Культура потребления культуры

В Солдатском ущелье Талгарского района завершился VIII ежегодный экоэтнофестиваль FourЭ

Культура потребления культуры

Особенность мероприятия этого года в том, что проходило оно не как обычно три, а шесть дней — с 18 по 24 августа. В связи с чем увеличилась и стоимость билетов, но все же особо желающие могли приобрести их по гибкой системе скидок на сайтах заранее. Похоже, место наконец выбрано на постоянной основе и удачно. Из ущелья открывается прекрасный вид на горы Заилийского Алатау, и непогода почти всю неделю обходила территорию предгорья стороной, дожди шли только на вершинах. Зато ночной холод, с учетом влажности, конденсата от небольшой местной речки, переносился тяжело. В прошлом году ночами тоже было влажно, но все же не так холодно. Нынешнее похолодание объясняется антициклоном, из-за которого температура в Алматинской области резко упала, а также тем, что сроки проведения сдвинулись на неделю позже, к концу последнего летнего месяца. Зато днем участники не изнывали от жары, а в полной мере наслаждались уже осенней прохладой.

Фестиваль FourЭ строится по тому же принципу, что и многие западные фестивали культмассового формата. Таких немало сейчас появилось в соседней России. У нас же, похоже, пока один такой, и без конкурентов. Коммерческое мероприятие помимо тренингов, большинство из которых входит в стоимость билета, еще и рай для общепита и, конечно, для так называемой handmade-индустрии. Также на территории предлагалось немало платных услуг — от массажей до стрельбы из лука и битвы в игровых средневековых доспехах. Причем цены на них варьировались, как, впрочем, и на еду. И хотя активно пропагандировалась вегетарианская кухня, мясоедства никто не отменял. Большой популярностью пользовались изделия компании «Барон», качественные и доступные по ценам: пельмени, вареники, колбаски, которые повара варили в кастрюлях и жарили на гриле, не отходя от кассы.

Можно было отведать блюда индийской кухни: фруктовые салаты, лапшу, масалу и самосы в ассортименте. Продавцы горячих напитков (горячительные на фестивале не приветствовались, зона которого была объявлена свободной от алкоголя и никотина) на мобильных кофейных машинах просто озолотились поздними прохладными вечерами и холодными ночами.

Теплые зимние вещи — шерстяные носки, шапки, пуховики, штаны на синтепоне и унты — тоже бы пользовались к вечеру не меньшим спросом. Ведь трудно было пропустить вечернюю концертную программу, а тем более сидение с бубнами у костра в Шаманском логове. Не говоря уже о ночевке в холодной и влажной палатке. Конкуренцию теплым вещам составили бы лишь жаркие танцы, проводимые до глубокой ночи задорными профессионалами-тренерами на специальной сцене-площадке.

Цены на услуги массажистов, целителей и экстрасенсов варьировались от одной до десяти тысяч тенге. Например, на мастер-класс последнего победителя культмассовой передачи «Битва экстрасенсов» Свами Даши билеты продавали по 8000 тенге, в то время как на площадки духовных и телесных практик мастеров международного масштаба, основателя осознанных дыхательных техник Дэна Брюлле и терапевта эмоционального здоровья Вита Мано вход был свободным.

Зато индивидуальные консультации культовые персоны проводили уже за деньги. На дыхательной практике Брюлле можно было отлично расслабиться, отдохнув после беспокойной и зябкой ночи. Что касается Вита Мано, то, проводя свою знаменитую коллективную медитацию с «обнимашками», он делал акцент на широких кругах и махах телом, а также резких переходах от динамических движений к статическим позам. Легко укачиваемым людям со слабой вестибулярной системой посещать такие тренинги не следует.

Концертная программа была весьма разнообразной. Концерты, пожалуй, — самый насыщенный и яркий раздел фестиваля, ради которого (помимо интересных мастер-классов по выбору) следует его посетить. Ночная сцена была переполнена визуальными световыми шоу, видеорядами и громкой музыкой и, конечно, современными исполнителями, сочетающими в своем творчестве как электронные, так и живые звуки. Открыла фестиваль хорошо знакомая и любимая алматинцами отечественная группа барабанщиков «Бугарабу», продемонстрировав зрителям мощное ударное выступление.

Проект SAGE из Екатеринбурга (правда, приехал лишь один его участник — Евгений Толстых) впечатлил игрой на экзотических и буквально водосточных трубах. Его сопровождал высокохудожественный видеоарт, видно, что музыканты успешно работают не только с электронным звуком, но и с видео. На следующий день понравились динамичные «Барабаны.kz». Хэдлайнер фестиваля питерская фолк-рок-группа Theodor Bastard накрыла публику волнами звукового видеошоу. Солистка Яна Вева варьировала широким голосовым диапазоном. Местами чувствовалась фонограмма в помощь, а местами музыканты играли без синтетического звука.

Украинцы из Atmasfera произвели эффект долгой и томительной подготовкой перед выходом на сцену, представив публике одну и ту же программу с одними и теми же мантрами, исполняемыми в одной и той же последовательности, как днем в шатре, так и вечером на большой концертной сцене. И везде их приходилось ждать около часа, таким образом, расписание других мероприятий сместилось. Также на большой сцене выступили LampЫ Orchestra, Холи, Hapanasasa, Иллария, Chronos & OkoloSna.

В целом фестивальный проект FourЭ можно считать успешным и согласиться с тем, что это уникальное мероприятие международного формата, проводимое на территории Центральной Азии. Это попытка соединить культуру потребления, характерную для современного общества, с вечными темами духовного роста, совершенствования, заботы о внутреннем и внешнем пространстве. Он объединяет молодых и взрослых на основе идей этнического разнообразия и экологии, направляя интересы людей из плоскости развлечения в сферу творчества и осознанного действия.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так