Казна нам строить и жить помогает

Строительный сектор набрал высокие обороты исключительно благодаря государственным инвестициям

Казна нам строить и жить помогает

Строительство — сектор казахстанской экономики, выигравший от нынешнего кризиса больше остальных. Контрциклический план правительства, выразившийся в программе «Нурлы жол» (2015–2019), состоит в том, чтобы впрыснуть в экономику государственные средства, направив большую их часть на строительство жилья и транспортной инфраструктуры.

В 2015–2016 годы на реализацию проектов госпрограммы инфраструктурного развития было направлено свыше 1 трлн тенге. Большая часть этих инвестиций пошла в строительство промышленных объектов и жилья. Это позволило нарастить темпы строительной отрасли (в 2015‑м она показала 5,8‑процентный рост, в 2016‑м — 7,4‑процентный, а I полугодие 2017 года завершила ростом в 5,9%. Эффект от инвестиций в рамках «Нурлы жол» значителен и в масштабах всей экономики: по данным Минэка, в 2016 году он составил 0,99 п.п. в росте ВВП; напомним, в прошлом году рост экономики не превысил 1,0%.

В 2017 году правительство запустило новую программу, ориентированную уже не на весь строительный сектор, а лишь на жилищное строительство — «Нурлы жер». Новая программа должна обеспечить инвестиционный форсаж сектора жилой недвижимости в горизонте, по крайней мере, пяти лет, на которые прописано бюджетное финансирование.

Кирпичи денег

Казахстанский строительный сектор делится на несколько крупных подсекторов: жилищное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры, строительство коммерческой недвижимости, автодорожное, железнодорожное строительство и возведение объектов энергетической инфраструктуры, а также промышленных объектов. До кризиса 2015 года государственные инвестиции шли в основном на постройку социальных объектов, а также автодорог. Опосредованно, через квазигоскомпании, финансировалось строительство промышленных объектов по программе индустриализации. В 2015‑м государственные деньги (средства из Нацфонда РК по программе «Нурлы жол») пришли во все указанные подсектора, кроме коммерческой недвижимости (хотя нынешняя господдержка банков косвенно улучшила жизнь девелоперам, вложившимся в торговые и офисные центры).

По информации Минэка, в 2015–2016 годах на строительство автодорог было направлено 616 млрд тенге (на 2017‑й заложено 356 млрд), на которые построили или отремонтировали 2 тыс. км автомагистралей. Строили за государственный счет и железные дороги (Алматы — Шу, Боржакты — Ерсай), паромные переправы (Курык) и терминалы аэропортов (Астана) — в сумме на 95,2 млрд. На модернизацию системы ЖКХ ушло 150 млрд тенге. В отчете за 2016 год значится, что на строительство или приобретение арендного, кредитного и коммерческого жилья выделено 148,2 млрд тенге: введено 225,3 тыс. кв. м жилья, или 4504 квартиры.

И хотя объем строительных работ рос и в межкризисный период (2010–2014 годы), высоким темпам роста сектор обязан государственным вливаниям. По итогам 9 месяцев этого года более половины объема строительных работ распределено между авто- и железнодорожным строительством (22,2%), возведением передаточных устройств (17,1%) и жилым строительством (11,6%; см. график 2).

Напомним, что по «Нурлы жол» в этом году достраивают электроэнергетическую магистраль Север — Восток — Юг, должны быть сданы 602 км автодорог на 7 проектах (Центр — Восток — 232 км, Капшагай — Талдыкорган — 24 км, Бейнеу — Актау — 230 км, обход п. Кордай — 40 км, Уральск — Каменка — 50 км, Актобе — Атырау — 26 км). Немалый вклад в рост строительного сектора вносят и такие частные проекты, как третья фаза расширения на Тенгизе, а также продолжающаяся модернизация всех трех крупнейших НПЗ республики. Что же касается строительства жилья, то драйвером в этом подсекторе в ближайшие годы останется государство, это направление выделили в отдельную госпрограмму — «Нурлы жер».

И всем хорошо

Декларируемая цель «Нурлы жер» — повышение доступности жилья для населения. Инструменты, которые избраны авторами программы (разработчиком был Минэк, а реализует Министерство по инвестициям и развитию), — субсидирование процентной ставки по ипотеке первички (7%, если ставка не выше 17%), субсидирование займов застройщиков (по тем же условиям), строительство инженерно-технической инфраструктуры (подготовка участков) для индивидуального строительства. Последнее показательно: около половины вводимого жилья в Казахстане — частные дома, то есть население решает жилищную проблему в основном самостоятельно, ведь многоэтажное строительство развивается лишь в крупных городах.

Бюджет программы — 1,5 трлн тенге на ближайшие пять лет. Средства целиком государственные: 803 млрд (52%) выделят из госбюджета напрямую, 720 млрд (47%) местные власти получат, когда на рынке выкупят их облигации. По факту приобретают их те же государственные институты развития под близкий к нулевому процент.

В программе сумели найти место всем: и банкам, которые зарабатывают на ипотеке, и застройщикам, которых поддерживают напрямую и через доступную ипотеку первички, и квазигосударственный сектор (Казахстанская ипотечная компания, КИК, получила 22,5 млрд, Жилстройсбербанк — 22,0 млрд, «Байтерек девелопмент» — 113 млрд, Фонд недвижимости «Самрук-Казына» — 97 млрд), и акиматы (получили 67 млрд). Именно поэтому «Нурлы жер» воспринимается в основном позитивно.

«За 15 лет, отводящихся на реализацию программы, а это 2017–2031 годы, объем инвестиций соответствует примерно 1 триллиону тенге в год, что выше 840 миллиардов тенге, сложившихся по факту в 2016 году, — отмечает гендиректор проектной компании DNT Людмила Федоренко. — В случае успешной реализации программы можно ожидать ежегодный прирост жилищного строительства на 10 миллионов кв. м. При этом уровень обеспеченности населения жильем, по оценкам экспертов, повысится с нынешних 21 до 25 квадратных метров на человека по окончании действия программы в 2031 году».

Позитивный эффект это окажет и на компании строительного сектора, которые смогут загрузить свои мощности. Предсказуемый спрос на стройматериалы позволит создать дополнительные мощности в стройиндустрии. Например, в минувшем году в Астане и Актобе введены новые домостроительные комбинаты.

Не без загвоздок

Главный риск в этой ситуации — сокращение государственного финансирования. Причем не из-за дефицита средств, а из-за смены политики правительства и свертывания «Нурлы жер». Важно, чтобы к тому моменту рынок начал функционировать самостоятельно, без масштабных государственных вливаний.

Второстепенные риски, свойственные многим госпрограммам, уже сработали. Из-за жестких требований банковского законодательства крупные банки (министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек упоминал Народный банк, Казком и Fortebank) не торопятся присоединяться к программе. По программе в этом году на субсидирование ипотеки выделили 10 млрд. Г-н Касымбек доложил о 650 заявлениях на 6,6 млрд тенге и субсидиях в размере 19,1 млн тенге.

Сдерживает БВУ то, что они не могут начислять пени за неуплату по истечении полугода, в случае просрочки погашается сначала основной долг, затем проценты, кроме того, банки на практике не могут взыскать единственное залоговое жилье по суду. Нацбанк РК предложил отказаться от субсидирования как нерыночного инструмента. Необходимо либо менять нормы деятельности банков, либо расширять финансирование через КИК. С субсидированием застройщиков дела обстоят лучше: БВУ рассматривают 32 проекта на 57 млрд тенге.

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки