбытовая и маркетинговая политика;
  • создание и функционирование цепи поставок, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками;
  • персонал (характеристика, социальные гарантии, мотивация и развитие);
  • охрана труда, обеспечение здоровья и безопасности на рабочих местах, травматизм;
  • природоохранная деятельность, экологические мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • работа в области промышленной безопасности, меры по предотвращению промышленных аварий;
  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • вклад в социально-экономическое развитие регионов деятельности;
  • социальная политика и взаимодействие с сообществами.

«Наличие формальной информации»:

  • обзоры важнейших решений собраний акционеров, совета директоров и комитетов;
  • перечень/характеристика крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
  • сведения о соблюдении компанией кодекса корпоративного поведения;
  • бухгалтерская отчетность по КСБУ, а также по МСФО или GAAP и аудиторские заключения к ней;
  • таблица соответствия текста отчета показателям руководств (GRI, IPECA и др.) по подготовке отчетов об устойчивом развитии (социальных отчетов);
  • глоссарий и список сокращений.

Степень структурирования информации в соответствии с общепринятыми типовыми разделами годовой отчетности также принимается во внимание.

На основе оценок по критерию «Устойчивое развитие» составляется дополнительный рейтинг, показывающий лучшие казахстанские практики по освещению данных вопросов. При составлении дополнительного рейтинга учитывается также наличие формальной информации, в том числе аудит нефинансовой отчетности. При отсылке в отчете к международным стандартам учитывается наличие формальных элементов, требуемых или рекомендуемых указанными стандартами.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития