Сказка о пропавшем керосине

Повестка дня

Сказка о пропавшем керосине

Дефицит — перманентное состояние казахстанского рынка светлых нефтепродуктов, независимо от того, о чем идет речь: дизтопливе, высокооктановом бензине или авиакеросине. В минувшие пару недель в центре внимания был керосиновый дефицит, о котором объявил национальный авиаперевозчик «Эйр Астана». В компании заявили, что из-за сокращения поставок авиакеросина из РФ с 44 до 15 тыс. тонн в месяц (из-за возросшего спроса на внутреннем рынке) и с Шымкентского НПЗ регулярное авиасообщение в стране находится под угрозой срыва.

Из обращения неясно, кому именно адресованы претензии «Эйр Астаны» — россиянам (среди импортеров фигурируют «Роснефть», «Газпромнефть», «Татнефть»), от «нерегулярных и негарантированных» поставок которых гражданская авиация РК зависит на 70%, или Минэнерго, которое не справляется с ситуацией. Надо отдать должное такту национального авиаперевозчика, который в такой непростой ситуации джентльменски «не отрицает» попытки министерства решить проблему.

Впрочем, Минэнерго приняло упрек на свой счет. Категорически отвергнув информацию о сокращении производства на ШНПЗ, в министерстве подчеркнули, что ведут переговоры с российской стороной о восстановлении объемов поставок и рассматривают возможность импорта и производства топлива Джет А-1 (аэропортовская инфраструктура РК ориентирована на советскую марку ТС-1, в которой выше содержание серы), чтобы диверсифицировать поставки керосина в страну.

Несколькими днями позже острый дефицит признали и в Qazaq Аir, заявив, что запасы компании иссякнут к середине октября. «Эйр Астане» разрешают держать запас топлива на 10 суток. Частные авиакомпании пока предпочитают отмалчиваться. В минувший четверг Минэнерго сообщило, что общереспубликанские запасы керосина рассчитаны на 15 суток. По данным, озвученным вице-министром энергетики Асетом Магауовым, потребление авиатоплива в январе-августе этого года выросло на 11% к прошлогоднему, среднемесячный показатель — 47,5 тыс. тонн. ШНПЗ в своем нынешнем состоянии может закрыть максимум треть этого объема.

Причина дефицита топлива (и автомобильного, и авиационного) в Казахстане одна — низкая мощность отечественных НПЗ. Решается проблема только одним способом — за счет модернизации производственных линий заводов, которая бы позволила увеличить объем и глубину переработки нефти (с нынешних 70–80 до 90%). Цели всех проектов модернизации были сверстаны около 2010 года и вошли в программу развития отрасли на 2010–2015 годы, где указывалось, что в год завершения программы Казахстан превратится из нетто-импортера в нетто-экспортера светлых нефтепродуктов. Однако реализация проектов затянулась: проекты долго готовили, несколько лет искали деньги, да и сам процесс строительства новой мощности в нефтехимии весьма длительный. В итоге сроки топливной независимости сдвинулись за горизонт 2018 года, после того как завершатся проекты на Шымкентском (в 2016‑м на его долю пришлось 90% всего выпуска авиакеросина) и Атырауском НПЗ.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня