Повод узнать соседей получше

Редакционная статья

Повод узнать соседей получше

После смерти Ислама Каримова, находившегося у руля республики почти 30 лет, в Узбекистане начались реформы. Изменения связаны с преемником Каримова, 60‑летним Шавкатом Мирзиёевым, премьер-министром республики в 2003–2016 годах. В стране меняются условия валютного регулирования, власти готовятся пересматривать административную, налоговую и инвестиционную политики. Но это лишь внешняя, видимая часть изменений, происходящих с приграничной нам страной с 32‑миллионным населением и по нынешним меркам бурно растущей экономикой в 60 млрд долларов.

Казахстанским властям и обществу (особенно предпринимательской его части) необходимо обладать детализированной аналитической информацией о том, что в действительности происходит в соседней стране, куда могут привести их и нас эти изменения, где таятся подводные камни и скрыты источники роста, связанные с расширением торгово-инвестиционных контактов и межстрановой кооперации. Собственным, казахстанским взглядом на узбекскую политику.

И вот здесь мы на время отвлечемся от узбекских событий и вернемся к нашим чиновникам и экспертному сообществу. Беглый обзор казахстанских исследовательских структур, предоставляющих экспертизу геополитических и геоэкономических процессов, позволяет говорить, что в РК нет профессиональных специалистов по Узбекистану, нет никаких структур, которые бы глубоко анализировали, что происходит у самого крупного центральноазиатского соседа. С одной стороны, это и понятно. К чему инвестировать в изучение закрытой страны третьего мира, объем торговли с которой в последние годы у нас не самый большой.

Но не лучше обстоит ситуация с аналитическим покрытием ситуации в России (особенно ее регионах), не в пример более открытой страны, вместе с которой мы находимся на одной таможенной территории и в рамках одного экономического союза. У нас нет собственного взгляда на российскую внутреннюю и внешнюю политики, на подходы к развитию отдельных промышленных отраслей и регионов. Однако тут тоже напрашивается простое объяснение: зачем тратить на это деньги, если мы все и так сидим в русскоязычном и россиецентричном языковом поле и хорошо информированы о том, что там происходит. Вставим ремарку: хорошо информированы российскими СМИ и аналитиками.

Китай — еще более крупный партнер, чем Россия, и менее знакомый, чем Узбекистан. Его экономический и политический вес растет, он становится новым мировым гегемоном. Может быть, хотя бы на его системное изучение можно направить большие интеллектуальные и материальные усилия? Ответ: пока Китаем в РК профессионально занимаются несколько специалистов, полноценной школы китаеведения за последние 25 лет в Казахстане, к сожалению, не сложилось. Если не считать аналитиков Службы внешней разведки и Совбеза, чья работа носит закрытый характер, у нас вообще мало кем из соседей профессионально занимаются.

Дефицит средств — слабый аргумент. На статусные мероприятия и новые квазигосударственные структуры бюджеты находятся, а, например, на Институт Китая, Институт России и Институт ЦА со штатами в пару десятков человек — нет. Все это объясняется только недооценкой важности системно поставленной научной работы в целом и геополитической ее составляющей в частности.

Вспомним, как много места в официальных документах и президентских выступлениях уделяется террористической угрозе, и как мало у нас исследуются террористические организации. Первая серьезная работа на эту тему вышла только после первых терактов в РК — это книга Ерлана Карина о т.н. «Солдатах Халифата». Именно эта группировка взяла на себя ответственность за теракты 2011 года в Атырау и Алматы.

«О, война! Лучший способ научить американцев географии», — иронизировал комик Джон Стюарт, комментируя новостные сводки с картами очередной зоны конфликта. Как мы видим, это в равной степени можно отнести не только к американским обывателям, над которыми потешается Стюарт, но и к хозяевам высоких кабинетов во многих постсоветских странах. Может быть, узбекские реформы — это еще один способ научить наших руководителей уважать регионоведение?

Читайте тему номера: Узбекистан пореформенный

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки