Цифровой интеллект

Традиционные телеком-компании расширяют спектр услуг за счет новых технологий

Цифровой интеллект

Теме искусственного интеллекта в инфокоммуникациях была посвящена проведенная в Алматы V международная научно-практическая конференция АО «Казахтелеком». Телекоммуникационные технологии уже неотделимы от информационных, и искусственный интеллект (ИИ) — еще один фактор, влияние которого на инфокоммуникационную отрасль растет с каждым днем.

Диалоговая площадка собрала экспертов для обсуждения стремительных изменений в телекоммуникационной отрасли — как технологических, так и клиентских предпочтений. Спектр тем, которые поднимали участники конференции, был весьма широк. От применения методов ИИ для задач балансировки нагрузки и сетевой безопасности до вопросов сбора и хранения данных, генерируемых оператором связи. Но пожалуй, главный вопрос был таким: сможет ли искусственный интеллект изменить принцип вертикали в отрасли, создать новую бизнес-модель, повысить прибыльность предприятий и стимулировать инновации. И ответ на него однозначный — да. Напомним, считается, что бизнес-модель традиционного оператора связи (ее называют Telco 1.0) построена главным образом на принципе вертикальной интеграции. Например, у АО «Казахтелеком» под каждый традиционный сервис выстроена вертикаль — телефония, фиксированный интернет, вертикаль, связанная с ТВ. Но при этом новые цифровые сервисы, которые отвечают модели Telco 2.0 — горизонтальные. Такие, как новый большой проект «Казахтелекома», связанный с видеонаблюдением и позволяющий клиентам за приемлемую абонентскую плату без покупки каких-либо девайсов наблюдать за тем, что происходит в подъезде. Проект подразумевает установку и подключение свыше 56 тысяч видеокамер в подъездах жилых домов и обеспечение доступа клиентов к личному кабинету и организацию удаленного доступа к камерам. При этом «облачное видеонаблюдение», которое предлагает «Казахтелеком» — это действительно инновационный цифровой сервис, существенно отличающийся от привычных. Все, что нужно клиенту, чтобы наблюдать за происходящим — это интернет и смартфон. Данные с видеокамер находятся в облачном хранилище, и именно через «облако» пользователь получает доступ к записям — причем только со своих видеокамер. Наблюдать через смартфон за своим подъездом можно онлайн, при необходимости доступен и архив за неделю (это условие для клиентов-физлиц, архив для юридических лиц хранится до месяца). Большинству казахстанцев нужна не камера в подъезде как факт, а результат, который достигается ее наличием — чистота и порядок в подъезде и более комфортный уровень проживания.

Фактически «Казахтелеком» выявляет существующие у клиентов проблемы и предлагает их решение в виде новых сервисов. Например, сейчас компания автоматизирует сбор и обработку данных с миллионов счетчиков в Казахстане, данные будут автоматически передаваться в соответствующие службы. Все эти сервисы «Казахтелеком» относятся к системам «умный дом», «умный город», и их невозможно реализовать без внедрения технологий искусственного интеллекта. Главный директор по стратегическому развитию АО «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев объяснил: «Стремительное внедрение искусственного интеллекта для традиционного оператора связи — прежде всего возможность расширения спектра услуг, возможность сделать их комплексными и удобными для использования, обеспечить высокую надежность и качество. Но это требует и внедрения новых методов обслуживания, изменения архитектуры сетей, использования все более сложных информационных систем в бизнес-процессах».

Прежде чем принять решения о внедрении новых технологий и сервисов, телеком-оператору стоит провести анализ ситуации и исследования, которые покажут возможности адаптации технологий и сервисов к местному рынку, отмечает топ-менеджер. В том числе и для этого ведущий казахстанский инфокоммуникационный оператор ежегодно проводит научно-практические конференции. Управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов уверен: «Искусственный интеллект — это одно из ключевых направлений, которое будет развиваться и определять будущее телеком-компании, и “Казахтелекому” нужно это учитывать. Одна из главных целей нашей конференции — выслушать мнение экспертов, выявить те технологии, которые будут в тренде в ближайшем будущем». С точки зрения бизнеса искусственный интеллект, являясь неотъемлемой частью инфокоммуникаций, затрагивает различные направления: от распознавания речи и компьютерного зрения до интеграции киберфизических систем в производство. Дискуссионные площадки такого формата компания проводит ежегодно, приглашая в качестве экспертов известных специалистов сферы ИКТ, которые предлагают наиболее оптимальные пути внедрения данных направлений, трендов, нацеленных на развитие отраслей и новых методов работы.

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки