Имитировать и подсказывать

IAR позволяет повысить эффективность сборки, техобслуживания и процесса обучения

Имитировать и подсказывать

Дополнительная реальность (augmented reality) — технология, которая пришла к нам из научной фантастики и уже получила свое применение в промышленности. Это дополнение физического мира цифровыми образами и данными в режиме реального времени при помощи разного рода гаджетов (в промышленности чаще всего используются стационарные и проекционные системы, планшеты и специальные очки, в развлекательных целях — смартфоны) и соответствующих аплетов. С виртуальной реальностью эту технологию сближает использование цифровых технологий, важное отличие в том, что допреальность не искажает и не заменяет реальный мир, а лишь накладывает на него виртуальные объекты.

Промышленная дополнительная реальность (Industrial augmented reality — IAR) берет начало в 1990‑х, впервые ее стали применять на сборочном конвейере Boeing, а теперь технология распространилась на многие процессы сборки, требующие применения сложных технических действий.

Первым делом — в самолетах

Выделяют четыре поля, где технология IAR уже начала пользоваться активным спросом. В первую очередь это сборка сложных конструкций, механизмов, узлов и агрегатов. Boeing нашла применение IAR в процессе монтажа бортовых систем самолетов, в которых масса компонентов, соединенных жгутами кабелей. Объединение кабелей в жгуты и установка разъемов — долгая и ответственная работа. Желая оптимизировать сроки выполнения этой операции, с 2014‑го в компании применяют очки допреальности Google Glass. Очки рисуют визуальную дорожную карту процесса и подсказывают оператору последовательность действий. Экономия времени достигает 25%, количество ошибок при сборке сократилось вдвое.

Другая авиастроительная компания, Lockheed Martin, применяет IAR (очки Epson) в ходе сборки шасси, только здесь позитивный эффект выше: работа идет на 30% быстрее, точность достигает 96%. Концерн Fiat Chrysler на сборке использует проекционную систему OPS Solutions для подсказки операторам последовательности сборки авто, итог впечатляющий: количество ошибок сократилось на 80%, длительность рабочего цикла — на 38%, пропускная способность выросла на 82%.

Контролировать качество работы также можно с применением IAR. Технология позволяет с высокой точностью сравнивать произведенную модель или узел с заданными характеристиками. Airbus взял эту технологию на вооружение для ускорения инспекции фюзеляжа: наложенная на реальный фюзеляж виртуальная модель дает возможность моментально выявить дефекты. Раньше на инспекцию фюзеляжа самолета в среднем уходило три недели, сейчас — три дня.

Третье направление — техобслуживание. Через очки IAR техник получает информацию о каждом компоненте ремонтируемого устройства, а также инструкции и показатели сенсоров (если таковые применяются). Четвертое — обучение: IAR позволяет отрабатывать навыки сложных технических действий, а также моделировать ситуации, повышая реалистичность тренировки.

Металлургам интересно

IAR — недешевая технология (одни очки Google Glass стоят примерно 1500 долларов, а еще нужно учесть расходы на разработку аплета, стоимость обучения и т.д.), поэтому применять ее есть смысл только в сложных процессах либо как тренажер — в процессах, где цена ошибки высока и отработку навыков можно произвести виртуально.

«Несмотря на то, что дополненная реальность в Казахстане пока представлена в основном мультимедийными решениями в секторе развлечений, наблюдается постепенный рост применения данных технологий в промышленности», — отмечают в Казахстанском институте развития индустрии (КИРИ), исследовавшем перспективы этой сферы в РК.

Наших промышленников IAR интересует как технология техдиагностики и обучения. Павлодарская металлургическая компания KSP Steel сейчас реализует пилотный проект с использованием «умного» шлема американской DAQRI. Шлем позволяет оперативно и безопасно получать информацию о состоянии производственных систем, схемы, сигналы тревоги и уведомления о необходимости ремонта без отрыва от производственного процесса.

«Казатомпром» разрабатывает симулятор внештатных ситуаций: программа будет моделировать пожар, прорыв трубопровода и другие аварии для тренировки навыков реагирования сотрудников на такие ситуации.

«В Казахстане дополненная реальность имеет большой потенциал реализации в сборочном производстве, особенно в случаях, когда каждый отдельный продукт имеет свою индивидуальную конфигурацию или порядок сборки деталей. Использование данной системы позволяет увеличить скорость и точность сборки», — считают в КИРИ. В институте ссылаются на исследования Таллинского университета технологий, где тестировали шлем дополненной реальности при сборке силового агрегата трактора: с «умным» шлемом дело шло на 13% быстрее, чем при традиционном методе, когда оператор работал с бумажной инструкцией.

«Другим потенциальным применением дополненной реальности в отечественной промышленности может стать симуляция реальности в обучающем процессе. К примеру, возможно проецировать пожар в производственном цехе для отработки действий работников при внештатных ситуациях, — считают в КИРИ. — В целом, ввиду относительной новизны не только в Казахстане, но и во всем мире, внедрение технологий дополненной реальности в промышленности будет происходить постепенно, по мере наращивания зрелости доступных на рынке решений. Однако уже на данном этапе целесообразно развивать стартапы с решениями дополненной реальности, которые могли бы быть востребованы в отечественной промышленности».

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки