Слово учителю

Редакционная статья

Слово учителю

Прошлые реформы системы образования решали разные вопросы. Их авторы предлагали новые подходы к тому, как финансировать образовательный процесс, как проверять знания, умения и навыки учеников и студентов, как отбирать их в вузы, как там преподавать, как затем оформлять дипломы, чтобы их принимали на Западе и Востоке. При этом неизменно за бортом оказывались проблемы участников системы, «операторов» образования — учителей. А их накопилось немало.

В последние 26 лет в учительском корпусе шел многоуровневый отрицательный отбор. Этому способствовала масса объективных факторов. После коллапса советской экономики профессия преподавателя была в ряду самых непрестижных. Учителя, как и преподаватели вузов, научные работники, большой пласт инженеров и конструкторов, оказались лишними людьми.

Зарплаты, и в союзные времена небольшие, стали мизерными, к тому же их задерживали на несколько месяцев. Учителя перебивались случайными заработками. Кто-то — высшая каста, самые именитые — параллельно работе репетиторствовали. Другие, не увольняясь из школы, торговали на рынке. Автору этой заметки были знакомы и те, кто подался в сетевой маркетинг: торговали косметикой, распространяли «Гербалайф». Прямо на родительском собрании. И хотя моральные устои педагогов были подорваны рыночными реформами, у учителей девяностых годов сохранялась «закалка» советского педобразования: хорошее знание предмета и воспитательные навыки. Это были люди, для которых словосочетание «призвание — педагог» значило гораздо больше, чем, скажем, для выпускников педвузов 2010‑х.

Из-за низких зарплат из отрасли вымывались самые способные. Хронический недобор на педагогические специальности привел к тому, что сюда попадали едва ли не самые слабые абитуриенты. Надо ли вспоминать, каким было качество преподавания студентам-педагогам? Даже выпускники-двоечники видели школу в страшном сне. И отправлялись туда лишь те, кто не смог найти себе другое применение на рынке труда.

Конечно, мы не хотим оскорбить учителей, сказать, что весь учительский корпус Казахстана — отбросы общества. Но даже до среднего класса казахстанским школьным учителям далеко. В 1996 году зарплата работника образования составляла 74,0% от средней по стране, в 2016‑м — 66,1%. Страна за эти 20 лет ушла далеко вперед: разбогатела, отстроила новую столицу, провела серию мировых саммитов, мировую выставку. Учителя со своим уровнем доходов остались в 1990‑х.

Поэтому первое и главное условие успеха модернизации среднего образования (как и вообще системы образования) — повышение общего уровня материального обеспечения учителей. Это главное условие для того, чтобы профессия педагога вновь стала престижной. Как, например, стала престижной профессия военного.

Читайте тему номера: Спущено сверху

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития