Хостельный режим

Хостелы нашли свою нишу в Казахстане: рынок проходит фазу бурного роста и на нем уже намечается укрупнение

Хостельный режим

Первый в мире хостел был открыт в 1912 году в Германии. Школьный учитель Рихард Ширманн по выходным устраивал своим ученикам экскурсии за город. Но путешественникам гостиницы были не по карману (ученики были из бедных семей), поэтому они ночевали в местных школах, пустующих по выходным. Парты и стулья уступали место мешкам с соломой, заменив путешественникам мягкую кровать. Так Рихарду Ширманну пришла идея создания непритязательных общежитий с минимальным набором удобств для кратковременного пребывания.

Жилищный вопрос

Казахстанский хостельный бизнес в каком-то смысле повторил немецкий путь. Перед иногородними слушателями «Института развития возможности человека» (ИРВЧ), который создавали как учебный центр по ускоренному изучению иностранных языков, развитию памяти, а также других когнитивных способностей, встал вопрос дешевого проживания в одном из дорогих казахстанских городов — Алматы.

«Мы искали для наших слушателей дешевые квартиры и недорогие гостиницы, — вспоминает Александр Акназаров, управляющий директор ИРВЧ, — но не могли найти приемлемые. В какой-то момент решили возникшую проблему, оборудовав часть офиса под хостел. Их я видел, когда путешествовал по Европе». Таким образом осенью 2012 года состоялось официальное открытие первого хостела в РК — «74/76». Что-то похожее на хостелы существовало и до этого, но владельцы недорогих средств размещения предпочитали позиционировать их как трехзвездочные гостиницы, поскольку опасались, что хостелы в представлении казахстанцев будут находиться где-то рядом с хосписами, приютами для бездомных.

Основной канал продаж маленьких хостелов — сайты онлайн-бронирования, где все зависит от количества отзывов: чем больше положительных отзывов, тем выше конверсия рекламы. Второй важный канал продаж — рекомендации бывших гостей

Хостельный бизнес за короткое время состоялся как самостоятельный рынок, считает г-н Акназаров. Пик открытий хостелов пришелся на 2014–2015 годы, в преддверии зимней Универсиады-2017 в Алматы и EXPO-2017 в Астане. Если в 2015‑м, по данным вице-президента Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Натальи Сергеенковой, в Алматы работали 53 хостела, то на конец июня текущего года — 98 (около 6 тыс. койко-мест), в Астане — около 100 (около 6,4 тыс. койко-мест). На казахстанский рынок в этом году вышла российская сеть хостелов Nice, закрепившись в Алматы и Актобе.

Средняя цена, которую заплатит постоялец за сутки в хостеле в Алматы составляет 2 тыс. тенге, в Астане чуть дороже — 3 тыс. Если умножить количество койко-мест в двух городах на среднюю цену, то получим потенциальную емкость рынка в 34 млн долларов в год.

Хостелы не развиты в регионах РК. В списке Booking.com 10 хостелов в Шымкенте. По данным г-на Акназарова, в Караганде насчитывается пять хостелов и по одному в Костанае, Атырау и Актобе. Непопулярность хостелов в регионах объясняется дешевизной местных гостиниц и вполне приемлемой арендой посуточных квартир.

Стандарт не пройдет

Следом за ростом количества хостелов выстраивается институциональный фундамент рынка. Предприниматели организовали секцию хостелов в КАГиР. И от имени ассоциации совместно с «Казахстанским институтом стандартизации и сертификации» в прошлом году разработали Национальный стандарт РК «Общие требования к хостелам». Документ был принят комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК 1 июля 2017 года.

Стандарт определяет минимальную планку. Например, если хостел располагается в отдельном доме с прилегающей территорией, то должен быть обеспечен удобный подъезд для транспортного средства. В случае ЧП машины пожарной и скорой помощи должны иметь возможность свободно подъехать к зданию. Документ определяет минимальную высоту и площадь жилых комнат в хостелах (не менее 4 квадратных метров на одну одноярусную или двухъярусную кровать, включая площадь, занятую кроватью). Согласно стандарту 20 человек должны быть обеспечены как минимум одним санузлом и душевой кабиной, в хостелах должна быть выделена отдельная зона для встреч и свободного времяпровождения.

Хостельеры возлагают надежду на принятый документ. «Если стандарты начнут работать, то с рынка уйдут хостелы, которые не соответствуют указанным в документе требованиям — те, кто называет себя хостелом, но на самом деле является просто ночлежкой», — считает Александр Акназаров.

Надежды могут не оправдаться. По словам Натальи Сергеенковой, в индустрии гостеприимства применение стандартов — дело добровольное. «Закон РК “О техническом регулировании” дает гостиничному бизнесу право сертифицировать средство размещения на свое усмотрение. С другой стороны, статья 15 закона «О туристской деятельности РК» предусматривает классификацию мест размещения туристов», — отмечает собеседница. На практике, по ее словам, бизнесмен подает заявку на сертификацию средств размещения, если желает показать рынку уровень сервиса гостиницы, получить звезды. Сертификация — сигнал рынку о том, какой уровень у гостиницы: две звезды или пять. «Не существует уполномоченного органа, который контролировал бы соблюдение стандартов хостелами», — говорит эксперт.

Чтобы решить проблему, нужно перейти на уровень выше. «Надо узаконить само понятие “хостел”, потому что мы фактически существуем, но юридически нас нет. Есть понятие «гостиничный бизнес» в законодательных актах страны, которые регулируют предпринимательство в этой сфере. А хостелов там нет, вот только недавно приняли стандарты», — говорит г-н Акназаров. Отсутствие в правовом поле понятия «хостел» не позволяет предпринимателям работать полноценно, например, участвовать в тендерах. Над дальнейшей легализацией хостелов работает КАГиР.

Чувствуйте себя как дома

Стандартный пакет хостелов — удобная кровать, чистая постель, WI-FI, возможность воспользоваться кухней и прачечной, а также гарантия безопасности. За дополнительную плату гостям организуют экскурсию по достопримечательностям города или отправят в экотур, его могут встретить и сопроводить до вокзала или аэропорта. Есть хостелы, которые за отдельную плату готовят завтрак, обед и ужин, а также предоставляют услуги стирки и глажки. По оценке игроков рынка, 70% выручки хостелы зарабатывают на аренде кровати, остальное — на оказании дополнительных услуг.

Национальный стандарт «Общие требования к хостелам» определяет хостел как «экономическое средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма». Владелец алматинского хостела DOM Шакир Исламбакиев не согласен с таким определением. Он вложил в свое детище небольшие сбережения, много времени и сил, чтобы создать уютный для зарубежных туристов дом. «Формат хостела пришел к нам из Европы. Это больше, чем просто дешевое жилье, в котором человека размещают в одной комнате вместе с незнакомыми ему людьми. В концепции хостела самое главное атмосфера, туда идут, чтобы обрести новых друзей, чтобы пообщаться с интересными людьми, чтобы глубже погрузиться в страну, в которую ты приехал», — говорит г-н Исламбакиев. Ошибаются те, кто считает, что в хостеле останавливаются бедные или вредные скряги, подчеркивает собеседник. «У меня гостил пилот авиакомпании Air France. Он достаточно зарабатывает, чтобы заселиться в любую алматинскую гостиницу, — продолжает г-н Исламбакиев, — но выбрал нас. Он не хочет быть запертым в гостиничном номере, лишая себя удовольствия провести время в обществе интересных людей».

Небольшой по размеру хостел DOM располагается в двухэтажном доме, в нем всего 18 кроватей. Главная фишка небольших хостелов — домашняя атмосфера. «DOM устраивает бешбармак-party, мы учим постояльцев готовить бешбармак, жарить баурсаки, неделю назад учили гостей тому, как правильно готовить чечевичный суп», — рассказывает г-н Исламбакиев. Уютная атмосфера DOM привлекает иностранцев. «Почти 90 процентов моих гостей — иностранные рюкзакчники и велосипедисты-кругосветники», — подчеркивает собеседник. «Портрет нашего гостя — молодые и мобильные бэкпэкеры, легкие на подъем. — говорит Светлана Даулеталина, директор Sky Hostel. — Если в прошлом году было больше иностранцев, то в этом наш частый гость — казахстанец, который потихоньку привыкает к формату хостела».

Размер хостела тоже объект спора хостельеров. Национальный стандарт РК «Общие требования к хостелам» делит хостелы на мини-хостелы (до 25 проживающих), малые хостелы (от 25 до 50 проживающих) и большие хостелы (свыше 50 проживающих). «Сейчас расплодились небольшие хостелы в двухкомнатных квартирах с восемью кроватями. Их я не считаю хостелами, — говорит г-н Акназаров. — Чем больше хостел, тем больше людей в нем живет. Они общаются, у нас такой хохот стоит, когда вечером гости собираются и делятся тем, кто где был. Фишка хостела — обмен информацией, люди находят новых друзей, вместе планируют туристические маршруты, поэтому хостел должен быть вместительным».

Если количество мест переваливает за 100, то домашняя атмосфера растворяется. «Когда проживают более 100 человек, всех разом за один стол не посадишь, — замечает г-н Исламбакиев. У больших хостелов целевая аудитория другая, их клиенты — трудовые коллективы, которые приезжают в Астану и Алматы на семинары по повышению квалификации, или группы, прибывшие на культурное мероприятие. Хостелы стали излюбленным местом для молодых спортсменов, которые приезжают принять участие в соревнованиях. “Двадцати борцам трудно будет снять квартиру. С одной стороны, хозяин квартиры откажет, с другой — стоимость аренды высокая”, — говорит Алишер Капаш, основатель сети хостелов Super.

Сеть Super представлена в Астане 12 хостелами на 1,3 тыс. койко-мест. «После EXPO мы собираемся закрыть некоторые объекты, поскольку содержать и заполнять их будет нелегко. Большинство из них было открыто перед EXPO в расчете на приток иностранных туристов. В последние годы растет внутренний туризм», — утверждает г-н Капаш.

В этом году основная часть клиентов Super — рабочие строительных компаний, которые возводили объекты EXPO. Сейчас в этих хостелах проживают волонтеры и участники EXPO. «В этом году мы отлично поработали с туристическими компаниями. Когда EXPO закончится, наверное, какую-то часть хостелов закроем, какую-то сделаем общежитием для студентов», — делится планами Алишер Капаш.

Основной канал продаж маленьких хостелов — сайты онлайн-бронирования, где все зависит от количества отзывов: чем больше положительных отзывов, тем выше конверсия рекламы. Второй важный канал продаж — рекомендации бывших гостей. Этот метод работает долго. «В прошлом году у нас останавливались ребята из Польши, а спустя год они отправили к нам своих знакомых», — рассказывает Шакир Исламбакиев. Большие хостелы больше доверяют активным маркетинговым акциям и холодным звонкам. «Мы создали отдел продаж, который обзванивает потенциальных клиентов», — подчеркивает Алишер Капаш.

Хорошо открывается и закрывается

Открыть хостел легко. Достаточно снять в аренду трехкомнатную квартиру, обставить комнаты кроватями и запустить сайт. Но лишь немногие новички выдерживают конкуренцию. По наблюдениям г-на Акназарова, большая часть хостельеров, по крайне мере в Алматы, сидят на аренде. Бывает, что арендодатель неожиданно для предпринимателя поднимает ставку, и хостел закрывается.

«Хостелы открываются часто, поскольку первоначальные инвестиции не так уж велики, — говорит Шакир Исламбакиев, — поэтому для молодых предпринимателей хостельный бизнес кажется привлекательным. Поработав немного, новичкам приходит понимание, что быстрой отдачи не стоит ждать. Хостельный бизнес на самом деле низкомаржинальный бизнес. Разбогатеть за пару месяцев не получится. К сожалению, у многих завышенные ожидания: они думают, что достаточно арендовать помещение, поставить двухъярусные кровати, и деньги потекут сами по себе. Эти мечты быстро разбиваются о реальность, поскольку хостел, как и любой бизнес, требует колоссальных усилий и забирает много времени. Более того, хостелы все время требуют дополнительных инвестиций в обновление оборудования и повышение комфорта».

Прибыльным считается хостел свыше 50 койко-мест, замечает г-н Исламбакиев. Большие хостелы могут позволить себе принимать гостей группами. Не стоит сбрасывать со счетов, что доход от дополнительных услуг прямо зависит от количества гостей.

Размер инвестиций в запуск хостела меняется от того, арендует ли предприниматель помещение, заказывает дорогое или дешевое оборудование, кровати и матрацы. «Инвестиции самые разные, я знаю пример, когда вложили один миллион тенге, а другие — сто тысяч долларов», — говорит Шакир Исламбакиев. По оценке собеседника, сегодня на самый простой хостел в арендованном помещении на 30 койко-мест потребуется 5 млн тенге.

«Мы недавно открыли второй хостел на 35 человек и потратили три миллиона тенге на ремонт, покупку оборудования и принадлежностей, — отмечает Александр Акназаров. — Полагаем, что отобьем инвестиции за два года».

Гостиницы vs хостелы

Хостелы наступают на пятки двух- и трехзвездочным гостиницам, считает г-жа Сергеенкова. И этому несколько причин. Хостелы гибче, чем традиционные гостиницы. Например, у них отсутствуют конкретное время въезда и выезда. «У нас нет жесткого check-in или check-out, и это удобно для иностранного гостя, который, как правило, прибывает в страну рано утром. Мы их не задерживаем, а сразу размещаем. Такое же отношение и к местным туристам, если у них поезд вечером, то мы не настаиваем, чтобы он покинул хостел в 12 часов дня. Наши гости должны чувствовать себя как дома», — отмечает Светлана Даулеталина.

Хостелы набирают опыт и улучшают навыки. «В начале пути у нас не было опыта, — говорит Алишер Капаш. — Но теперь мы научились встречать гостя, запустили дополнительные услуги — трансферт, прачечная, экскурсии и туры, то есть становимся интересными для клиента, а, значит, растем как конкуренты гостиниц».

По его словам, с каждым годом все больше зарубежных гостей будут выбирать хостелы. Западный человек рационален, он стремится экономить и не воспринимает хостел как ночлежку. «Поток зарубежных туристов, которые будут предпочитать хостел гостинице, вырастет. Раньше европеец, приезжая в Алматы, не искал хостел, потому что ему казалось, что их в Казахстане просто нет. Теперь же он смотрит сайты типа Booking и бронирует хостел», — говорит г-н Капаш.

Круг клиентов расширяется. «Наблюдается тенденция, когда студенты вместо аренды квартиры выбирают хостелы. Им удобно, лучше, чем снимать квартиру вскладчину. В хостелах больше возможностей общаться, нет давления хозяина квартиры. Хостелы предоставляют общественные зоны, где студенты могут принять своих друзей, поработать на компьютере», — считает Наталья Сергеенкова.

Прогноз на ближайшие два года — на рынке обострится конкуренция, сильные игроки начнут развивать собственную сеть хостелов, новички и слабые игроки уйдут с рынка.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки

Спецвыпуск

Когда нефть дорожает

Господдержка и благоприятная конъюнктура на товарных рынках позволили крупнейшим казахстанским компаниям немного улучшить показатели доходности