Повод узнать соседей получше

Редакционная статья

Повод узнать соседей получше

После смерти Ислама Каримова, находившегося у руля республики почти 30 лет, в Узбекистане начались реформы. Изменения связаны с преемником Каримова, 60‑летним Шавкатом Мирзиёевым, премьер-министром республики в 2003–2016 годах. В стране меняются условия валютного регулирования, власти готовятся пересматривать административную, налоговую и инвестиционную политики. Но это лишь внешняя, видимая часть изменений, происходящих с приграничной нам страной с 32‑миллионным населением и по нынешним меркам бурно растущей экономикой в 60 млрд долларов.

Казахстанским властям и обществу (особенно предпринимательской его части) необходимо обладать детализированной аналитической информацией о том, что в действительности происходит в соседней стране, куда могут привести их и нас эти изменения, где таятся подводные камни и скрыты источники роста, связанные с расширением торгово-инвестиционных контактов и межстрановой кооперации. Собственным, казахстанским взглядом на узбекскую политику.

И вот здесь мы на время отвлечемся от узбекских событий и вернемся к нашим чиновникам и экспертному сообществу. Беглый обзор казахстанских исследовательских структур, предоставляющих экспертизу геополитических и геоэкономических процессов, позволяет говорить, что в РК нет профессиональных специалистов по Узбекистану, нет никаких структур, которые бы глубоко анализировали, что происходит у самого крупного центральноазиатского соседа. С одной стороны, это и понятно. К чему инвестировать в изучение закрытой страны третьего мира, объем торговли с которой в последние годы у нас не самый большой.

Но не лучше обстоит ситуация с аналитическим покрытием ситуации в России (особенно ее регионах), не в пример более открытой страны, вместе с которой мы находимся на одной таможенной территории и в рамках одного экономического союза. У нас нет собственного взгляда на российскую внутреннюю и внешнюю политики, на подходы к развитию отдельных промышленных отраслей и регионов. Однако тут тоже напрашивается простое объяснение: зачем тратить на это деньги, если мы все и так сидим в русскоязычном и россиецентричном языковом поле и хорошо информированы о том, что там происходит. Вставим ремарку: хорошо информированы российскими СМИ и аналитиками.

Китай — еще более крупный партнер, чем Россия, и менее знакомый, чем Узбекистан. Его экономический и политический вес растет, он становится новым мировым гегемоном. Может быть, хотя бы на его системное изучение можно направить большие интеллектуальные и материальные усилия? Ответ: пока Китаем в РК профессионально занимаются несколько специалистов, полноценной школы китаеведения за последние 25 лет в Казахстане, к сожалению, не сложилось. Если не считать аналитиков Службы внешней разведки и Совбеза, чья работа носит закрытый характер, у нас вообще мало кем из соседей профессионально занимаются.

Дефицит средств — слабый аргумент. На статусные мероприятия и новые квазигосударственные структуры бюджеты находятся, а, например, на Институт Китая, Институт России и Институт ЦА со штатами в пару десятков человек — нет. Все это объясняется только недооценкой важности системно поставленной научной работы в целом и геополитической ее составляющей в частности.

Вспомним, как много места в официальных документах и президентских выступлениях уделяется террористической угрозе, и как мало у нас исследуются террористические организации. Первая серьезная работа на эту тему вышла только после первых терактов в РК — это книга Ерлана Карина о т.н. «Солдатах Халифата». Именно эта группировка взяла на себя ответственность за теракты 2011 года в Атырау и Алматы.

«О, война! Лучший способ научить американцев географии», — иронизировал комик Джон Стюарт, комментируя новостные сводки с картами очередной зоны конфликта. Как мы видим, это в равной степени можно отнести не только к американским обывателям, над которыми потешается Стюарт, но и к хозяевам высоких кабинетов во многих постсоветских странах. Может быть, узбекские реформы — это еще один способ научить наших руководителей уважать регионоведение?

Читайте тему номера: Узбекистан пореформенный

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так