История — не для дикарей

Новая картина о покорении космоса призвана не развлечь, а увлечь зрителя, удерживая его внимание и подталкивая задуматься об истории и смысле жизни

История — не для дикарей

В казахстанский прокат вышла российская картина «Салют-7». Фильм снят режиссером Климом Шипенко по мотивам реальных событий — спасения одноименной советской орбитальной станции от падения на Землю экипажем корабля «Союз Т-13». Действие происходит в 1985 году в период холодной войны. В главных ролях снялись Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Фамилии настоящих участников полета, космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, в фильме изменены, что подчеркивает его художественное значение. Это также дало возможность создателям изменить ряд деталей и создать образы героев, не претендуя на документальное изложение событий. Можно сказать, что картина, впитав современный опыт, продолжает лучшие традиции советского кинематографа.

«Салют» озадачивает зрителя. И это скорее плюс картине, поскольку это дает возможность быть прочитанной и понятой по-разному. Нельзя сказать, что восторженные отклики коллег после просмотра были неожиданными, но и ожидаемыми их назвать сложно, поскольку картина смотрится довольно непривычно. И в этом — ее достоинство.

После фантастической цифры голливудских блокбастеров увиденное заставило задуматься об иной реальности — и дело не просто в технологиях, а в эстетике и даже в смысле жизни. С экрана на нас смотрит история так быстро, почти за десятилетие, канувшая в Лету, время, которое нельзя вернуть назад. Такие альтернативные киновидения вне русла мейнстрима необходимы для молодого зрителя, привыкшего черпать информацию из картинок и кино, и поэтому уже живущего в постъядерном мире визуальных фантазий. Нашей культуре необходима убедительная эстетика документальности, способствующая формированию исторического сознания, которое уже способно понимать, что нашло себя не в супермаркете рыночной независимости.

В отличие от высокотехнологичной фантастики «Салют-7» дает возможность вспомнить жизнь тридцатилетней давности и ощутить, почти физически, как быстро технологии меняют представления о человеке и мире. Увиденная в фильме стыковка в ручном режиме напомнила о механике и электронике, полуавтоматическом и автоматическом управлении — в эти технические понятия захотелось вникнуть как-то глубже.

Но дело тут не столько в истории развития техники, сколько в истории культуры и ценностях, на которых основаны человеческие отношения. Что произошло здесь? Происходило ли здесь развитие? Вопрос сложный. «Как я буду в глаза смотреть твоему ребенку, как я буду смотреть в глаза своему?» — задается вопросом один из героев. Такие понятия, как совесть, стыд и ответственность, как, в принципе, слава, честь и патриотизм — девальвировались вместе с деньгами. Техника шагнула вперед человека.

Но в этой «забытой истории» мы видим, как герой выходит в открытый космос с огромной кувалдой и бьет ею в невесомости по другой крутой железяке, наглядно иллюстрируя непреходящий миф о подвигах Геракла наперекор судьбе и смерти: «Упаду с неба где-нибудь на Мадагаскаре, найдут меня дикари, и стану я вождем племени, буду рассказывать им про космос. Спросят меня, как ты жил в СССР? Любил семью, смотрел футбол, строил коммунизм…»

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки