Большая труба

Завершившееся расширение КТК позволит трубопроводной системе Казахстана нарастить объем нефтяного экспорта

«Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) завершил все работы по проекту расширения магистрального трубопровода Тенгиз — Новороссийск (МГ ТН) на казахстанском участке. В эксплуатацию введена последняя из строившихся нефтеперекачивающих станций (НПС) в РК — А-НПС-3А. На строительство А-НПС-3А, расположенной в Исатайском районе в 90 километрах от Атырау, инвестировано около 92 млрд тенге. Проделанная работа позволяет увеличить объем прокачки нефти из Казахстана с 52,5 до 60 млн тонн в год.

КТК — крупнейший международный нефтетранспортный проект, в котором участвуют как национальные компании Казахстана и России, так и частные мировые нефтедобывающие компании — Chevron, Shell, Eni и т.д. Как правило, акционеры КТК — это компании-участники нефтедобывающих консорциумов, которые разрабатывают крупнейшие месторождения страны — Тенгиз, Карачаганак, Кашаган.

КТК управляет магистральным трубопроводом протяженностью более 1,5 тыс. км, который пролегает от месторождения Тенгиз, что в Атырауской области, до российского портового города  Новороссийска. По этому маршруту нефть транспортируется до морского терминала в поселке Южная Озереевка, где загружается на танкеры для отправки на мировой рынок.

До 70% экспортной нефти РК уходит по трубопроводной системе КТК. Следует сказать, что грузоотправители МГ НТ — это, по сути, сами же акционеры КТК либо аффилированные с ними компании. В нефтепровод поступает нефть с месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. И на выходе получается «черное золото» марки CPC Blend — легкая нефть, которая на рынке, как правило, котируется выше, чем российский Urals.

Великое расширение

Начавший работать в конце 2001 года нефтепровод Тенгиз — Новороссийск через три года вышел на показатель полной пропускной способности — 28,2 млн тонн нефти в год. С 2005 года, чтобы обеспечить транзит казахстанской нефти, объем которой в те годы активно рос, КТК использует антифрикционные присадки, что позволило увеличить годовой объем прокачки до 35 млн тонн.

Оптимизм начала 2010‑х, связанный по большей части с Кашаганом, убедил акционеров КТК запустить проект по расширению годовой пропускной способности нефтепровода Тенгиз — Новороссийск до 67 млн тонн. Проект расширения представляет собой строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух — на территории РК, восьми — в РФ), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на казахстанском участке.

Практическая реализация проекта началась в середине 2011‑го, когда одновременно на 22 различных участках нефтепровода стартовали строительные работы.

К концу 2015 года проделанные работы — строительство третьего выносного причального устройства в Южной Озереевке, модернизация НПС «Астраханская», «Комсомольская» и «Кропоткинская», «Тенгиз», «Атырау», ввод в эксплуатацию новой НПС на территории Калмыкии — позволили увеличить годовую пропускную способность КТК до 52 млн тонн.

В 2016–2017 годах модернизация нефтепровода продолжилась: были введены в эксплуатацию несколько НПС на территории России и Казахстана, а также увеличена вместимость резервуарного парка морского терминала КТК до 1 млн тонн. С успешным завершением пусконаладочных работ в начале текущего октября на А-НПС-3А завершился проект расширения системы КТК на казахстанском участке.

Остается один объект — НПС-2 в Калмыкии, которую руководство консорциума планирует ввести в эксплуатацию к концу этого года, чтобы рапортовать об успешном завершении расширения нефтепровода в целом. «Планируем, что в конце ноября мы начнем комплексное опробование станции под нефтью. В зависимости от результатов НПС-2 будет введена в эксплуатацию», — отметил на пресс-конференции во время церемонии запуска А-НПС-3А генеральный директор КТК Николай Горбань.

