Весы благотворительности

Весы благотворительности

Благотворительные фонды должны ориентироваться не только на крупный бизнес. Важно лишь уравновесить массовый, крупный частный и корпоративный сегменты в портфеле фонда, считает известный российский актер и основатель благотворительного фонда Константин Хабенский.

«Мы, наша команда, и некоторые большие российские фонды стараемся сделать так, чтобы благотворительность стала частью повседневной жизни, не требовала каких-то больших усилий, а воспринималась всеми как вещь само собой разумеющаяся», — заявил г-н Хабенский на встрече, организованной Фондом развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust в Астане 21 октября этого года. Ставка на массовый сегмент оправдана, когда благотворительный фонд стремится добиться устойчивости в своем развитии.

Стоит отметить, что фонд Константина Хабенского приезжает в Астану уже второй раз за год, и оба раза — по приглашению Samruk-Kazyna Trust. В феврале 2017-го в Астану на Форум корпоративной благотворительности приезжала директор фонда Алена Мешкова, которая проводила мастер-класс по фандрайзингу — привлечению крупных инвесторов в благотворительные проекты.

Эту же тему в своем выступлении перед неправительственными организациями Астаны развил и Константин Хабенский.

«Главное здесь не перегибать с криками о помощи. Не нужно писать: “Срочно! Срочно! Мне нужно собрать миллион рублей, чтобы спасти жизнь такому-то ребенку”. Можно написать: “Для того чтобы изменить жизнь такого-то ребенка, необходимо собрать тысячу пожертвований по тысяче рублей”. Так проще людьми воспринимается», — отметил он.

Инструменты, которые использует в своей работе благотворительный фонд Константина Хабенского, могут быть успешно реализованы и в Казахстане. Продвижение новых, современных методов работы благотворительных организаций — одна из задач, которую ставит перед собой Фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust. Именно с такой целью — целью обучения и ознакомления — фондом Samruk-Kazyna Trust была организована встреча с Константином Хабенским для всех неправительственных организаций РК, прямо или косвенно задействованных в реализации благотворительной деятельности.

Не случайно Samruk-Kazyna Trust выбирает фонд Хабенского для проведения подобных встреч — несложно отметить сходство во взглядах на работу казахстанского и российского фондов. Отход от адресной помощи и направленность на реализацию системных проектов, поиск оптимальных решений в развитии фандрайзинговых кампаний — эта позиция роднит обе организации.

Судя по популярности темы, такой подход становится интересен все большему числу казахстанских НПО. Всего на встрече собралось порядка 200 человек, были представители и наиболее крупных общественных фондов Казахстана, таких как «Добровольное общество Милосердие» и «Дара», и — молодые, начинающие команды. Каждый из них имел возможность лично пообщаться с Константином Хабенским и задать ему свои вопросы по организации работы благотворительной организации.

Благотворительный фонд Константина Хабенского имеет уже большую историю — в апреле следующего года фонду исполнится 10 лет. Основная цель фонда — помощь детям с онкологическими заболеваниями головного мозга. Сейчас в фонде 19 человек, которые занимаются поддержкой детей от первого посещения врача до периода восстановления. За время работы фонд Хабенского оказал адресную помощь более чем 1100 детям, более 5000 семей были охвачены психологической поддержкой, более 2000 врачей-онкологов приняли участие в образовательных проектах, около 300 мастер-классов провели волонтеры фонда в больницах. Фонд собрал 471 млн рублей, 180 млн из которых — в 2017 году.

И это притом что 2014–2015 годы ни у нас, ни в РФ не были удачными для благотворительных организаций: после начала кризиса корпоративный сектор, на который делают ставку многие фонды, начал отказываться или сокращать объемы средств на благотворительность. Фонд Хабенского спасло то, что еще с 2013 года основатель и его коллеги начали диверсифицировать направления фандрайзинга. «Мы сделали ставку на баланс в привлечении пожертвований и постарались одинаковое внимание уделять развитию как корпоративного, так и массового фандрайзинга, — рассказал Константин Хабенский. — Мы сделали такие весы для того, чтобы выстраивать свою стратегию, двигая все эти направления, и расти».

Сейчас фонд Хабенского использует три источника: массовый, корпоративный и крупный частный фандрайзинг. Первое правило для развития массового сегмента — нужно интересно и одновременно просто рассказывать о том, как и кому можно помочь. Сбор не должен носить характер экстренной акции: важно как можно более спокойно объяснить аудитории, что для спасения жизни одного ребенка достаточно и тысячи рублей. «Так проще воспринимается, — объяснил актер-благотворитель. — Потому что миллионами владеют не все, а тысячами владеют миллионы». Механизм взноса пожертвований также должен быть простым, в несколько шагов. Сбор пожертвований через SMS и посредством переводов с банковских карт — базовые инструменты массового фандрайзинга, применяемые фондом Хабенского.

В работе с корпоративным сегментом есть свои особенности. Хабенский советует не налегать на «холодные» звонки. Важно понимать, чем занимается бизнес, и оценивать «эмоциональное направление» его деятельности, чтобы предлагать форму взаимодействия и проекты, интересные каждой конкретной компании. Например, фонд Хабенского предлагает жертвовать на программы обучения врачей, покупку оборудования. Некоторые идут на перечисление доли от выручки и фиксированной суммы от продажи определенного товара. «Купили шоколадку или сок — помогли одному фонду, оформили банковскую карту — помогли второму», — объяснил актер.

Еще один метод, который в Казахстане за последнее время тоже набирает популярность — это благотворительные ивенты с перечислением выручки от продажи билетов на благотворительность. К примеру, фонд Хабенского делает эксклюзивный предпоказ фильмов с участием актеров на неделю раньше, чем картина выходит в прокат.

Инструменты, о которых рассказал Константин Хабенский, могут и должны быть применены казахстанскими благотворительными организациями, а обучение и погружение в тематику встречи так или иначе дадут свои плоды.

Samruk-Kazyna Trust (SKT) учрежден в 2016 году после начала трансформации Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Цель SKT — содействовать улучшению социально-экономических условий жизни казахстанцев и процветанию республики. В сферу задач SKT также входят продвижение идеи корпоративной благотворительности в Казахстане и реализация системных социальных инвестиций в регионах Казахстана.

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки