ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РК ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РК ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

Предусмотренная законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее — Закон) и введенная в Казахстане с 1 июля 2017 года система обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС) уже спустя полмесяца с начала своего действия претерпела очередные изменения. Соответствующие поправки, вступившие в силу с 14 июля 2017 года, направлены на совершенствование законодательства в этой сфере. Рассмотрим произошедшие изменения поближе.

Расширена сфера действия Закона. Система ОСМС теперь охватывает не только граждан, оралманов и постоянно проживающих (т.е. получивших вид на жительство) в Казахстане иностранцев, но также иностранцев, пребывающих на территории республики временно, вместе с членами их семей. При этом временно пребывающие иностранцы становятся участниками системы ОСМС с уплатой отчислений и/или взносов в фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), если это прямо предусмотрено условиями ратифицированных Казахстаном международных договоров.

Примером такого международного договора является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированный Казахстаном 14 октября 2014 года (далее — Договор о ЕАЭС). Согласно Договору о ЕАЭС социальное страхование трудящихся из государств-членов ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Соответственно, заработная плата иностранных работников из стран ЕАЭС, получаемая ими в Казахстане, является объектом исчисления отчислений на ОСМС, и работодатели, производя такие отчисления, будут обеспечивать своим иностранным работникам получение медицинской помощи в рамках ОСМС.

К членам семьи Закон относит совместно проживающих с иностранцами супругов и детей. При этом остается неясным ряд вопросов относительно того, каким образом они будут задействованы в системе ОСМС — будет ли участие членов семьи в ОСМС ограничиваться только получением медицинской помощи (например, в счет отчислений, производимых работодателем за иностранного работника, с которым они прибыли в Казахстан) и не потребуется ли перечислять за них дополнительные взносы; если потребуются дополнительные взносы, за чей счет, кем и в каком размере они должны перечисляться; входят ли дети иностранных работников в число лиц, за которых государство обязуется перечислять взносы в Фонд за свой счет; и другое.

Уточнены подходы к реализации права на медицинскую помощь в рамках системы ОСМС. В период с 1 января по 31 марта 2018 года право на медицинскую помощь в системе ОСМС распространяется на всех предусмотренных законом лиц, независимо от поступления в отношении них отчислений и/или взносов в Фонд. Начиная с 1 апреля 2018 года, такое право получат только те лица, в отношении которых уплата отчислений и/или взносов в Фонд была осуществлена, а также лица, прямо освобожденные законом от уплаты взносов.

В случае неуплаты отчислений и/или взносов в Фонд лица, в отношении которых они перечисляются, по-прежнему имеют право на получение медицинской помощи в системе ОСМС в течение не более трех месяцев с момента прекращения выплат. Взносы (отчисления) за период, в течение которого они должны были, но не перечислялись в Фонд, подлежат перечислению соответствующими лицами по ставке 5% от минимального размера оплаты труда, утвержденного на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете1. При этом Закон прямо ограничивает продолжительность подлежащего оплате плательщиком неоплаченного периода двенадцатью месяцами, предшествующими оплате, и не включает в такой период задолженности по перечислениям в Фонд, возникшие до 1 января 2018 года.

Расширен перечень лиц, являющихся плательщиками взносов в Фонд. Перечень дополнен гражданами, временно выехавшими за пределы Казахстана, и так называемыми иными плательщиками. К последним Закон прямо относит:

  • самостоятельно занятых, т.е. индивидуально занятых производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых работников семейных предприятий (хозяйств) и работодателей, использующих труд наемных работников;

  • частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов, приостановивших предоставление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством;

  • индивидуальных предпринимателей, приостановивших предоставление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством.

Вместе с тем освобождены от уплаты взносов в Фонд лица, за которых платит государство (за исключением получателей социальных выплат на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования), военнослужащие и сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов.

Пересмотрен перечень лиц, за которых взносы в Фонд оплачивает государство, и размеры таких взносов. В результате пересмотра перечня из него были исключены лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях, и добавлены:

  • неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;

  • неработающие оралманы;

  • лица, завершившие обучение по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования, в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем, в котором завершено обучение.

Взносы устанавливаются в следующих размерах:

  • с 1 января 2018 года — 3,75% от объекта исчисления взносов государства2;

  • с 1 января 2019 года — 4% от объекта исчисления взносов государства;

  • с 1 января 2022 года — 4–5% от объекта исчисления взносов государства (размер взносов в указанных рамках будет ежегодно корректироваться законом о республиканском бюджете).

За лиц, имеющих право на социальные выплаты на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования (например, женщины, находящиеся в социальных отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением новорожденного ребенка, уходом за ребенком до достижения им одного года), государство будет производить взносы в Фонд путем удержания из причитающихся таким лицам социальных выплат в следующем размере: с 1 января 2019 года — 1%, и с 1 января 2020 года — 2% от суммы назначенной социальной выплаты.

Изменены ставки взносов в Фонд. Законодатель пересмотрел (для уже предусмотренных законом категорий плательщиков) и установил (для новых категорий плательщиков) с 1 июля 2017 года следующие ставки взносов:

  • для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов — 5% от двукратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий год законом о республиканском бюджете;

  • для граждан, временно выехавших за пределы Казахстана, и иных плательщиков — 5% от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий год законом о республиканском бюджете;

  • для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера — 5% от всех начисленных доходов по данным договорам (за исключением сумм, с которых согласно Кодексу «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» взносы не удерживаются).

Напоминаем, что с доходов работников взносы будут удерживаться и перечисляться в Фонд в размере 1% с 1 января 2019 года и в размере 2% с 1 января 2020 года.

Исчисление (удержание) и перечисление взносов в Фонд осуществляются:

  • за работников — работодателями;

  • за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера — налоговыми агентами (как правило, контрагентами таких физических лиц по гражданско-правовым договорам);

  • за граждан, выехавших за пределы РК, и иных плательщиков — данными лицами самостоятельно либо третьим лицом в их пользу.

В этом контексте возникают вопросы о том, как правильно производить удержание и перечисление взносов в Фонд в следующих ситуациях. Например, работник одновременно с выполнением должностных обязанностей предоставляет компании-работодателю в пользование свое личное имущество (оборудование, автомобиль и т.п.) по договору аренды, получая от этого доход, т.е. налоговый агент и работодатель совпадают в одном лице. Должна ли компания в этом случае удержать и перечислить в Фонд сумму взноса с дохода работника от аренды? Закон не уточняет, может ли в такой ситуации производиться зачет или подлежат ли удержанию и перечислению в Фонд обе выплаты.

Другая ситуация — компания заключает с иностранным гражданином (например, гражданином какой-либо из стран-участниц ЕАЭС) гражданско-правовой договор на возмездное оказание услуг либо трудовой договор на дистанционную работу, а иностранный гражданин по условиям такого договора выполняет свою работу (оказывает услуги) за пределами Казахстана и не въезжает на его территорию. Возникает ли в этом случае у компании обязанность по удержанию с доходов данного физического лица взносов и перечислению их в Фонд?

Скорректирована финансовая нагрузка работодателей. Отчисления работодателей, подлежащие уплате в Фонд, устанавливаются в размере:

  • с 1 июля 2017 года — 1% от объекта исчисления отчислений;

  • с 1 января 2018 года — 1,5% от объекта исчисления отчислений;

  • с 1 января 2020 года — 2% от объекта исчисления отчислений;

  • с 1 января 2022 года — 3% от объекта исчисления отчислений.

Работодателями не производятся отчисления за работающих пенсионеров, инвалидов, детей и матерей, находящихся в социальных отпусках по уходу за детьми, многодетных матерей, а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов.

Установлены минимальный и максимальный финансовые пороги для исчисления взносов и отчислений в Фонд. Согласно закону ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений и/или взносов, не должен превышать пятнадцатикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В случае, если объект исчисления отчислений и/или взносов за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, отчисления и/или взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы (за исключением взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов).

В этой связи возникает вопрос — указанный минимальный порог применяется в любом случае, даже если у лица нет дохода на дату исчисления взноса и/или отчисления? Например, работник по согласованию с работодателем оформил отпуск без сохранения заработной платы на продолжительный срок, в этот период у работника нет дохода, а у работодателя, соответственно, нет базы для исчисления отчислений и/или взносов.

Несмотря на объемные изменения, в системе ОСМС, на наш взгляд, по-прежнему много неурегулированных вопросов и нерешенных проблем, а часть вопросов возникает уже в связи с последними изменениями. При этом существующие проблемы применения законодательства об ОСМС не ограничиваются только теми вопросами, что были затронуты в настоящей статье, а полное видение ситуации и проблем сможет сложиться только в ходе активной правоприменительной практики. В отсутствие таковой возможным подспорьем могут послужить соответствующие разъяснения разработчиков закона и уполномоченных органов в сфере труда и здравоохранения, которых, к сожалению, пока нет. В любом случае успешное разрешение проблем ОСМС находится в прямой зависимости от того, насколько будет детализированным, четким и недвусмысленным законодательное регулирование в этой части.

1 В 2017 году размер минимальной заработной платы составляет 24 459 тенге, а на 2018 год прогнозируется увеличение размера до 28 284 тенге.

2 Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики.