Издано, но с опозданием

Об авторе — Мустафе Чокае — знают многие, о книге слышали, но не читали. Теперь мы ее увидели в репринтном исполнении

Издано, но с опозданием

Задаешься только одним вопросом. Степень актуальности книги для нашего времени и нашего же пространства? Предположим, для нынешнего этнонационалистического дискурса эта работа за 1928 год все же ценность имеет. В отличие от российских и казахстанских националистов XXI века Чокай всю ответственность возлагал на политику, которую проводило по отношению к коренному населению советское государство. Грубость и цинизм управления большевистской администрации ничем не отличались от царской колонизации. Любопытна и следующая мысль автора, возможно, что-то объясняющая в нынешней властной вертикали. По мнению Чокая, именно в Казахстане марксистский ленинизм являлся фасадом. В подтверждение даны живые голоса современников: «Мы, бедные мусульмане, как находились при Николае Кровавом скотиною, так и находимся и теперь при нынешнем пролетарском правительстве» (извлечено современником из современной ему же партийной литературы). Есть в «Туркестане» Шокая непривычная большинству из нас оценка советских деятелей Казахстана начиная от «сталинского фаворита» Турара Рыскулова, Сорокина и других «винтиков» советской системы.

Основной тезис в книге сводится к известному и «вечному». Из парижского «захолустья» в двадцатые годы прошлого столетия раздалось пусть чересчур робко: «Наших (мусульман) бьют!» Поясним, в этом случае казах (узбек, таджик и далее) является синонимом к слову «мусульманин». Этот слоган услышали тогда и на Западе, и на Востоке. Чокай легко вошел в признаваемый и поддерживаемый круг мусульманских идеологов национализма. Цену ему тоже знали, и ее очень точно определил Пьер Ренодель: «Во имя истины он заслуживает благодарность».

Чокай честен прежде всего по отношению к самому себе же. Он точен и дотошен в деталях. Два любопытных факта. Он отмечает, что только на Востоке мог появиться такой вопрос: «Является ли Ленин пророком?» Он же зафиксировал, что в 1925 году, в годовщину смерти Ленина, узбеки, как это полагается колониальным рабам, в Ташкенте были поставлены на колени. Это история советской Азии, написанная в первое десятилетие существования советской власти.

В Союзе его вписали в ряд предателей. Пантюркистский проект внушал страх тогда, на заре становления советской власти, опасаются его и нынешние азиатские правители. «В сложившейся политической обстановке регионы проживания тюркских народов — Туркестан, Азербайджан, Идель-Урал, Крым — должны при каждом удобном случае выявлять и акцентировать свое духовное родство и, опираясь на него, оказывать друг другу поддержку и помощь», — так Мустафа Чокай призывал к тюркскому единству.

Правда, мало кто обращает внимание на очевидное. На сегодняшний день Чокай больше и больше созвучен с современными российскими идеологами «русского мира». Казахстанские националисты радикального толка тоже все ближе и ближе к российскому варианту осмысления себя и окружающего. С нелюбовью ко всему иному, априорным возвеличиванием собственной исключительности. Именно Чокай настаивал на том, что не нужно ничего европейского, что нужно идти своим, восточным, туркестанским путем. Эта, в его интерпретации, перспектива развития означала «азиатскость плюс ислам», т.е. культ своей расы и ислама как всего общевосточного вектора. Справедливости ради, уточним, понятие «Туркестан» практически исчезло из исторического сознания народов Центральной Азии. В таком раскладе появление этой книги, как и оговорки в духе Фрейда, симптоматично.

Наконец, Чокай через книгу — другой. Он — не осовремененный, как в медийном исполнении в фильме Ермека Турсунова, и не такой категоричный мыслитель, как в философской эссеистике Ауэзхана Кодара. Увидеть человека через книгу — именно эту возможность нам предоставил издательский проект Досыма Сатпаева — дорогого стоит.

Чокай-оглы Мустафа (Мустафа Шокай). Туркестан под властью Советов (к характеристике диктатуры пролетариата). — Алматы, 2017. — 144 c.



 

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки