Имитировать и подсказывать

IAR позволяет повысить эффективность сборки, техобслуживания и процесса обучения

Имитировать и подсказывать

Дополнительная реальность (augmented reality) — технология, которая пришла к нам из научной фантастики и уже получила свое применение в промышленности. Это дополнение физического мира цифровыми образами и данными в режиме реального времени при помощи разного рода гаджетов (в промышленности чаще всего используются стационарные и проекционные системы, планшеты и специальные очки, в развлекательных целях — смартфоны) и соответствующих аплетов. С виртуальной реальностью эту технологию сближает использование цифровых технологий, важное отличие в том, что допреальность не искажает и не заменяет реальный мир, а лишь накладывает на него виртуальные объекты.

Промышленная дополнительная реальность (Industrial augmented reality — IAR) берет начало в 1990‑х, впервые ее стали применять на сборочном конвейере Boeing, а теперь технология распространилась на многие процессы сборки, требующие применения сложных технических действий.

Первым делом — в самолетах

Выделяют четыре поля, где технология IAR уже начала пользоваться активным спросом. В первую очередь это сборка сложных конструкций, механизмов, узлов и агрегатов. Boeing нашла применение IAR в процессе монтажа бортовых систем самолетов, в которых масса компонентов, соединенных жгутами кабелей. Объединение кабелей в жгуты и установка разъемов — долгая и ответственная работа. Желая оптимизировать сроки выполнения этой операции, с 2014‑го в компании применяют очки допреальности Google Glass. Очки рисуют визуальную дорожную карту процесса и подсказывают оператору последовательность действий. Экономия времени достигает 25%, количество ошибок при сборке сократилось вдвое.

Другая авиастроительная компания, Lockheed Martin, применяет IAR (очки Epson) в ходе сборки шасси, только здесь позитивный эффект выше: работа идет на 30% быстрее, точность достигает 96%. Концерн Fiat Chrysler на сборке использует проекционную систему OPS Solutions для подсказки операторам последовательности сборки авто, итог впечатляющий: количество ошибок сократилось на 80%, длительность рабочего цикла — на 38%, пропускная способность выросла на 82%.

Контролировать качество работы также можно с применением IAR. Технология позволяет с высокой точностью сравнивать произведенную модель или узел с заданными характеристиками. Airbus взял эту технологию на вооружение для ускорения инспекции фюзеляжа: наложенная на реальный фюзеляж виртуальная модель дает возможность моментально выявить дефекты. Раньше на инспекцию фюзеляжа самолета в среднем уходило три недели, сейчас — три дня.

Третье направление — техобслуживание. Через очки IAR техник получает информацию о каждом компоненте ремонтируемого устройства, а также инструкции и показатели сенсоров (если таковые применяются). Четвертое — обучение: IAR позволяет отрабатывать навыки сложных технических действий, а также моделировать ситуации, повышая реалистичность тренировки.

Металлургам интересно

IAR — недешевая технология (одни очки Google Glass стоят примерно 1500 долларов, а еще нужно учесть расходы на разработку аплета, стоимость обучения и т.д.), поэтому применять ее есть смысл только в сложных процессах либо как тренажер — в процессах, где цена ошибки высока и отработку навыков можно произвести виртуально.

«Несмотря на то, что дополненная реальность в Казахстане пока представлена в основном мультимедийными решениями в секторе развлечений, наблюдается постепенный рост применения данных технологий в промышленности», — отмечают в Казахстанском институте развития индустрии (КИРИ), исследовавшем перспективы этой сферы в РК.

Наших промышленников IAR интересует как технология техдиагностики и обучения. Павлодарская металлургическая компания KSP Steel сейчас реализует пилотный проект с использованием «умного» шлема американской DAQRI. Шлем позволяет оперативно и безопасно получать информацию о состоянии производственных систем, схемы, сигналы тревоги и уведомления о необходимости ремонта без отрыва от производственного процесса.

«Казатомпром» разрабатывает симулятор внештатных ситуаций: программа будет моделировать пожар, прорыв трубопровода и другие аварии для тренировки навыков реагирования сотрудников на такие ситуации.

«В Казахстане дополненная реальность имеет большой потенциал реализации в сборочном производстве, особенно в случаях, когда каждый отдельный продукт имеет свою индивидуальную конфигурацию или порядок сборки деталей. Использование данной системы позволяет увеличить скорость и точность сборки», — считают в КИРИ. В институте ссылаются на исследования Таллинского университета технологий, где тестировали шлем дополненной реальности при сборке силового агрегата трактора: с «умным» шлемом дело шло на 13% быстрее, чем при традиционном методе, когда оператор работал с бумажной инструкцией.

«Другим потенциальным применением дополненной реальности в отечественной промышленности может стать симуляция реальности в обучающем процессе. К примеру, возможно проецировать пожар в производственном цехе для отработки действий работников при внештатных ситуациях, — считают в КИРИ. — В целом, ввиду относительной новизны не только в Казахстане, но и во всем мире, внедрение технологий дополненной реальности в промышленности будет происходить постепенно, по мере наращивания зрелости доступных на рынке решений. Однако уже на данном этапе целесообразно развивать стартапы с решениями дополненной реальности, которые могли бы быть востребованы в отечественной промышленности».

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так