От общего к частному

Нацбанк и профучастники не могут прийти к согласию относительно инфраструктуры будущего рынка управления пенсионными активами

От общего к частному

В ноябре 2015 года президент Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана дал поручение правительству и Национальному банку РК (НБК) изучить возможность передачи пенсионных накоплений в частное управление. Но только к концу прошлого года регулятор заявил о привлечении частных игроков к управлению пенсионными активами (ПА). Столь важное решение, по сути означающее очередную пенсионную реформу, должно быть подкреплено законодательно, но соответствующего нормативного правового акта нет до сих пор.

В мае этого года глава НБК Данияр Акишев проинформировал СМИ, что поправки в законодательство уже подготовлены и обсуждаются с правительством и бизнес-сообществом. «После того, как будет сформулирована согласованная позиция с учетом мнений заинтересованных сторон, соответствующий законопроект будет представлен на рассмотрение общественности», — сказал г-н Акишев.

Из действующих документов можно назвать «Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем, осуществляющих деятельность на основании лицензии НБК, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления ПА ЕНПФ», принятые постановлением правления НБК № 241 от 27 августа 2013 года. Напомним, что тогда же, то есть в августе 2013‑го, был создан Единый накопительный пенсионный фонд. Единственным управляющим ПА стал сам Национальный банк.

Система сбоев

Факт принятия правил говорит о том, что изначально предполагалось привлекать частные компании к управлению пенсионными активами. В то время некоторые акционеры, владевшие накопительным пенсионным фондом (НПФ) и компанией по управлению пенсионными активами (КУПА), полагали, что НБК будет отдавать часть ПА в управление частным компаниям, и не спешили закрывать свои КУПА. Но НБК до сих пор остается единственным управляющим пенсионными активами.

В то же время документ предъявляет достаточно жесткие требования к частным УК, тем самым ограничивая доступ к пенсионным накоплениям граждан слабым компаниям. Здесь можно назвать такие требования, как наличие опыта управления активами в течение одного года из двух последних финансовых лет в сумме, эквивалентной не менее 50 000 000‑кратному размеру месячного расчетного показателя (МРП); на сегодняшний день более 113 млрд тенге (МРП на 2017 год установлен в размере 2 269 тенге). У родительской компании рейтинг должен быть не ниже уровня «В+». Кроме того, акционеры УК должны нести ответственность за убытки и гарантировать их компенсацию.

Очевидно, власти посчитали: не будет частных НПФ, не будет и проблем, но те прижились и в ЕНПФ

Еще в марте, представляя концепцию пенсионной реформы, заместитель председателя НБК Дина Галиева сказала: «Возможно, на нашем рынке не будет много управляющих компаний. Потому что мы будем ставить жесткие условия для входа на него — он будет очень дорогим. Раз ты будешь управлять чужими активами, то должен отвечать за них собственными средствами».

Чтобы понять причины жесткости регулятора, нужно помнить о том, почему была свернута НПС с частными игроками. Необходимость упразднения частных НПФ населению объяснили существованием системных проблем: низкая доходность инвестиций ПА, не покрывающая уровень накопленной инфляции, злоупотребления управляющих пенсионными активами, которые зачастую пренебрегали интересами вкладчиков, вкладываясь в потенциально убыточные бумаги и долги аффилированных компаний, нерыночная оценка инструментов в инвестпортфелях и так далее.

Очевидно, власти посчитали: не будет частных НПФ, не будет и проблем, но те прижились и в ЕНПФ. События последних двух лет — покупка за счет собственных средств единого фонда облигаций ТОО «Бузгул Аурум» на 5 млрд тенге и последовавший арест бывшего предправления ЕНПФ Руслана Ерденаева и его заместителя Дабыра Медетбекова, дефолт Международного банка Азербайджана, в облигации которого инвесткомитет НБК вложил 250 млн долларов денег вкладчиков, как выяснилось, купив весь выпуск, доказывают, что виновата не система, частная или государственная, а люди.

Но не скандалы с государственным ЕНПФ были поводом для передачи ПА в управление частным УК: приведенные факты стали известны уже после принятия соответствующего решения. Основная причина — конфликт интересов, о чем говорил глава государства: Нацбанк сам является и управляющим, и регулятором рынка.

Забытое старое

По словам председателя правления Halyk Finance Арната Абжанова, на площадке Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) создана рабочая группа для обсуждения этого вопроса. Профессиональные участники рынка заинтересованы в скорейшей передаче пенсионных активов в частное управление и надеются, что все решения будут приняты до конца текущего года. «Участники рабочей группы имеют единую позицию по основным вопросам. Например, все стороны согласны с тем, что Нацбанк не должен заниматься управлением пенсионными активами ввиду прямого конфликта интересов. Эти активы необходимо передать в частное управление. Также стороны едины в том, что необходимо предоставить вкладчикам право выбора компании, которая будет заниматься управлением их пенсионных накоплений», — рассказал глава Halyk Finance.

Обсуждение затянулось. Основная причина — разногласия профучастников и регулятора по некоторым основополагающим принципам передачи ПА частным управляющим компаниям. По словам г-на Абжанова, участники рынка не согласны с предложением Нацбанка вновь создавать отдельные КУПА, исключительным видом деятельности которых станет управление ПА. «Мы, как и другие участники рынка, полагаем, что ПА необходимо передать в управление уже действующим высоко капитализированным и хорошо зарекомендовавшим себя управляющим компаниям», — добавляет он.

В этом предложении есть свои резоны: для учреждения новой компании нужны деньги в уставной капитал (а его размер, безусловно, будет определен на достаточно высоком уровне), плюс расходы на IT-обеспечение, помещение, персонал. В Казахстане такие затраты потянут только банки. Но и они переживают сегодня не лучшие времена. Существующие компании могли бы работать на основании отдельной лицензии на управление ПА и, скорее всего, будут на этом настаивать.

В пользу своего мнения профучастники приводят такие аргументы: существующие УК имеют необходимый опыт, персонал, инструменты и необходимую инфраструктуру для управления активами клиентов разных стратегий и портфелей.

В зависимости от требований компании могут быть докапитализированы, что значительно снизит нагрузку на акционеров по сравнению с затратами, необходимыми для создания КУПА с нуля. И, наконец, вкладчикам будет легче ориентироваться на существующие компании, полагаясь на их показатели, исторические данные, опыт, имидж.

Отметим, что за время, прошедшее после слияния пенсионных активов в ЕНПФ, инфраструктура рынка ценных бумаг значительно изменилась. Сократилось количество небанковских брокеров-дилеров, управляющих инвестиционными портфелями; компании по управлению пенсионными активами перестали существовать.

Если вспомнить правила выбора управляющих инвестпортфелем, о которых шла речь выше, то они вступают в противоречие с предложением НБК передавать ПА в управление вновь созданным КУПА. Как может только что созданная компания отвечать такому требованию, как «наличие опыта управления активами в течение одного года из двух последних финансовых лет в сумме, эквивалентной не менее 50 000 000‑кратному размеру месячного расчетного показателя»? Профучастники отмечают, что требованиям Постановления № 241 вообще не соответствует ни одна казахстанская компания, и предлагают внести в документ изменения.

Вкладчику вернули узурпированное в 2013 году право выбора. Если при старой системе он мог выбрать приглянувшийся НПФ и переходить из фонда в фонд два раза в год, то теперь раз в два года он может менять компанию по управлению ПА. Одна из целей пенсионной реформы — вовлечь будущего пенсионера в управление своими накоплениями, выбирая КУПА и инвестиционную стратегию. Вкладчики, имеющие избыточные накопления (меру излишка НБК пока не предложил), могут выбрать частную управляющую компанию и индивидуальные инвестиционные планы, в том числе по принципу «риск-доходность». Кроме того, при достаточности накоплений можно приобрести отложенный пенсионный аннуитет в компании по страхованию жизни.

Отсутствие истории управления активами у вновь созданных КУПА затруднит выбор управляющей компании, особенно с учетом низкой финансовой грамотности большей части населения, считают в АФК. Мы уже были свидетелями того, как недобросовестные НПФ манипулировали цифрами и уходили в рискованные инструменты, чтобы продемонстрировать более высокую доходность — чуть ли не единственный понятный показатель для вкладчика, и даже практиковали подкуп клиентов. НБК предлагает управляющим компаниям конкурировать только по трем критериям — уровню доходности, качеству финансовых инструментов и размеру комиссии. Доходность должна быть не ниже определенного НБК бенчмарка. При более низкой доходности компания должна будет компенсировать разницу за счет собственных средств. Справедливые требования, если исходить из основного принципа управления ПА — сохранить и приумножить.

По предлагаемой регулятором концепции реформы Нацбанк остается управляющим пенсионными накоплениями вкладчиков, не определившихся с выбором КУПА, так называемых «молчунов». Профучастники считают, что в таком случае конфликт интересов сохранится, и предлагают НБК на мандатной основе передавать активы в управление существующим частным компаниям, сохраняя за собой право отзывать мандат по результатам управления.

Треть активов — за рубеж

Если сравнивать инвестиционный портфель частных НПФ и единого фонда, то мы видим значительное увеличение в нем иностранных гособлигаций.

С прошлого года НБК наращивает долю валютных активов в пенсионном инвестпортфеле. Доля долларовых инструментов увеличилась с 11% в 2015 году почти до 28% на 1 августа 2017‑го (график 3). В среднесрочной перспективе, по словам г-жи Галиевой, планируется увеличение валютной позиции до 30% ПА. «В целом валютная диверсификация портфеля предоставит возможности для расширения географии инвестиций и спектра финансовых инструментов, приобретаемых за счет пенсионных активов. Выход на новые зарубежные рынки позволит улучшить качество инвестиционного портфеля и повысить его ликвидность», — заявила она в интервью одной из центральных газет.

На сайте Нацбанка под рубрикой НПА опубликован проект постановления, утверждающего правила выбора зарубежных организаций, управляющих ПА ЕНПФ, включая требования к ним. Критерии отбора, надо сказать, более жесткие, чем для отечественных игроков: иностранный претендент должен обладать не менее чем 10‑летним опытом работы с финансовыми инструментами, в которые будут инвестированы ПА ЕНПФ. Внешний управляющий должен иметь под управлением совокупные активы клиентов не менее 25 млрд долларов, а по рассматриваемому мандату — не менее 1 млрд долларов. Но на глобальном рынке можно найти компании, соответствующие этим требованиям. Одной зарубежной УК передается не более 10% портфеля ПА в иностранной валюте. На начало августа сумма пенсионных накоплений составила 7,3 трлн тенге. Доля валютных активов — более 2 трлн тенге, или около 6 млрд долларов. Таким образом одна зарубежная УК может претендовать на 600 млн долларов. Во внешнее управление передаются деньги и другие валютные активы.

Выбирать зарубежную УК будет сам Нацбанк на основании тендера. В этом случае мнение вкладчиков в расчет приниматься не будет.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития