Там, где тебе хорошо

Там, где тебе хорошо

Наверняка «Полночь в Париже» — один из лучших фильмов Вуди Аллена. Несмотря на возраст (1 декабря ему исполнится 76 лет), режиссер продолжает снимать потрясающие романтические комедии и мелодрамы. Картина отвечает как не очень предвзятым, так и изысканным вкусам. А юмор в ней понятен и близок как современным школьникам, знающим из появляющихся на экране знаменитостей, пожалуй, только Эрнеста Хемингуэя, так и требовательным интеллектуалам, сверяющим речи героев с первоисточниками. В основе сюжета лежит знакомая еще со школьной скамьи и возникающая со способностью к переживанию истории и прошлого как ценности — тоска по Золотому веку. Кто в детстве не увлекался чтением романов о мушкетерах или легенд о рыцарях круглого стола, не мечтал очутиться в том волшебном времени и стать хотя бы на минуту одним из этих благородных персонажей? Уже в университете, изучая историю, философию, искусство, кто не становился заложником прошлого — закоренелым медиевистом, восторженным поклонником античности или романтичным искателем таинственной Атлантиды? Зачарованность прошлым можно воспринимать как попытку бежать от настоящего, кажущегося пошлым и пустым.

Герой фильма, молодой американский писатель Гил Пендер (Оуэн Уилсон), приезжает в Париж перед свадьбой вместе со своей невестой Инесс (МакАдамс). В Париже отношения молодых проходят испытание на прочность, становится ясно, насколько они разные люди. В то время как Гил пишет роман о золотых 20-х прошлого столетия и его притягивает антиквариат и свидетельства прошлого, Инесс предпочитает шопинги, клубы и знакомства с такими же, как она, пустыми homo consumens. Возвышение прошлого через искусство предоставляет возможность Аллену поговорить не только о подлинных ценностях и творчестве, но и критиковать настоящее. Пошлость и ограниченность современников — повод для нескончаемых шуток и иронии. Режиссер верен своей старой установке, сравнивая европейское и американское общество, как обычно, не в пользу последнего. И хотя Вуди — американский режиссер, его основная зрительская аудитория живет в Европе. Да и сам он признается, что скорее снимает для европейцев, нежели для соотечественников. Аллен любит играть с массовыми стереотипами общества потребления. Собственно, Америка является для него воплощением ценностей масс-культуры. Его герой Пендер, если верить словам персонажей ленты, очень неплохо зарабатывает сценариями для Голливуда, но его это не устраивает. Он напоминает самого Вуди Аллена в молодости.

Гил мечтает стать настоящим писателем, какими были его кумиры Хемингуэй, Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн. Такой идеал творчества, уверен Пендер, можно обрести лишь в Париже. Если для Пендера Париж — святыня, то для его невесты и ее богатых американских родителей — скорее шоу и развлечение. Кстати, ни Стайн, ни Хемингуэй, ни Фицджеральд не французы, как, впрочем, и выведенные на экран художники Пикассо, Дали и режиссер Бунюэль. Представленные литераторы относятся к так называемому потерянному поколению американских писателей-эмигрантов. Призванные на фронт еще молодыми, они почувствовали вкус смерти, но, оставшись в живых, так и не сумели адаптироваться к мирной жизни. Они любили собираться на квартире Стайн в Париже, ставшей центром литературной и художественной жизни. Гил солидарен с соотечественниками, покинувшими Америку ради Парижа. Ведь родина — не там, где ты родился, а где ты себя чувствуешь своим.

Легендарные персонажи произносят в фильме легендарные и искрометные реплики, совершают экстравагантные поступки. Особенно запомнились слова Хемингуэя о том, что любовь избавляет от страха смерти. Аллен с грустью иронизирует над патриархальными, маскулинными идеалами писателя. Мужчина проявляется в охоте и победе над зверем — это высказывание утрачивает свой смысл в эпоху гендерной эмансипации и защиты окружающей среды. А в фигуре Гила Пендера идеал свободного художника плохо сочетается с работой на киноиндустрию Голливуда. С экрана режиссер дает понять, что мы утеряли сегодня.

Может показаться, что современный Париж Аллена — это Мекка туризма, глянцевый город с открыток, путеводителей и видеогидов канала Дискавери. Но это не так. Прежде всего это город романтиков и влюбленных, место, где сбываются мечты. Это обаяние Парижа чувствуешь с первых кадров. В этом смысле он остался прежним, и его не могут испортить попадающиеся в кадре вывески с названиями международных брендов. В Париже сбывается и мечта Пендера. Отправляясь каждый вечер, в полночь, в прошлое, он встречается с выдающимися личностями XX века. Эти встречи сопровождает чудесная джазовая музыка, помогающая зрителю погрузиться в особую атмосферу тех лет. Пендер влюбляется в девушку из прошлого, которая, кажется, готова ответить ему взаимностью. Но оказывается, что она еще больше влюблена в Belle Époque, прекрасную эпоху конца XIX столетия, и считает время, в котором она живет, и которым восхищается Гил, серым и бездарным. Надо пытаться принять свое время, когда бы ты ни родился. Можно полюбить Париж, набитый туристами, шопоголиками и мировой рекламой. Кажется, такой вывод напрашивается из картины. Но понять, в чем же величие пропитанной американской масс-культурой современности, не просто. Видимо, понимание этого может прийти пока только на интуитивном, чувственном уровне. На улицах реального, сегодняшнего Парижа герой встречает родственную душу — настоящую любовь? Время покажет, как бы с улыбкой говорит Вуди Аллен. Ведь только ему удается таким чудесным образом сочетать иронию и романтизм.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности