Гражданин осведомленный

Редакционная статья

Гражданин осведомленный

Новости новостями в нашей стране делает исключительно плохая осведомленность казахстанцев о том, что происходит у них под носом. Будь они немного заинтересованней, и большей части таких громких новостей и следующих за ними скандалов удалось бы избежать.

Вспомним недавнюю историю с земельными митингами. В ноябре 2015 года в законодательство о земле были приняты поправки, которые должны были вступить в действие в июле следующего года, но до общества это дошло в апреле 2016‑го. Да и то случайно, лишь после открытых писем национальной интеллигенции. Возникло недовольство, переросшее в несанкционированные митинги. Если бы казахстанцы были внимательнее к принимаемым законам и оперативнее выражали в отношении них свое мнение, недовольство бы вылилось раньше и носило бы менее агрессивную форму.

Похожая ситуация с последним дефицитом бензина, который возникает почти каждой осенью. Если бы казахстанские автолюбители понимали, как устроен местный рынок ГСМ, наблюдали бы за его изменениями (а не только за ценами на авто), для них не были бы шоком очереди на АЗС. Возможно, очередей бы и не было. Из той же серии нынешний скандал вокруг учебников. Об их плохом качестве говорят из года в год, но системной критики этого направления деятельности Минобра как не было, так и нет. Пошумели и забыли.

Еще один скандал вырос из предложения столичной компании-управляющего транспортной системой столицы «Астана LRT». Суть предложения сводилась к тому, чтобы ввести в столице поквартирный сбор на нужды развития города, а взамен ввести бесплатный проезд в автобусах. Здесь нужно напомнить, как обстоит дело с общественным транспортом в Астане, да и многих других городах РК: парк автобусов изношен и его необходимо менять, а тарифы, как правило, не учитывают даже операционных издержек автобусных парков и дотируются из местного бюджета. Собираемость даже с применением электронных систем обилечивания невысока, регулярно происходят хищения (как и в любой другой системе, где есть наличка). Автобусы часто отклоняются от расписания, не выезжают на линии, когда снижается количество пассажиров, то есть при аналогичных затратах падает выручка и нет прибыли.

Выход, который предложили специалисты ALRT — ввести поквартирную абонентскую плату в размере 3857 тенге в месяц. По их подсчетам, это должно сократить объем госдотаций и средние расходы домохозяйств на общественный транспорт, а также выровнять график движения. Предложение вызвало бурю негодования и жалобы на несправедливость.

Внимание «Эксперта Казахстан» привлекла не столько идея ALRT, сколько позиция граждан, неравнодушных к повышению цен на тарифы и новым сборам, но почти не интересующихся расходованием собранных у них налогов. Мы решили взглянуть, как выглядит бюджет Астаны, и сквозь призму этого поговорить, насколько открыты в Казахстане местные бюджеты, попытались понять, чего в них нет. Последнее при помощи экспертов быстро выяснилось: нет детализации, аналитики и оценки эффективности. Хотя в прозрачном, умно и понятно написанном местном бюджете заинтересованы все: и чиновники, к которым лишний раз не будет претензий, и бизнес, для которого бюджет — это потенциальная выручка, и граждане, ведь это их деньги и их область, город, поселок, район.

С изменения отношения к налогам начинается изменение общественного сознания. Из податного населения в граждан люди превращаются только тогда, когда начинают исправно платить налоги и требовать, чтобы собранные средства использовались надлежащим образом.

Для этого всем участникам системы следует скорректировать свои модели поведения. Гражданам полезно вспомнить, что они тоже в ответе за то, что происходит в стране — хотя бы в масштабе своей улицы или района. Поэтому надо быть активнее. По крайней мере, не уклоняться от участия в общедомовых сходах. Им следует расширить периметр личного пространства со своей квартиры на двор, а затем и на район. Чиновники должны, наконец, понять, что они служат не президенту, министру или акиму, а обычным людям; как выражаются специалисты, местным сообществам. Начать можно с того, чтобы более подробно информировать эти сообщества о своих действиях и спрашивать у них, на что лучше потратить деньги. Сегодняшние технологии такие опросы позволяют проводить с минимальными издержками и высокой оперативностью.

Эти маленькие шаги навстречу конкретным людям станут большим прорывом для всего казахстанского общества.

Читайте тему номера: Город в степени икс

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки