Добрый путь

BI Road Construction имеет достаточно компетенции, чтобы конкурировать с крупными мировыми компаниями на внешнем рынке дорожного строительства

Транспортные коридоры «Центр—Юг», «Центр—Восток», «Западная Европа — Западный Китай» — важность этих проектов для экономики страны трудно переоценить. Новые и реконструированные дороги увеличивают транзитный потенциал страны, способствуют росту экспорта казахстанских товаров и развитию туризма. В каждом из проектов сотни километров дорог построены BI Road Construction — лидером отечественного рынка дорожного строительства. Постоянно улучшая процессы и внедряя международные стандарты качества, компания уверенно расширяет зону своего присутствия за пределами Казахстана. О настоящем и будущем BI Road Construction — в интервью «Эксперта Казахстан» с партнером и членом Совета директоров BI Group Бауыржаном Исабаевым.

Строители стратегической важности

— Бауыржан Абдрашитович, какие дивизионы входят в структуру компании BI Road Construction?

— Начнем с того, что BI Road Construction принимает непосредственное участие в реализации перспективных для страны проектов в области дорожного и инфраструктурного строительства. Мы начинали свою историю как небольшая команда всего в несколько десятков человек. Сегодня наши работы представлены во всех регионах Казахстана и странах СНГ. Порядка двух с половиной тысяч профессионалов BI Road Construction ежедневно прокладывают новые дороги, призванные увеличить логистический потенциал страны и повысить уровень жизни ее жителей. За одиннадцать лет мы зарекомендовали себя как надежный подрядчик и вышли в лидеры отрасли. В структуру компании входят два дивизиона и одно управление, специализирующиеся в различных сферах дорожного строительства. Это ТОО «АБК Автодор-НС», ТОО «Казахдорстрой» и ТОО BI Prime Roads.

— В каких конкретно сферах специализируются эти дорожные дивизионы и в каких стратегически важных проектах принимали и принимают участие?

— Внесен существенный вклад в реализацию государственной программы инфраструктурного строительства «Нұрлы жол», реализованы работы на всем протяжении транспортных коридоров «Центр — Юг» и «Центр — Восток», а также международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай». «АБК Автодор-НС» является одной из крупнейших дорожно-строительных компаний в Казахстане. История дивизиона насчитывает более 10 лет опыта в строительстве цементо- и асфальтобетонных дорог, мостов, путепроводов и многоуровневых автодорожных развязок. Среди ключевых проектов — автодорога Павлодар — Семей, автобан Астана — Павлодар, автодорога Астана — Алматы с обходом поселка Осакаровка и Западный обход г. Павлодара.

Что касается дивизиона «Казахдорстрой», то за несколько последних лет этим подразделением сдано в эксплуатацию более десятка крупных объектов. Современная техника, квалифицированный персонал, грамотный менеджмент позволяют дивизиону реализовывать проекты стратегического значения. Среди которых: участие в сооружении первого в Казахстане шестиполосного автобана Астана — Боровое, строительство трех участков международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай», а также крупнейший мостовой переход в Центральной Азии через реку Иртыш в Павлодарской области, длиной 12,3 км.

Мостовой переход через реку Иртыш г. Павлодар

Управление BI Prime Roads создано в начале этого года. Ключевой особенностью компании является целенаправленное ориентирование на долгосрочную перспективу развития Астаны. Наглядным примером верно выбранной стратегии и успешной деятельности управления может служить осуществляемое сегодня строительство проспекта Кабанбай батыра, входящего в состав плана инфраструктурного развития столицы. В перспективе у дивизиона возведение мостов, улиц районного и городского значения.

Все новые и реконструированные нами дороги будут отвечать требованиям безопасности и соответствовать параметрам I и II технических категорий, благодаря реконструкции всего конструктива дорожной «одежды».

Изменяя себя, улучшать других

— Кстати, мы часто слышим: дорога первой, второй категории. Чего касаются эти параметры — только количества и ширины полос или в том числе качества строительства?

— Качество дорог, построенных нашей компанией, не зависит от ее разделения на категории. Они отличаются лишь техническими параметрами. Это, как вы правильно заметили, количество полос движения и их ширина. Более того, любой проект, реализуемый BI Road Construction, не может быть плохо исполнен. Мы работаем на совесть и всегда уделяем большое внимание вопросам качества строительства. Поэтому нам доверяют сооружение автодорог и мостов международного значения. 80 проектов (текущих и завершенных) в Казахстане и за рубежом являются результатом работы наших профессионалов, любящих свое дело.

— Какие технологии применяются компанией при строительстве дорог в Казахстане?


— Каждая новая дорога, за которую берется BI Road Construction, строится по требованиям, прописанным в нормативах РК. Но здесь есть один немаловажный факт, и о нем, думаю, стоит упомянуть. Наша компания уже несколько лет активно внедряет корпоративную программу, основанную на международных стандартах качества и бережливом производстве Кайдзен. Суть её заключается в увеличении рентабельности бизнеса путём сокращения издержек. Успешность использования принципов этой культуры вот уже на протяжении полувека доказывает такой мировой автогигант, как Toyota. Lean-технологии, усовершенствованные известным американским консультантом Полом Эйкерсом, позволяют сократить расходы и сроки работ при неизменно высоком качестве. Вот вам простой пример того, что умные производственные процессы улучшают нашу жизнь. За 2016 год, благодаря Lean-идеям, только в BI Road Construction получено 440 млн тенге экономического эффекта. Усовершенствовав бетоноукладочный комплекс, команда проекта «Обход Осакаровки» (его выполнял «АБК Автодор-НС») сэкономила более 20 млн тенге на укладке лотков. Еще один интересный кейс — щебеночный завод «Мегабетон» в Ерейментау. Сотрудники постоянно улучшают процессы и модернизируют оборудование. В результате за год за счет издержек они дополнительно заработали 144 млн тенге.

— Работники BI Road Construction теперь знают, что такое бережливое производство, как искать потери и так далее. А как насчет подрядчиков — их вы выводите на новые стандарты работы?

— Имидж компании и ее результаты — и экономические, и качественные — сегодня напрямую связаны с подрядчиками. При выборе партнеров мы очень требовательны, отбираем тех, кто заинтересован в развитии и лидерстве. В BI Group регулярно проходят заседания Совета бизнес-партнеров для компаний, сотрудничающих с холдингом не первый год, где всегда получается конструктивный диалог, позволяющий качественно совместно развиваться. У нас есть форум поставщиков и подрядчиков, куда съезжаются тысячи представителей малого и среднего бизнеса. Это тоже площадка для диалога, причем откровенного, между участниками строительного рынка, и это тоже основа эффективного сотрудничества, форум способствует формированию нашего пула добросовестных компаньонов. Интерес к форуму со стороны казахстанского бизнеса легко объясним: холдинг BI Group нацелен на передачу более 70% своих работ в аутсорсинг. Добавлю, что квалификацию своих специалистов мы постоянно повышаем в собственном Корпоративном Университете, но в прошлом году мы шагнули еще дальше. Понимая, что невозможно успешно развиваться без конкурентоспособных бизнес-партнеров, BI Group начала обучать персонал подрядчиков на базе своего университета. Если говорить в целом о холдинге BI Group, не только о компании BI Road Construction, то сегодня с нами сотрудничают 17 тысяч казахстанских и иностранных компаний. Те из них, кто сумели перестроиться и приняли новые правила и требования BI Group, увеличили свое присутствие в наших проектах, подняли уровень квалификации сотрудников, переняли опыт как технологический, так и управленческий — и как результат значительно повысили производительность труда и экономические показатели.

Строительство автобана Астана - Павлодар

Новый подъем

— Расскажите, пожалуйста, о зарубежных проектах BI Road Construction. Насколько нам известно, вы ведете сейчас работы в Грузии?

— В 2016 году BI Road Construction выиграла конкурс на строительство дорог в Кутаиси, которые ведут к одной из достопримечательностей этой страны — древнему монастырю Моцамета. Сдача объекта намечена на конец года. По стандартам Грузии это III техническая категория. Для нас это очень важный участок с точки зрения логистики и сложности. Сложность заключается в том, что дорогу прокладывают по горной местности, а это означает наличие крутых склонов, обрывов, перевалов, ущелий. И так сложилось, что весь этот набор препятствий присутствует на небольшом проекте, делая его значимым и непростым. Другими словами, нашим сотрудникам приходится работать в довольно стеснённых условиях. Но мы не отчаиваемся и намерены идти до конца, так как это хороший опыт. Ведь мы прокладываем дорогу в историю. К тому же холдинг BI Group больше инвестировал в это строительство и для нас это, скорее, имиджевый проект.

— А зачем BI Road Construction опыт работы именно в сложной горной местности?

— Мы применим полученный опыт в будущем, причем в ближайшем, на родине. Вот, например, «Рахмановские ключи» — центр туристического отдыха в Восточно-Казахстанской области. Зимой, во время сильных снегопадов, дорогу туда перекрывают — один из участков этой дороги, Осиновский перевал, становится опасным и создает проблемы с движением. Но эту проблему решит реконструкция автодороги республиканского значения Усть-Каменогорск — Зыряновск — Большенарымское — Катон-Карагай — Рахмановские ключи, вести реконструкцию доверили компании «АБК-Автодор НС». Там будет возведен мостовой переход в ущелье между двумя горами, за счет этого обход Осиновского перевала сократится на 5 км. Длина будущего моста — 175 м, высота — 45 м. Сейчас на этом участке полным ходом идут подготовительные работы, а также работы по возведению земляного полотна. Со следующего года начнется строительство. Реконструкция 16‑километрового участка закончится в 2019 году, и в 2020 году будут сданы еще 12 километров дороги через лес и горы. После этого зимой там всегда можно будет проехать.

— А что скажете о других странах? Какие еще рынки интересуют компанию и почему?

— Сейчас мы присматриваемся к рынкам России, Украины, Кыргызстана, Узбекистана и Индии. Выбор этих рынков объясняется многофакторным анализом, который проводили наши специалисты. В первую очередь, они изучили планы развития по этим странам. К примеру, в Узбекистане, по данным исследования, есть больше миллиарда долларов заемных средств международных финансовых институтов на реконструкцию транспортной инфраструктуры и жилья, а также присутствуют нефтегазовые проекты. В Кыргызстане до конца этого года планируют объявить конкурс на сумму более чем 200 млн долларов на строительство автодорог. Индия уже в ближайшее время собирается запустить грандиозный проект по возведению у себя в стране платных highway — скоростных автострад с транспортными развязками. На это, по некоторой информации, выделяют десятки млрд долларов федеральных и заемных средств. Так же по другим странам. То есть мы исходим из перспектив развития данных рынков, учитывая ключевые цифры и конкуренцию. Если говорить о дорожном строительстве, то у BI Road Construction уже достаточно компетенции, чтобы конкурировать с крупными мировыми компаниями. Так, допустим, мы участвовали в проекте «Западная Европа — Западный Китай», где имели преимущество в строительстве трех лотов, оставив позади международные дорожные концерны. Другими словами, навыки у нас есть, ресурсы и люди тоже, работать удаленно мы умеем. Поэтому в данном вопросе компетенций достаточно. Тем более, что развитие транспортной инфраструктуры — наш основной упор.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года