Цифровой интеллект

Традиционные телеком-компании расширяют спектр услуг за счет новых технологий

Цифровой интеллект

Теме искусственного интеллекта в инфокоммуникациях была посвящена проведенная в Алматы V международная научно-практическая конференция АО «Казахтелеком». Телекоммуникационные технологии уже неотделимы от информационных, и искусственный интеллект (ИИ) — еще один фактор, влияние которого на инфокоммуникационную отрасль растет с каждым днем.

Диалоговая площадка собрала экспертов для обсуждения стремительных изменений в телекоммуникационной отрасли — как технологических, так и клиентских предпочтений. Спектр тем, которые поднимали участники конференции, был весьма широк. От применения методов ИИ для задач балансировки нагрузки и сетевой безопасности до вопросов сбора и хранения данных, генерируемых оператором связи. Но пожалуй, главный вопрос был таким: сможет ли искусственный интеллект изменить принцип вертикали в отрасли, создать новую бизнес-модель, повысить прибыльность предприятий и стимулировать инновации. И ответ на него однозначный — да. Напомним, считается, что бизнес-модель традиционного оператора связи (ее называют Telco 1.0) построена главным образом на принципе вертикальной интеграции. Например, у АО «Казахтелеком» под каждый традиционный сервис выстроена вертикаль — телефония, фиксированный интернет, вертикаль, связанная с ТВ. Но при этом новые цифровые сервисы, которые отвечают модели Telco 2.0 — горизонтальные. Такие, как новый большой проект «Казахтелекома», связанный с видеонаблюдением и позволяющий клиентам за приемлемую абонентскую плату без покупки каких-либо девайсов наблюдать за тем, что происходит в подъезде. Проект подразумевает установку и подключение свыше 56 тысяч видеокамер в подъездах жилых домов и обеспечение доступа клиентов к личному кабинету и организацию удаленного доступа к камерам. При этом «облачное видеонаблюдение», которое предлагает «Казахтелеком» — это действительно инновационный цифровой сервис, существенно отличающийся от привычных. Все, что нужно клиенту, чтобы наблюдать за происходящим — это интернет и смартфон. Данные с видеокамер находятся в облачном хранилище, и именно через «облако» пользователь получает доступ к записям — причем только со своих видеокамер. Наблюдать через смартфон за своим подъездом можно онлайн, при необходимости доступен и архив за неделю (это условие для клиентов-физлиц, архив для юридических лиц хранится до месяца). Большинству казахстанцев нужна не камера в подъезде как факт, а результат, который достигается ее наличием — чистота и порядок в подъезде и более комфортный уровень проживания.

Фактически «Казахтелеком» выявляет существующие у клиентов проблемы и предлагает их решение в виде новых сервисов. Например, сейчас компания автоматизирует сбор и обработку данных с миллионов счетчиков в Казахстане, данные будут автоматически передаваться в соответствующие службы. Все эти сервисы «Казахтелеком» относятся к системам «умный дом», «умный город», и их невозможно реализовать без внедрения технологий искусственного интеллекта. Главный директор по стратегическому развитию АО «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев объяснил: «Стремительное внедрение искусственного интеллекта для традиционного оператора связи — прежде всего возможность расширения спектра услуг, возможность сделать их комплексными и удобными для использования, обеспечить высокую надежность и качество. Но это требует и внедрения новых методов обслуживания, изменения архитектуры сетей, использования все более сложных информационных систем в бизнес-процессах».

Прежде чем принять решения о внедрении новых технологий и сервисов, телеком-оператору стоит провести анализ ситуации и исследования, которые покажут возможности адаптации технологий и сервисов к местному рынку, отмечает топ-менеджер. В том числе и для этого ведущий казахстанский инфокоммуникационный оператор ежегодно проводит научно-практические конференции. Управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов уверен: «Искусственный интеллект — это одно из ключевых направлений, которое будет развиваться и определять будущее телеком-компании, и “Казахтелекому” нужно это учитывать. Одна из главных целей нашей конференции — выслушать мнение экспертов, выявить те технологии, которые будут в тренде в ближайшем будущем». С точки зрения бизнеса искусственный интеллект, являясь неотъемлемой частью инфокоммуникаций, затрагивает различные направления: от распознавания речи и компьютерного зрения до интеграции киберфизических систем в производство. Дискуссионные площадки такого формата компания проводит ежегодно, приглашая в качестве экспертов известных специалистов сферы ИКТ, которые предлагают наиболее оптимальные пути внедрения данных направлений, трендов, нацеленных на развитие отраслей и новых методов работы.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так