История — не для дикарей

Новая картина о покорении космоса призвана не развлечь, а увлечь зрителя, удерживая его внимание и подталкивая задуматься об истории и смысле жизни

История — не для дикарей

В казахстанский прокат вышла российская картина «Салют-7». Фильм снят режиссером Климом Шипенко по мотивам реальных событий — спасения одноименной советской орбитальной станции от падения на Землю экипажем корабля «Союз Т-13». Действие происходит в 1985 году в период холодной войны. В главных ролях снялись Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Фамилии настоящих участников полета, космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, в фильме изменены, что подчеркивает его художественное значение. Это также дало возможность создателям изменить ряд деталей и создать образы героев, не претендуя на документальное изложение событий. Можно сказать, что картина, впитав современный опыт, продолжает лучшие традиции советского кинематографа.

«Салют» озадачивает зрителя. И это скорее плюс картине, поскольку это дает возможность быть прочитанной и понятой по-разному. Нельзя сказать, что восторженные отклики коллег после просмотра были неожиданными, но и ожидаемыми их назвать сложно, поскольку картина смотрится довольно непривычно. И в этом — ее достоинство.

После фантастической цифры голливудских блокбастеров увиденное заставило задуматься об иной реальности — и дело не просто в технологиях, а в эстетике и даже в смысле жизни. С экрана на нас смотрит история так быстро, почти за десятилетие, канувшая в Лету, время, которое нельзя вернуть назад. Такие альтернативные киновидения вне русла мейнстрима необходимы для молодого зрителя, привыкшего черпать информацию из картинок и кино, и поэтому уже живущего в постъядерном мире визуальных фантазий. Нашей культуре необходима убедительная эстетика документальности, способствующая формированию исторического сознания, которое уже способно понимать, что нашло себя не в супермаркете рыночной независимости.

В отличие от высокотехнологичной фантастики «Салют-7» дает возможность вспомнить жизнь тридцатилетней давности и ощутить, почти физически, как быстро технологии меняют представления о человеке и мире. Увиденная в фильме стыковка в ручном режиме напомнила о механике и электронике, полуавтоматическом и автоматическом управлении — в эти технические понятия захотелось вникнуть как-то глубже.

Но дело тут не столько в истории развития техники, сколько в истории культуры и ценностях, на которых основаны человеческие отношения. Что произошло здесь? Происходило ли здесь развитие? Вопрос сложный. «Как я буду в глаза смотреть твоему ребенку, как я буду смотреть в глаза своему?» — задается вопросом один из героев. Такие понятия, как совесть, стыд и ответственность, как, в принципе, слава, честь и патриотизм — девальвировались вместе с деньгами. Техника шагнула вперед человека.

Но в этой «забытой истории» мы видим, как герой выходит в открытый космос с огромной кувалдой и бьет ею в невесомости по другой крутой железяке, наглядно иллюстрируя непреходящий миф о подвигах Геракла наперекор судьбе и смерти: «Упаду с неба где-нибудь на Мадагаскаре, найдут меня дикари, и стану я вождем племени, буду рассказывать им про космос. Спросят меня, как ты жил в СССР? Любил семью, смотрел футбол, строил коммунизм…»

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня