Культура потребления культуры

В Солдатском ущелье Талгарского района завершился VIII ежегодный экоэтнофестиваль FourЭ

Культура потребления культуры

Особенность мероприятия этого года в том, что проходило оно не как обычно три, а шесть дней — с 18 по 24 августа. В связи с чем увеличилась и стоимость билетов, но все же особо желающие могли приобрести их по гибкой системе скидок на сайтах заранее. Похоже, место наконец выбрано на постоянной основе и удачно. Из ущелья открывается прекрасный вид на горы Заилийского Алатау, и непогода почти всю неделю обходила территорию предгорья стороной, дожди шли только на вершинах. Зато ночной холод, с учетом влажности, конденсата от небольшой местной речки, переносился тяжело. В прошлом году ночами тоже было влажно, но все же не так холодно. Нынешнее похолодание объясняется антициклоном, из-за которого температура в Алматинской области резко упала, а также тем, что сроки проведения сдвинулись на неделю позже, к концу последнего летнего месяца. Зато днем участники не изнывали от жары, а в полной мере наслаждались уже осенней прохладой.

Фестиваль FourЭ строится по тому же принципу, что и многие западные фестивали культмассового формата. Таких немало сейчас появилось в соседней России. У нас же, похоже, пока один такой, и без конкурентов. Коммерческое мероприятие помимо тренингов, большинство из которых входит в стоимость билета, еще и рай для общепита и, конечно, для так называемой handmade-индустрии. Также на территории предлагалось немало платных услуг — от массажей до стрельбы из лука и битвы в игровых средневековых доспехах. Причем цены на них варьировались, как, впрочем, и на еду. И хотя активно пропагандировалась вегетарианская кухня, мясоедства никто не отменял. Большой популярностью пользовались изделия компании «Барон», качественные и доступные по ценам: пельмени, вареники, колбаски, которые повара варили в кастрюлях и жарили на гриле, не отходя от кассы.

Можно было отведать блюда индийской кухни: фруктовые салаты, лапшу, масалу и самосы в ассортименте. Продавцы горячих напитков (горячительные на фестивале не приветствовались, зона которого была объявлена свободной от алкоголя и никотина) на мобильных кофейных машинах просто озолотились поздними прохладными вечерами и холодными ночами.

Теплые зимние вещи — шерстяные носки, шапки, пуховики, штаны на синтепоне и унты — тоже бы пользовались к вечеру не меньшим спросом. Ведь трудно было пропустить вечернюю концертную программу, а тем более сидение с бубнами у костра в Шаманском логове. Не говоря уже о ночевке в холодной и влажной палатке. Конкуренцию теплым вещам составили бы лишь жаркие танцы, проводимые до глубокой ночи задорными профессионалами-тренерами на специальной сцене-площадке.

Цены на услуги массажистов, целителей и экстрасенсов варьировались от одной до десяти тысяч тенге. Например, на мастер-класс последнего победителя культмассовой передачи «Битва экстрасенсов» Свами Даши билеты продавали по 8000 тенге, в то время как на площадки духовных и телесных практик мастеров международного масштаба, основателя осознанных дыхательных техник Дэна Брюлле и терапевта эмоционального здоровья Вита Мано вход был свободным.

Зато индивидуальные консультации культовые персоны проводили уже за деньги. На дыхательной практике Брюлле можно было отлично расслабиться, отдохнув после беспокойной и зябкой ночи. Что касается Вита Мано, то, проводя свою знаменитую коллективную медитацию с «обнимашками», он делал акцент на широких кругах и махах телом, а также резких переходах от динамических движений к статическим позам. Легко укачиваемым людям со слабой вестибулярной системой посещать такие тренинги не следует.

Концертная программа была весьма разнообразной. Концерты, пожалуй, — самый насыщенный и яркий раздел фестиваля, ради которого (помимо интересных мастер-классов по выбору) следует его посетить. Ночная сцена была переполнена визуальными световыми шоу, видеорядами и громкой музыкой и, конечно, современными исполнителями, сочетающими в своем творчестве как электронные, так и живые звуки. Открыла фестиваль хорошо знакомая и любимая алматинцами отечественная группа барабанщиков «Бугарабу», продемонстрировав зрителям мощное ударное выступление.

Проект SAGE из Екатеринбурга (правда, приехал лишь один его участник — Евгений Толстых) впечатлил игрой на экзотических и буквально водосточных трубах. Его сопровождал высокохудожественный видеоарт, видно, что музыканты успешно работают не только с электронным звуком, но и с видео. На следующий день понравились динамичные «Барабаны.kz». Хэдлайнер фестиваля питерская фолк-рок-группа Theodor Bastard накрыла публику волнами звукового видеошоу. Солистка Яна Вева варьировала широким голосовым диапазоном. Местами чувствовалась фонограмма в помощь, а местами музыканты играли без синтетического звука.

Украинцы из Atmasfera произвели эффект долгой и томительной подготовкой перед выходом на сцену, представив публике одну и ту же программу с одними и теми же мантрами, исполняемыми в одной и той же последовательности, как днем в шатре, так и вечером на большой концертной сцене. И везде их приходилось ждать около часа, таким образом, расписание других мероприятий сместилось. Также на большой сцене выступили LampЫ Orchestra, Холи, Hapanasasa, Иллария, Chronos & OkoloSna.

В целом фестивальный проект FourЭ можно считать успешным и согласиться с тем, что это уникальное мероприятие международного формата, проводимое на территории Центральной Азии. Это попытка соединить культуру потребления, характерную для современного общества, с вечными темами духовного роста, совершенствования, заботы о внутреннем и внешнем пространстве. Он объединяет молодых и взрослых на основе идей этнического разнообразия и экологии, направляя интересы людей из плоскости развлечения в сферу творчества и осознанного действия.

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки