В роли рекрутера

Собственник компании сам ищет для нее сотрудников: «за» и «против» такого подхода

Не каждый бизнес может позволить себе полноценный HR-отдел, особенно, если потребности в поиске новых сотрудников возникают нечасто. Кадровик, документально оформляющий прием нового сотрудника на работу, конечно, есть — эти обязанности по совместительству выполняют или секретарь, или бухгалтер. А вот роль HR и закрытие вакансии становится делом собственника, который бизнесом управляет: кто лучше него знает о нуждах компании?

И этот момент — в числе плюсов расклада, при которых владелец выступает в роли рекрутера. Поиск кандидатов — самая времязатратная часть рекрутинга. Точно знающий, кого хочет нанять, собственник может написать как минимум хороший продающий текст для рекламы вакансии. Правильные ключевые слова для поиска помогут потенциальному кандидату найти ее. А вот скопировать, казалось бы похожее объявление с рекрутингового сайта и разместить его, чуть изменив и подставив название своей компании вместо чужой, — идея не очень хорошая. В чужом объявлении могут быть неактуальные именно для вашей компании требования. Например, там для продажника требуются знание английского и опыт в логистике, а для вашей компании эти навыки хоть и желательны, но не так критичны, ведь вы работаете на местном рынке, а выход на международный если и планируете, то в весьма отдаленной перспективе. Хотя скопировать чужое объявление, безусловно, легче, и с большой вероятностью именно так поступит секретарь, если попросить его заняться подбором кандидатов.

Даже если вакансия описана слабо, и резюме в ответ приходит не всегда ей соответствующее, при их просмотре владелец компании (именно собственник, а не офис-менеджер), зная все тонкости своего бизнеса, может подобрать людей на совсем иные позиции. Этот же плюс работает при собеседовании: если встретился явно квалифицированный специалист, чьи навыки пригодятся в компании, владелец может предложить ему другую позицию. И наконец, именно владелец может максимально эмоционально увлечь кандидата, презентуя свой бизнес и мотивировав соискателя на этапе собеседования, да и переговоры по зарплате собственнику удадутся лучше.

Минусы ситуации, когда собственник выступает в роли рекрутера, непосредственно связаны с плюсами. Да, собственник-управляющий живет своим бизнесом и рассчитывает, что сотрудник будет таким же, и очень удивляется желанию кандидата уходить домой в 18–00. Подход к собеседованию у собственника может сильно отличаться от подхода профессионала в HR, и в результате оно проходит по принципу: «Мы поговорили, и этот кандидат показался мне идеальным». Хотя по факту ни один из практических навыков не был проверен. И эти несовпадения в представлениях собственника и реальных навыках работника открываются, только когда тот уже приступил к выполнению обязанностей.

Еще одна ловушка собеседования опять же из серии «хорошо поговорили» — то есть совпали во взглядах на жизнь, общем хобби и еще чем-то — владелец бизнеса переносит свои позитивные впечатления от человека на его профессиональные качества, но совсем необязательно, что интервьюируемый окажется отличным специалистом.

И тем не менее, вариант, при котором собственник малой или средней компании сам ищет кандидатов — жизнеспособен. Правда, собственнику, чтобы минимизировать свои ошибки, придется освоить базовые навыки рекрутера. И не стесняться использовать свои связи и контакты при поиске специалиста, чтобы в его окружении знали, что он ищет человека на работу.

Можно использовать социальные сети, разместив персональный призыв на своей странице или страницах профессионального сообщества, объявить о поиске кандидата на отраслевых форумах и даже в вузах. И не забыть подготовиться к интервью с соискателем, чтобы не просто поговорить о жизни в очередной раз, а выяснить, тот ли это человек, который поможет ему развивать бизнес.

Прежде чем разместить вакансию, собственник должен ответить на четыре базовых вопроса:

  • Кто ему нужен?

  • Для чего нужен?

  • Сколько это стоит?

  • Где искать такого кандидата?

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня