Проверь себя

Прототипирование — способ ошибиться как можно раньше и за счет этого снизить риски и затраты

Проверь себя

Прототипирование — основная часть дизайн-мышления (дизайн-мышление, если совсем коротко — это методология, часто используемая для поиска новых решений существующих проблем). Тема дизайн-мышления, безусловно, интересна и требует подробного рассмотрения, но сегодня в фокусе нашего внимания именно прототипирование. Прототипы позволяют бизнесу ошибиться на самом первом этапе, пока цена ошибки копеечная.

Адам Роялти из Стэнфодского университета (его подразделение Stanford d.school, пожалуй, самая известная в мире школа дизайн-мышления), чьи лекции и статьи использованы при подготовке этого текста, говорит: «Большинство людей, думая о прототипировании, представляет себе что-то вроде устройства с торчащими проводками и примотанным аккумулятором. Ну, или в крайнем случае что-то вроде роботов и машин. Прототип действительно помогает изобретателю определиться, как лучше реализовать функции своего детища. И тем не менее, стоит расширить представления о прототипировании. Я бы хотел, чтобы мы думали о прототипировании как о действии, которое позволяет развить любую идею методом проб и ошибок». Прототипировать можно не только физические устройства вроде автомобилей, но и мобильные приложения, и человеческое поведение.

Пример физического прототипирования от Адама Роялти — проектирование хирургического инструмента. Первым делом у врача узнали, какое устройство он хочет получить. После того, как тот примерно описал то, что требуется, дизайнер взял маркер, контейнер от фотопленки и прищепку, соединил все это скотчем и предложил врачу подержать получившийся прототип в руке. У клиента появилось что-то материальное, с чем он может взаимодействовать, и за счет этого давать не гипотетические ответы на вопросы, а точно корректировать направление приложения усилий. Доктор тогда сказал: «Да, мне нужно кое-что в этом роде, но я бы хотел, чтобы вот эта часть могла двигаться, а еще изменить вот тут и тут». Каждый новый прототип позволял внести новые изменения, и в окончательном дизайне грубый начальный вариант, совсем не похожий на хирургический инструмент, превратился в изящный прибор. Каждый прототип позволяет получить ответы — возможно, положительные, а возможно, отрицательные, но именно они позволяют быстро учесть ошибки и внести изменения, чтобы в итоге прийти к окончательно правильному решению. Прототипирование не подразумевает получение идеального решения с первого, максимум второго раза. Прототипирование — этот как раз о том, что идея должна развиваться методом проб и ошибок. Не следует сразу «вбухивать» в нее большие ресурсы, проверьте ее с минимальными затратами.

Еще одна история от Адама Роялти — о студенческой команде, которая проектирует мобильное приложение. Это уже пример цифрового прототипирования, но еще до реально работающего прототипа команда создала много бумажных, чтобы проверить свою идею. В буквальном смысле рисовали на бумаге интерфейс в разных версиях и показывали эти рисунки потенциальным пользователям. Студенты-разработчики хотели максимально быстро понять, какие функции будут интересны людям, а какие — нет. Безусловно, они могли потратить недели на программирование, чтобы клиенты могли поставить прототип приложения на свой смартфон. Однако вместо этого они предпочли за пять минут сделать несколько набросков. Очень часто оказывается, что фишки, которые авторы идеи считают фантастическими, на самом деле не волнуют пользователей, а бумажная версия прототипа позволяет быстро и незатратно выяснить тот функционал, который пользователям действительно нужен. «Так значительно быстрее, чем программировать неделю, только чтобы узнать, что пользователям это не нравится», — говорит г-н Роялти.

Если в случае с врачами прототип создавался, чтобы разобраться с идеей, то в случае с разработчиками — чтобы понять клиентов, которые с идеей взаимодействуют.

Прототипировать опыт тоже можно, считает Адам Роялти и приводит в пример проект, который должен был помочь старшеклассникам выбрать более подходящий колледж и университет. Абитуриенты выбирали вуз по таким параметрам, как стоимость обучения и локация, а также по тому, соответствует ли он их представлениям о подходящем социальном окружении и академическом подходе. Оканчивая институт, они признавались, что сожалеют, о сделанном выборе. Разработчики задумали соорудить нечто вроде компаса абитуриента, чтобы понять, как может отличаться опыт, который получают студенты при выборе того или иного колледжа или университета. Это тоже был очень грубый прототип с использованием в основном бумаги и анкеты, где студенты делились своими предпочтениями в методах обучения, в создании социальных связей со сверстниками и так далее. «Прототип научил нас эффективным способам опроса студентов об их социальных и экономических ценностях, чтобы на основе этих данных предложить им другой способ принятия решения о выборе учебного заведения, нежели только по цене и расположению», — говорит Адам Роялти.

Идея прототипирования состоит в том, что вы делаете что-то, чем достаточно просто делиться, и в итоге получать обратную связь, на основании которой можно создать еще один прототип. С каждой итерацией вы учитесь — пусть и на собственных ошибках — и получаете больше информации о своем решении. Так что к десятому прототипу вы становитесь в нем вполне уверены. Если идея пошла. Если нет — тоже не беда: не так уж вы много потеряли, можно начать работать над другой задумкой. Прототипировать можно действительно все: например, ритейлеры создают копию магазина и тестируют на нем свои идеи, прежде чем использовать их в масштабе сети. Даже свой рабочий день можно прототипировать: в один день, например, отвечать на электронную почту строго до полудня, а во второй — после двух часов дня. Или попробовать работать после обеда стоя, когда хочется вздремнуть.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Сказка о неразменном тенге

В Казахстане растет спрос на кредитные карты через пять лет после начала их массового выпуска

Казахстанский бизнес

Спортивный азарт

Букмекерские конторы в РК предлагают удалить от клиентов

Тема недели

Якоря и планктон

Львиную долю капзатрат аккумулируют крупные индустриальные проекты: по итогам 2016 года на 10 из 127 проектов пришлось 80%

Казахстан

Модернизация или советизация?

На наших глазах складывается пропагандистское общение: обращаются не к личности собеседника, а к обобщенному образу аудитории