Добрый путь

BI Road Construction имеет достаточно компетенции, чтобы конкурировать с крупными мировыми компаниями на внешнем рынке дорожного строительства

Транспортные коридоры «Центр—Юг», «Центр—Восток», «Западная Европа — Западный Китай» — важность этих проектов для экономики страны трудно переоценить. Новые и реконструированные дороги увеличивают транзитный потенциал страны, способствуют росту экспорта казахстанских товаров и развитию туризма. В каждом из проектов сотни километров дорог построены BI Road Construction — лидером отечественного рынка дорожного строительства. Постоянно улучшая процессы и внедряя международные стандарты качества, компания уверенно расширяет зону своего присутствия за пределами Казахстана. О настоящем и будущем BI Road Construction — в интервью «Эксперта Казахстан» с партнером и членом Совета директоров BI Group Бауыржаном Исабаевым.

Строители стратегической важности

— Бауыржан Абдрашитович, какие дивизионы входят в структуру компании BI Road Construction?

— Начнем с того, что BI Road Construction принимает непосредственное участие в реализации перспективных для страны проектов в области дорожного и инфраструктурного строительства. Мы начинали свою историю как небольшая команда всего в несколько десятков человек. Сегодня наши работы представлены во всех регионах Казахстана и странах СНГ. Порядка двух с половиной тысяч профессионалов BI Road Construction ежедневно прокладывают новые дороги, призванные увеличить логистический потенциал страны и повысить уровень жизни ее жителей. За одиннадцать лет мы зарекомендовали себя как надежный подрядчик и вышли в лидеры отрасли. В структуру компании входят два дивизиона и одно управление, специализирующиеся в различных сферах дорожного строительства. Это ТОО «АБК Автодор-НС», ТОО «Казахдорстрой» и ТОО BI Prime Roads.

— В каких конкретно сферах специализируются эти дорожные дивизионы и в каких стратегически важных проектах принимали и принимают участие?

— Внесен существенный вклад в реализацию государственной программы инфраструктурного строительства «Нұрлы жол», реализованы работы на всем протяжении транспортных коридоров «Центр — Юг» и «Центр — Восток», а также международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай». «АБК Автодор-НС» является одной из крупнейших дорожно-строительных компаний в Казахстане. История дивизиона насчитывает более 10 лет опыта в строительстве цементо- и асфальтобетонных дорог, мостов, путепроводов и многоуровневых автодорожных развязок. Среди ключевых проектов — автодорога Павлодар — Семей, автобан Астана — Павлодар, автодорога Астана — Алматы с обходом поселка Осакаровка и Западный обход г. Павлодара.

Что касается дивизиона «Казахдорстрой», то за несколько последних лет этим подразделением сдано в эксплуатацию более десятка крупных объектов. Современная техника, квалифицированный персонал, грамотный менеджмент позволяют дивизиону реализовывать проекты стратегического значения. Среди которых: участие в сооружении первого в Казахстане шестиполосного автобана Астана — Боровое, строительство трех участков международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай», а также крупнейший мостовой переход в Центральной Азии через реку Иртыш в Павлодарской области, длиной 12,3 км.

Мостовой переход через реку Иртыш г. Павлодар

Управление BI Prime Roads создано в начале этого года. Ключевой особенностью компании является целенаправленное ориентирование на долгосрочную перспективу развития Астаны. Наглядным примером верно выбранной стратегии и успешной деятельности управления может служить осуществляемое сегодня строительство проспекта Кабанбай батыра, входящего в состав плана инфраструктурного развития столицы. В перспективе у дивизиона возведение мостов, улиц районного и городского значения.

Все новые и реконструированные нами дороги будут отвечать требованиям безопасности и соответствовать параметрам I и II технических категорий, благодаря реконструкции всего конструктива дорожной «одежды».

Изменяя себя, улучшать других

— Кстати, мы часто слышим: дорога первой, второй категории. Чего касаются эти параметры — только количества и ширины полос или в том числе качества строительства?

— Качество дорог, построенных нашей компанией, не зависит от ее разделения на категории. Они отличаются лишь техническими параметрами. Это, как вы правильно заметили, количество полос движения и их ширина. Более того, любой проект, реализуемый BI Road Construction, не может быть плохо исполнен. Мы работаем на совесть и всегда уделяем большое внимание вопросам качества строительства. Поэтому нам доверяют сооружение автодорог и мостов международного значения. 80 проектов (текущих и завершенных) в Казахстане и за рубежом являются результатом работы наших профессионалов, любящих свое дело.

— Какие технологии применяются компанией при строительстве дорог в Казахстане?


— Каждая новая дорога, за которую берется BI Road Construction, строится по требованиям, прописанным в нормативах РК. Но здесь есть один немаловажный факт, и о нем, думаю, стоит упомянуть. Наша компания уже несколько лет активно внедряет корпоративную программу, основанную на международных стандартах качества и бережливом производстве Кайдзен. Суть её заключается в увеличении рентабельности бизнеса путём сокращения издержек. Успешность использования принципов этой культуры вот уже на протяжении полувека доказывает такой мировой автогигант, как Toyota. Lean-технологии, усовершенствованные известным американским консультантом Полом Эйкерсом, позволяют сократить расходы и сроки работ при неизменно высоком качестве. Вот вам простой пример того, что умные производственные процессы улучшают нашу жизнь. За 2016 год, благодаря Lean-идеям, только в BI Road Construction получено 440 млн тенге экономического эффекта. Усовершенствовав бетоноукладочный комплекс, команда проекта «Обход Осакаровки» (его выполнял «АБК Автодор-НС») сэкономила более 20 млн тенге на укладке лотков. Еще один интересный кейс — щебеночный завод «Мегабетон» в Ерейментау. Сотрудники постоянно улучшают процессы и модернизируют оборудование. В результате за год за счет издержек они дополнительно заработали 144 млн тенге.

— Работники BI Road Construction теперь знают, что такое бережливое производство, как искать потери и так далее. А как насчет подрядчиков — их вы выводите на новые стандарты работы?

— Имидж компании и ее результаты — и экономические, и качественные — сегодня напрямую связаны с подрядчиками. При выборе партнеров мы очень требовательны, отбираем тех, кто заинтересован в развитии и лидерстве. В BI Group регулярно проходят заседания Совета бизнес-партнеров для компаний, сотрудничающих с холдингом не первый год, где всегда получается конструктивный диалог, позволяющий качественно совместно развиваться. У нас есть форум поставщиков и подрядчиков, куда съезжаются тысячи представителей малого и среднего бизнеса. Это тоже площадка для диалога, причем откровенного, между участниками строительного рынка, и это тоже основа эффективного сотрудничества, форум способствует формированию нашего пула добросовестных компаньонов. Интерес к форуму со стороны казахстанского бизнеса легко объясним: холдинг BI Group нацелен на передачу более 70% своих работ в аутсорсинг. Добавлю, что квалификацию своих специалистов мы постоянно повышаем в собственном Корпоративном Университете, но в прошлом году мы шагнули еще дальше. Понимая, что невозможно успешно развиваться без конкурентоспособных бизнес-партнеров, BI Group начала обучать персонал подрядчиков на базе своего университета. Если говорить в целом о холдинге BI Group, не только о компании BI Road Construction, то сегодня с нами сотрудничают 17 тысяч казахстанских и иностранных компаний. Те из них, кто сумели перестроиться и приняли новые правила и требования BI Group, увеличили свое присутствие в наших проектах, подняли уровень квалификации сотрудников, переняли опыт как технологический, так и управленческий — и как результат значительно повысили производительность труда и экономические показатели.

Строительство автобана Астана - Павлодар

Новый подъем

— Расскажите, пожалуйста, о зарубежных проектах BI Road Construction. Насколько нам известно, вы ведете сейчас работы в Грузии?

— В 2016 году BI Road Construction выиграла конкурс на строительство дорог в Кутаиси, которые ведут к одной из достопримечательностей этой страны — древнему монастырю Моцамета. Сдача объекта намечена на конец года. По стандартам Грузии это III техническая категория. Для нас это очень важный участок с точки зрения логистики и сложности. Сложность заключается в том, что дорогу прокладывают по горной местности, а это означает наличие крутых склонов, обрывов, перевалов, ущелий. И так сложилось, что весь этот набор препятствий присутствует на небольшом проекте, делая его значимым и непростым. Другими словами, нашим сотрудникам приходится работать в довольно стеснённых условиях. Но мы не отчаиваемся и намерены идти до конца, так как это хороший опыт. Ведь мы прокладываем дорогу в историю. К тому же холдинг BI Group больше инвестировал в это строительство и для нас это, скорее, имиджевый проект.

— А зачем BI Road Construction опыт работы именно в сложной горной местности?

— Мы применим полученный опыт в будущем, причем в ближайшем, на родине. Вот, например, «Рахмановские ключи» — центр туристического отдыха в Восточно-Казахстанской области. Зимой, во время сильных снегопадов, дорогу туда перекрывают — один из участков этой дороги, Осиновский перевал, становится опасным и создает проблемы с движением. Но эту проблему решит реконструкция автодороги республиканского значения Усть-Каменогорск — Зыряновск — Большенарымское — Катон-Карагай — Рахмановские ключи, вести реконструкцию доверили компании «АБК-Автодор НС». Там будет возведен мостовой переход в ущелье между двумя горами, за счет этого обход Осиновского перевала сократится на 5 км. Длина будущего моста — 175 м, высота — 45 м. Сейчас на этом участке полным ходом идут подготовительные работы, а также работы по возведению земляного полотна. Со следующего года начнется строительство. Реконструкция 16‑километрового участка закончится в 2019 году, и в 2020 году будут сданы еще 12 километров дороги через лес и горы. После этого зимой там всегда можно будет проехать.

— А что скажете о других странах? Какие еще рынки интересуют компанию и почему?

— Сейчас мы присматриваемся к рынкам России, Украины, Кыргызстана, Узбекистана и Индии. Выбор этих рынков объясняется многофакторным анализом, который проводили наши специалисты. В первую очередь, они изучили планы развития по этим странам. К примеру, в Узбекистане, по данным исследования, есть больше миллиарда долларов заемных средств международных финансовых институтов на реконструкцию транспортной инфраструктуры и жилья, а также присутствуют нефтегазовые проекты. В Кыргызстане до конца этого года планируют объявить конкурс на сумму более чем 200 млн долларов на строительство автодорог. Индия уже в ближайшее время собирается запустить грандиозный проект по возведению у себя в стране платных highway — скоростных автострад с транспортными развязками. На это, по некоторой информации, выделяют десятки млрд долларов федеральных и заемных средств. Так же по другим странам. То есть мы исходим из перспектив развития данных рынков, учитывая ключевые цифры и конкуренцию. Если говорить о дорожном строительстве, то у BI Road Construction уже достаточно компетенции, чтобы конкурировать с крупными мировыми компаниями. Так, допустим, мы участвовали в проекте «Западная Европа — Западный Китай», где имели преимущество в строительстве трех лотов, оставив позади международные дорожные концерны. Другими словами, навыки у нас есть, ресурсы и люди тоже, работать удаленно мы умеем. Поэтому в данном вопросе компетенций достаточно. Тем более, что развитие транспортной инфраструктуры — наш основной упор.

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки