Кольсайская пастораль*

Почему после пресс-тура в Саты у журналистов появилось больше поводов для разочарования в местном туризме

Кольсайская пастораль*

Название поездки в пресс-релизе, размещенном в социальных сетях компанией «Туризм Казахстана», обозначалось как «Тур на Кольсайские озера». В программе значились прибытие в село Саты, ужин, развлекательная программа (огненное шоу, костер, выступление диджея, салют), на следующий день - завтрак и отъезд в 11 утра. В селе Саты я еще не была, но зато ездила с частным гидом на Кольсайские озера и Каинды десять лет назад. Позвонив организаторам, я узнала, что остановимся мы «в гостевых домиках, в комнатах на два-три человека». Не удивительно, что, будучи не знакомой с местным туристическим жаргоном, я решила, что речь об отдельных домах, или пристройках для туристов, именно такое определение принято в мире. То же подумали и мои коллеги. Более того, я представляла себе даже отель, который располагается рядом с одним из Кольсайских озер. Ожидания не оправдались.

Во-первых, гостевым домом оказалось койко-место в сельском доме, в котором хозяева умудрились разместить 17 человек, людям пришлось по двое спать в одной кровати, а некоторым - даже на полу. 

Во-вторых, программа, составленная турфирмой для журналистов, не предполагала посещения Кольсайских озер, которые находятся в 15 километрах от села, на приблизительно таком же расстоянии и знаменитое озеро Каинды. Это выглядело довольно странным, поскольку журналистов пригласили освещать туристические достопримечательности.

В-третьих, ночная развлекательная программа, которую нам предложили посетить, не является еженедельной и устраивается на закрытие сезона. Поэтому суть и особенности тура на Кольсайские озера и Каинды она вряд ли отражает. Хотя огненное шоу от группы «Люмьер», показанное в темноте под сопровождение динамичной музыки, выглядело довольно эффектно, ребята старались на славу и получили восторженную реакцию публики, разгоряченных девушек и юношей. 

В целом же, ночная программа посреди степи и до трех ночи казалась затянутой и не очень продуманной. Правда, неизменные атрибуты таких мероприятий на природе – плов и шашлык с пылу-жару, а также горячительные напитки пользовались, несмотря на цены, спросом у публики. А за напитками, которыми торговали прямо из автобуса, образовалась приличная очередь. 

Надо заметить, что на закрытие сезона, по словам организаторов, собралось порядка 600 человек. Их как раз (в отличие от нас) привезли на больших автобусах. 

Пообщавшись с публикой, я выяснила, что о поездке прибывшие в основном узнали из рекламы в интернете. Двухдневный тур на озера стоит от 12 до 14 тыс. тенге, в него входят: доставка до села Саты, размещение в гостевом доме, завтрак (у некоторых даже баня), посещение Кольсайских озер, обед, ужин, ночевка, снова завтрак, посещение озера Каинды, обед и отбытие домой в Алматы. Но к сожалению, всего этого нам ни испытать, ни даже увидеть со стороны, не довелось. Заместитель гендиректора туристической компании «Туризм Казахстана» Владимир Сенека, рассказал, что в деревне есть образцовые гостевые дома, но не показал их, сославшись на наличие в них отдыхающих. 

 

По его словам, компания «Туризм Казахстана» уже десять лет на казахстанском рынке и занималась в основном внешним туризмом, и вот, как год, решила развивать внутренние направления. К сожалению, статистикой и пониманием ситуации в данной туристической нише работники фирмы не владеют. Между тем, на территории села Саты еще в 2006 году была запущена программа развития экотуризма, велись работы по созданию экоаула. 

Наш журнал год назад писал об этом (http://expertonline.kz/a14487/). О проекте корреспонденту “Эксперта Казахстан” рассказал президент Фонда интеграции экологической культуры и председатель KazFOAM Евгений Климов. Речь шла о вложениях в развитие инфраструктуры, обучении жителей ведению бизнеса и обеспечении минимальных стандартов. К сожалению, результатов этой деятельности мы так и не увидели. Про стандарты обслуживания упоминал и Владимир Сенека, но в чем именно они заключаются, разъяснить не смог. 

В селе помимо улучшения инфраструктуры, по словам г-на Климова, проходило обучение приготовлению блюд для туристов, среди которых немало тех (и это не только иностранцы), которые не могут есть жирную пищу. Мы же, отведав кухни в доме нашей хозяйки, не почувствовали, что на ней как-то отразились поварские мастер-классы. Пища была однообразной и жирной. Удивило и отсутствие каких-либо экопрограмм для туристов: например, подоить корову, приготовить блюдо вместе с хозяйкой из свежих деревенских продуктов, поучаствовать в местном обычае и т.д. Да и домашних продуктов, кроме разве что все еще ароматных, но уже требующих селекционного обновления яблок, в хозяйстве не было. 

Хозяева дома, где нас разместили на постой, живут в Алматы и приезжают в село только на лето заработать в турсезон. Поэтому ни коровы, ни кур, ни огорода, ни других приметных черт сельской жизни тут не найти. Не довелось испытать и рядовой в общем-то экзотики, вроде бани или купания в местной речке. 

Конечно, средств всегда не хватает. Но перечисленное не требует больших вложений, разве что желания и смекалки. Из всех деревенских развлечений остается ночное шоу на закрытие сезона. Но можно ли считать продажу горячительных напитков, плова и шашлыка, развитием экотуризма? Беспокойство вызвало и отсутствие мусорных контейнеров на месте ночного культмассового мероприятия. Завезенная публика оставляла пустые бутылки прямо посреди степи. Правда, организаторы заверили, что весь мусор был убран после завершения мероприятия. 

 «Туризм Казахстана» позиционирует себя как компания, пришедшая в данное туристическое направление фактически на нулевых условиях. Исходя из того, что довелось испытать нам – это так и выглядит. Хотя здесь работало и работает еще несколько отечественных туроператоров. Не говоря о упомянутой программе развития экотуризма на селе. 

По словам замдиректора, турфирма намерена вложить собственные средства в инфраструктуру, развивать зимние виды туризма: катание на санках, коньках и лыжах, ныряние в прорубь. Возможно, что компания даже построит недорогой отель. В этом случае у местных жителей появится конкурент.

Сейчас компания функционирует как посредник между местным населением и туристами. Владимир Сенека говорит о преимуществах централизованной работы, гарантиях по страхованию здоровья и сервису, которые туркомпания может обеспечить в отличие от частников. Пока же, как показал опыт, ей предстоит еще много работы над тем, чтобы сделать обещания былью. Нужны специалисты, обладающие знаниями и опытом, а главное - желанием сдвинуть ситуацию с места. 

Спасибо организаторам, что, все таки, пошли навстречу и свозили-сводили нас на озеро Каинды. Помимо дорогих частных джипов, туда, как и раньше, ходят простые советские уазики. Надо заметить, что в трясении по ухабам над обрывом есть своя экзотика. Обратно наш скромный извозчик съехал вниз прямо по местной речушке.

Журналисты познакомились с «Юрточным городком», который произвел эффект куда меньший, чем озеро. Вспомнилась поездка в эколагерь «Планетарное око», в поселок Тосор на Иссык-Куле пять лет назад. Этот успешный опыт киргизских соседей можно было бы взять за основу, то, что сделано в лагере, действительно, выглядело как экологический туризм. 

Но директор юрточного городка на Каинды, настаивает на строительстве домов вместо юрт, ссылаясь на иностранцев, которым нравятся удобства. Иностранцы иностранцам - рознь, как и родные соотечественники. Например, те, с которыми мы познакомились -- пара молодоженов из Европы, приехавшая полюбоваться нашими красотами -- скромно ночевали на полу.

Дело вовсе не в том - в доме, или в юрте ты ночуешь, на полу, или на кровати. Все зависит от того, как отдых организован. И экоюрту можно обустроить так, что захочется остановиться в ней, а не в отеле или сельском доме. И дело тут не только в деньгах, которые надо брать не за размещение, радуясь переполненности и предлагая гостям лечь на пол, а за цивилизованный умный турпродукт, в который входят не только окрестные красоты, но сопровождающие их услуги.

Кстати, упомянутые иностранцы затруднились назвать увиденное экотуризмом, главным образом, из-за мусора, который плохо убирают. 

*- мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Сказка о неразменном тенге

В Казахстане растет спрос на кредитные карты через пять лет после начала их массового выпуска

Казахстанский бизнес

Спортивный азарт

Букмекерские конторы в РК предлагают удалить от клиентов

Тема недели

Якоря и планктон

Львиную долю капзатрат аккумулируют крупные индустриальные проекты: по итогам 2016 года на 10 из 127 проектов пришлось 80%

Казахстан

Модернизация или советизация?

На наших глазах складывается пропагандистское общение: обращаются не к личности собеседника, а к обобщенному образу аудитории