От реформы к реформе

Казахстанское образование и науку не боялись радикально реформировать даже при советской власти, не говоря уже об эпохе рынка

От реформы к реформе

В современном социуме все чаще пересекаются сферы, некогда не просто далекие, но нарочито отстраненные друг от друга. В фундаментальную науку и классическое образование настойчиво вторгаются новейшие форматы бизнеса и менеджмента. Бизнес все теснее сотрудничает не только с прикладной, но и с академической наукой и все более ясно (хотя и не так быстро, как хотелось) осознает ключевую роль фундаментального образования. Леонид Гуревич в своей книге не ставил задачу монографического изучения отмеченных выше взаимодействий. Книга, включающая в себя работы разных лет, скорее отражает как научные интересы, так и многолетний опыт автора в исследовательском бизнесе.

Названию книги предпослан подзаголовок «Уроки истории, вызовы современности». Такая постановка проблем проявила себя в оригинальной структуре издания. Книга состоит из четырех разделов – «Взгляд назад», «Взгляд вокруг», «Взгляд вперед» и «Взгляд внутрь».

Автор обращается к историческим урокам советских и постсоветских научно-образовательных реформ. Образование и, в несколько меньшей степени – организация науки, были «любимой игрушкой» в руках реформаторов на протяжении всей советской истории. Трижды осторожная в экономических реформах, почти не допускавшая политических изменений, советская власть многократно проводила весьма радикальные преобразования в структуре и содержании образования, в управлении наукой. Такая же участь досталась научно-образовательной сфере и в постсоветских государствах, в том числе в независимом Казахстане.

Книга Гуревича убеждает: современные реформаторы очень слабо изучают исторические уроки. В результате мы десятилетиями продолжаем работать над решением одних и тех же задач. Главная причина – гипертрофия формы при недостаточном внимании к содержанию, торопливость организаторов при интеллектуальной и моральной неготовности исполнителей. Кроме того, как и в советское время в управлении наукой и образованием, так и в современном казахстанском менеджменте этой сферы ориентацию на самоуправление и творческий подход, задуманных на бумаге, на практике сменяет бюрократическая централизация и формальное исполнение.

Гуревич подчеркивает, что и советские, и постсоветские образовательные реформы дали значительный позитивный опыт. Важно найти правильные пути и возможности для его дальнейшего развития.

От анализа исторического опыта ученый переходит к диагностике современной ситуации, предлагая читателю компактный, но достаточно емкий анализ тенденций мирового образовательного прогресса с экстраполяцией на казахстанские реалии. Специальное внимание уделяется селекции мирового опыта управления образованием. Интерес представляет предложенная автором оригинальная классификационная модель образовательных систем. При этом убедительно показано, что любая из них обязательно будет нуждаться в национальной адаптации.

В статье «Утопический капитализм» критическому разбору подвергается ряд чрезмерно эйфорических или, наоборот, панических выводов относительно ключевых сдвигов в мировом развитии. Автор аргументированно опровергает модные сегодня суждения о крушении существующего миропорядка, показывает несостоятельность апологетизации опыта отдельных стран, особенно Китая.

«Взгляд вперед» посвящен теме модернизации управления современным научно-образовательным комплексом. Автор рассматривает такие известные проблемы, как управление качеством образования, эффективность взаимодействия образования, науки и бизнеса. Ставятся и достаточно новые для казахстанского общества задачи – академическая свобода, преодоление «провинциальности» отечественной социальной науки, трудовая ментальность и трудовая мобильность.

Развитию бизнес-исследований посвящен заключительный раздел. Его ключевые темы – гармонизация потребностей бизнеса и возможностей профессиональных исследователей, необходимость и возможные пути информационно-исследовательского реагирования на виртуализацию потребительского и, в целом, социального пространства. Новым, на мой взгляд, словом в бизнес-исследованиях является выдвинутая автором проблема «потенциала отталкивания» в рекламе и других бизнес-коммуникациях. Непродуманный и должным образом не протестированный коммуникационный продукт, к тому же чрезмерно заточенный на определенные целевые группы, способен оттолкнуть другие перспективные целевые сегменты. Автор на убедительных примерах демонстрирует вред штампов для бизнес-коммуникаций. «Нельзя, – подчеркивает он, – подменять глубокое проникновение в механизмы потребительской мотивации избитыми клише».

Гуревич Л. Менеджмент научно-образовательной сферы и исследовательское обеспечение бизнеса. – Алматы: «Балауса», 2017. - 296 с.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития