За дефицит ответили

Повестка дня

За дефицит ответили

Впервые по итогам топливного кризиса в Казахстане полетели головы чиновников и топов госкомпаний. В минувший вторник премьер-министр Бакытжан Сагинтаев освободил от должности вице-министра энергетики Асета Магауова и распорядился уволить зампреда правления «КазМунайГаза» (КМГ) Данияра Берлибаева. Их начальникам, министру энергетики Канату Бозумбаеву и председателю правления КМГ Сауату Мынбаеву премьер решил сделать выговор: представление о выговоре в адрес главы Минэнерго было направлено президенту Нурсултану Назарбаеву (несколькими днями позже он его подписал), г-ну Мынбаеву выговор сделал глава ФНБ «Самрук-Казына» (куда входит КМГ, контролирующий все 3 крупных НПЗ страны) Умирзак Шукеев.

«Заранее знали, еще в мае было написано письмо, что переносится ремонт Павлодарского нефтеперерабатывающего завода с весны на осень. Все прекрасно понимали, что будут друг за другом поочередно останавливаться два завода. И можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать, какой объем ГСМ и в какие регионы мы должны будем завозить, а не заниматься этим в сентябре. На пустом месте создали напряженность! Раньше мы говорили, что у нас цена выше и топливо уходит в Россию, теперь в России цена выше, и те не продают. То есть постоянные отговорки! Я не могу с этим согласиться, считаю все это уклонением от своих прямых должностных обязанностей. За это надо нести ответственность», — выразил негодование премьер.

Г-н Бозумбаев отреагировал на столь жесткую критику стоически. «Я министр, моя судьба находится в руках президента. Как скажет президент, я так и сделаю, — заявил он. — Что руки опускать, раз есть ситуация, мы ее должны выправить быстрее, извиниться перед населением страны, что создались такие проблемы, но на это были свои объективные причины».

Краткая история очередного топливного кризиса в РК такова. По плану Минэнерго, все три НПЗ должны были в этом году поочередно остановиться на капремонт: Павлодарский НХЗ — в июне, Шымкентский НПЗ (ПКОП)— в июле, Атырауский НПЗ — в сентябре. Но в связи с модернизацией ПНХЗ капремонт и монтаж нового оборудования решили совместить, а чтобы не останавливать завод дважды за один год — вывести на ремонт в сентябре-октябре. Во избежание дефицита к июлю на нефтебазах были сосредоточены переходящие запасы в размере 300 тыс. тонн АИ-92, что примерно равно среднемесячному объему потребления. Однако спрос в июле и августе подскочил, так что к сентябрю запасов и располагаемых мощностей отечественных заводов (АНПЗ выходил с ремонта, а ПНХЗ входил) не хватило для покрытия спроса. Минэнерго поторопило КМГ, и на АНПЗ работы закончили на неделю раньше срока.

Оставался один выход — импортировать недостающие объемы, однако в это время российский бензин, который мы привыкли импортировать, подорожал на фоне роста внутреннего спроса, и ослабел обменный курс тенге, так что импортное топливо обошлось бы местным заправщикам дороже. Заложить это удорожание в цену им фактически запретило антимонопольное ведомство. Г-н Мынбаев подчеркнул: у КМГ был согласованный план импорта, но в сентябре антимонопольщики оштрафовали компанию за ценовой сговор с другими крупными участниками рынка. В итоге бензина на всех не хватило.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Сокращение добычи

Масштаб знаменитой отраслевой выставки KIOGE заметно сужается

Тема недели

Готовимся к выборам

Ключевой месседж послания — президентские выборы не за горами, и Нурсултан Назарбаев выдвинет на них свою кандидатуру

Казахстан

Между абстракцией и реальностью

В Kazarian Art Center проходит вернисаж школы Стерлигова, посвященный памяти Рустама Хальфина