Слово учителю

Редакционная статья

Слово учителю

Прошлые реформы системы образования решали разные вопросы. Их авторы предлагали новые подходы к тому, как финансировать образовательный процесс, как проверять знания, умения и навыки учеников и студентов, как отбирать их в вузы, как там преподавать, как затем оформлять дипломы, чтобы их принимали на Западе и Востоке. При этом неизменно за бортом оказывались проблемы участников системы, «операторов» образования — учителей. А их накопилось немало.

В последние 26 лет в учительском корпусе шел многоуровневый отрицательный отбор. Этому способствовала масса объективных факторов. После коллапса советской экономики профессия преподавателя была в ряду самых непрестижных. Учителя, как и преподаватели вузов, научные работники, большой пласт инженеров и конструкторов, оказались лишними людьми.

Зарплаты, и в союзные времена небольшие, стали мизерными, к тому же их задерживали на несколько месяцев. Учителя перебивались случайными заработками. Кто-то — высшая каста, самые именитые — параллельно работе репетиторствовали. Другие, не увольняясь из школы, торговали на рынке. Автору этой заметки были знакомы и те, кто подался в сетевой маркетинг: торговали косметикой, распространяли «Гербалайф». Прямо на родительском собрании. И хотя моральные устои педагогов были подорваны рыночными реформами, у учителей девяностых годов сохранялась «закалка» советского педобразования: хорошее знание предмета и воспитательные навыки. Это были люди, для которых словосочетание «призвание — педагог» значило гораздо больше, чем, скажем, для выпускников педвузов 2010‑х.

Из-за низких зарплат из отрасли вымывались самые способные. Хронический недобор на педагогические специальности привел к тому, что сюда попадали едва ли не самые слабые абитуриенты. Надо ли вспоминать, каким было качество преподавания студентам-педагогам? Даже выпускники-двоечники видели школу в страшном сне. И отправлялись туда лишь те, кто не смог найти себе другое применение на рынке труда.

Конечно, мы не хотим оскорбить учителей, сказать, что весь учительский корпус Казахстана — отбросы общества. Но даже до среднего класса казахстанским школьным учителям далеко. В 1996 году зарплата работника образования составляла 74,0% от средней по стране, в 2016‑м — 66,1%. Страна за эти 20 лет ушла далеко вперед: разбогатела, отстроила новую столицу, провела серию мировых саммитов, мировую выставку. Учителя со своим уровнем доходов остались в 1990‑х.

Поэтому первое и главное условие успеха модернизации среднего образования (как и вообще системы образования) — повышение общего уровня материального обеспечения учителей. Это главное условие для того, чтобы профессия педагога вновь стала престижной. Как, например, стала престижной профессия военного.

Читайте тему номера: Спущено сверху

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так