Такие, как все: доступное образование в Казахстане

В 2017 году новым специальным оборудованием были оснащены 20 коррекционных школ для детей с нарушениями слуха, зрения и интеллекта в четырех областях Казахстана

Такие, как все: доступное образование в Казахстане

При прочих равных

Говоря о подготовке к новому учебному году, как правило, оцениваются показатели общеобразовательных школ. При этом без должного внимания общественности остаются специализированные и коррекционные школы для детей с различными нарушениями развития.

Всего в системе специального образования Республики Казахстан насчитывается 100 специальных коррекционных школ, 55 психолого-медико-педагогических консультаций, 13 реабилитационных центров, 143 кабинета психолого-педагогической коррекции, 315 специальных групп в детских садах общего типа, 1375 специальных классов в общеобразовательных школах и одна общеобразовательная школа в городе Астана с коррекционными кабинетами, где обучаются дети с нарушением зрения.

Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии требует создания особых условий, таких как оснащение специализированными техническими и вспомогательными средствами, наличие развивающих дидактических материалов и пособий, проведение специальных обучающих игр.

Сто коррекционных школ распределены по всем областям Казахстана. Наибольшее их количество насчитывается в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях — 12 и 15 школ соответственно. В Алматы насчитывается 8 таких школ, в Астане — две школы подобного типа: одна специализированная школа и еще одна общеобразовательная со специальными коррекционными классами.

Школы делятся по типу: в некоторых обучаются дети с нарушениями зрения и тотальной слепотой, в других — дети с нарушениями слуха, в третьих — дети только с нарушениями интеллекта. Четкого деления добиться сложно: дело в том, что нередки случаи наличия у ребенка сопутствующих заболеваний. Дети с нарушениями зрения или слуха порой также имеют детский церебральный паралич, задержки психического развития. Все эти состояния при надлежащем уходе и обучении очень часто поддаются корректировке. Не последнюю роль в этом играет материально-техническая база школы: чем шире охват дидактических и сенсорных материалов, чем больше технических возможностей для обучения можно предоставить детям, в них нуждающимся, тем лучших результатов можно добиться.

Задача — охватить всех

В июне 2017 года комплектами специального оборудования были оснащены семь специализированных школ Павлодарской области и четыре — в Мангистауской области. По двум областям это составляет полный охват школ подобного типа.

Оснащение школ проводится в рамках программы социальных инвестиций «Менің елім» группы компаний АО «Самрук-Қазына». Программа направлена на социальное развитие регионов, важной частью которого является оснащение школ: общеобразовательных, музыкальных и коррекционных. Общеобразовательные школы в рамках конкурсного отбора получают австрийский спортинвентарь, для музыкальных школ закупается музыкальное оборудование и инструменты, а коррекционные школы получают оборудование для комплектации специальных кабинетов. Ведется оснащение кабинетов логопедов и дефектологов специальными логопедическими тренажерами, массажными зондами, дидактическими материалами. Все эти материалы направлены на развитие мелкой моторики, слуховой и зрительной деятельности, улучшение памяти и получение навыка критического мышления, а также для релаксации детей.

Только для четырех школ Мангистауской области фондом было приобретено 136 единиц специализированного коррекционного оборудования. Из четырех школ области две расположены в Актау, еще одна — в Жанаозене, и одна — в селе Даулет Муналинского района.

Для компенсации утраченных функций учеников семи специализированных школ Павлодарской области было закуплено 229 единиц коррекционного оборудования. Семь школ расположены в городах Павлодар, Экибастуз, Аксу, а также в Качирском районе области.

Еще семь коррекционных школ были оснащены в Алматинской области. Это школы, расположенные в городах Талдыкорган, Сарканд, Каскелен, Жаркент, Есик. Всего на их оснащение было закуплено свыше 200 единиц оборудования.

До конца года программа будет запущена в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, затем на очереди Южно-Казахстанская область.

Программа «Менің елім» будет поэтапно реализована в девяти регионах присутствия предприятий группы компаний АО «Самрук-Қазына». Программа подразумевает целый ряд социальных проектов по улучшению социальной инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства и местных НПО. Программа реализуется всей группой компаний, поэтому непосредственное участие в ее реализации принимают крупнейшие национальные компании Казахстана и их региональные подразделения. В их числе АО НК «КазМунайГаз», АО «Казахстан Темир Жолы», АО «НАК «Казатомпром», АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго» и другие. Оператором программы «Менің елім» от лица группы компаний выступает Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».

Несмотря на территориальные ограничения программы, группа компаний ставит перед собой задачу оснастить требуемым современным оборудованием все 100 специализированных школ по 14 областям Казахстана.

Видеть руками

Ответственность за обучение ребенка ложится в равной степени на плечи педагога и родителя. Педагоги-дефектологи и логопеды, психологи и социальные педагоги обучают не только детей, но и их родителей, помогая им выстроить правильный контакт с ребенком и предостерегая их от ошибок, которые могут затормозить развитие ребенка.

Порой родители, столкнувшиеся с проблемами развития у своих детей, по незнанию совершают стереотипные ошибки.

«Принято считать, что раз ребенок лишен зрения, то у него хороший слух,— говорит педагог-дефектолог столичной школы-гимназии №10 Сауле Сагимбаева. — Думая так, родители включают незрячему ребенку телевизор или ставят музыку, это его поглощает и постепенно он начинает непроизвольно раскачиваться, совершать стереотипные движения. Потом эти симптомы сложно убрать. А если заранее предупредить родителей, что надо не музыку включать, а развивать речь и моторику ребенка, разговаривать с ним, знакомить с окружающим миром, то можно избежать всего этого».

В 10‑й школе-гимназии Астаны есть несколько специализированных классов для детей с нарушениями зрения и тотальной слепотой. Этим летом коррекционные кабинеты школы пополнились новыми современными материалами, которые, по мнению специалиста, помогут детям легче усваивать материал. Так, специальные нагреватели системы PIAF позволяют любой рисунок сделать выпуклым на бумаге с тем, чтобы ребенок мог «увидеть» его руками. А лупа-строка дает возможность слабовидящим детям не только увеличить текст, но и зрительно перекрасить его в другой цвет, который ребенок лучше различает. Появится теперь у учеников и читающая машина «SARA CE», которая распознает и воспроизводит голосом текст на казахском и русском языках, материалы для обучения по системе Брайля: грифели для письма, азбуки-колодки. Всего — 162 материала.

Коррекционные классы на базе столичной школы-гимназии ведутся уже второй год. В прошлом учебном году в первом классе проучились шестеро детей. Сейчас они переходят во второй класс, а на их место в первый придут еще шестеро новых учеников. Группа уже сформирована.

Шесть человек в коррекционном классе — это максимум. Учитывая, что все дети приходят с разным уровнем развития и подготовки, учителю приходится формировать индивидуальный подход к каждому из них.

«Мы идем по программе общеобразовательной школы, — объясняет педагог. — Наши занятия длятся по 45 минут. Наши дети так же, как и остальные, заканчивают школу, сдают ЕНТ, заступают на работу. Наша задача — научить, показать. Открыть для них окружающий мир. Только видят они не глазами, а руками».

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки

Спецвыпуск

Когда нефть дорожает

Господдержка и благоприятная конъюнктура на товарных рынках позволили крупнейшим казахстанским компаниям немного улучшить показатели доходности