Слово учителю

Редакционная статья

Слово учителю

Прошлые реформы системы образования решали разные вопросы. Их авторы предлагали новые подходы к тому, как финансировать образовательный процесс, как проверять знания, умения и навыки учеников и студентов, как отбирать их в вузы, как там преподавать, как затем оформлять дипломы, чтобы их принимали на Западе и Востоке. При этом неизменно за бортом оказывались проблемы участников системы, «операторов» образования — учителей. А их накопилось немало.

В последние 26 лет в учительском корпусе шел многоуровневый отрицательный отбор. Этому способствовала масса объективных факторов. После коллапса советской экономики профессия преподавателя была в ряду самых непрестижных. Учителя, как и преподаватели вузов, научные работники, большой пласт инженеров и конструкторов, оказались лишними людьми.

Зарплаты, и в союзные времена небольшие, стали мизерными, к тому же их задерживали на несколько месяцев. Учителя перебивались случайными заработками. Кто-то — высшая каста, самые именитые — параллельно работе репетиторствовали. Другие, не увольняясь из школы, торговали на рынке. Автору этой заметки были знакомы и те, кто подался в сетевой маркетинг: торговали косметикой, распространяли «Гербалайф». Прямо на родительском собрании. И хотя моральные устои педагогов были подорваны рыночными реформами, у учителей девяностых годов сохранялась «закалка» советского педобразования: хорошее знание предмета и воспитательные навыки. Это были люди, для которых словосочетание «призвание — педагог» значило гораздо больше, чем, скажем, для выпускников педвузов 2010‑х.

Из-за низких зарплат из отрасли вымывались самые способные. Хронический недобор на педагогические специальности привел к тому, что сюда попадали едва ли не самые слабые абитуриенты. Надо ли вспоминать, каким было качество преподавания студентам-педагогам? Даже выпускники-двоечники видели школу в страшном сне. И отправлялись туда лишь те, кто не смог найти себе другое применение на рынке труда.

Конечно, мы не хотим оскорбить учителей, сказать, что весь учительский корпус Казахстана — отбросы общества. Но даже до среднего класса казахстанским школьным учителям далеко. В 1996 году зарплата работника образования составляла 74,0% от средней по стране, в 2016‑м — 66,1%. Страна за эти 20 лет ушла далеко вперед: разбогатела, отстроила новую столицу, провела серию мировых саммитов, мировую выставку. Учителя со своим уровнем доходов остались в 1990‑х.

Поэтому первое и главное условие успеха модернизации среднего образования (как и вообще системы образования) — повышение общего уровня материального обеспечения учителей. Это главное условие для того, чтобы профессия педагога вновь стала престижной. Как, например, стала престижной профессия военного.

Читайте тему номера: Спущено сверху

Статьи по теме:
Спецвыпуск

В ожидании перемен

Точками роста для страховых компаний, скорее всего, станут инициативы регулятора

Наука и технологии

Точная копия

“Электромарганец” из Текели применяет технологию 3D-сканирования при изготовлении литейной оснастки

Наука и технологии

Золото в “хвосте”

“Казахалтын” планирует получить 13,6 тонны золота из накопившихся отходов, применяя технологии Индустрии 4.0

Наука и технологии

Робот на автозаводе

Главный производственный участок костанайского «СарыаркаАвтоПрома» — роботизированная линия сварки и окраски