Бюджет проекта расширения КТК закладывался в размере 5,4 млрд долларов. Несмотря на отставание от графика работ, консорциуму удалось сэкономить порядка 100–150 млн долларов. «Точная сумма будет подсчитана после завершения расширения российской части трубопровода. После чего акционеры решат, куда будут направлены средства», — заявил г-н Горбань. Надо полагать, главной причиной экономии стало то, что собственные средства выступили основным источником финансирования.

Кашаган и КТК

В последние два года экспорт нефти по КТК вырос: если в 2015‑м на этот нефтепровод пришлось 63% общего объема нефтяного экспорта, то в следующем — 68% (42,7 и 44,3 млн тонн соответственно). Экспортеры перенаправляют нефть с более дорогостоящих маршрутов в систему КТК, загружая расширяющиеся мощности трубопровода, поскольку тариф на транспортировку казахстанской нефти самый низкий в РК — 38 долларов за тонну.

С увеличением мощности КТК его роль в транспортировке экспортной нефти возрастет, поскольку тариф останется прежним. Консорциум не планирует компенсировать инвестиции на проект расширения нефтепровода за счет увеличения стоимости транспортировки. «На сегодняшний день повышение тарифа вообще не обсуждается акционерами», — заявил Николай Горбань. Между тем консорциум не намерен экспортировать «черное золото» тех добывающих компаний, которые не входят в число акционеров КТК. «Это решать акционерам, — отметил спикер, — но вопрос пока не рассматривался».

Авария на Кашагане и задержка с завершением проекта расширения КТК, который планировали полностью закончить к 2016 году, удачно совпали. Теперь, когда КТК вот-вот выйдет на всю производственную мощность, беспокоиться за доставку кашаганской нефти на мировой рынок не нужно. За девять месяцев 2017 года через морской терминал КТК отгружено 40,2 млн тонн нефти, из них 36,5 млн приходится на казахстанских грузоотправителей, а 3,7 млн тонн — на российских. В разрезе крупных казахстанских месторождений объем прокачки выглядит так: на Тенгиз приходится 21,4 млн тонн, Карачаганак — 7,8 млн, на Кашаган — 5,2 млн тонн.

Генеральный директор КТК уверяет, что консорциум готов отгрузить всю нефть с Кашагана с учетом его расширения и полностью обеспечить поставки тенгизской нефти.

Добавление в систему КТК с конца прошлого года кашаганской нефти и нефти с месторождения им. В. Филановского не очень изменило показатели CPC-Blend. Средние показатели качества при отгрузке на морском терминале КТК в 2017 году следующие: плотность — 46,2 oAPI, содержание серы — 0,54 масс%. Для сравнения: в 2016 году — плотность CPC-Blend зафиксирована на уровне 46,5 oAPI, а содержание серы — 0,52 масс%.

По словам Николая Горбаня, ни соглашение ОПЕК+, в котором участвует Казахстан, ни новые санкции в отношении России не окажут негативного влияния на планы КТК. «То, что Казахстан участвует в сделке ОПЕК, — это хорошо, но наши грузоотправители, а это мировые компании, не участвуют в сделке картеля», — прокомментировал г-н Горбань. Что касается новых антироссийских санкций, то, как говорит глава КТК, консорциум не почувствовал какого-либо негативного влияния. Поскольку, во-первых, строительные контракты и договоры на поставки оборудования были заключены до санкций. Во-вторых, КТК не занимает на внешних рынках капитал. «И третье, вы знаете состав наших акционеров, — подчеркнул спикер. — Мы плотно с ними работаем, мониторим ситуацию и пока что не видим каких-либо предпосылок к принятию санкций конкретно к нашему консорциуму».

В этом году, если верить прогнозам, по нефтепроводу будет прокачан рекордный объем нефти — 55 млн тонн. Для сравнения: в 2016‑м было отгружено 44,3 млн. Прогноз на 2018 год, основанный на предварительных заявках от производителей, более чем оптимистичен — 67,4 млн тонн нефти (8,6 млн придется на российские месторождения).

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки