Ставка на Сеть

Интернет-услуги станут, вероятно, главным источником роста доходов операторов связи в ближайшие годы

Ставка на Сеть

Операторы связи, говоря о перспективах телекоммуникационного рынка, сегодня все больше делают акцент на интернет-услугах. Именно этот быстрорастущий сегмент в ближайшем будущем должен стать важным двигателем индустрии связи. Внимание к доступу в Сеть уделяют и на правительственном уровне. В начале года была одобрена «Дорожная карта развития услуг широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет». К 2015 году предполагается достичь 100% охвата домохозяйств страны Интернетом, плотность пользователей сети вырастет до 45 на 100 жителей (34,1 — 2011 год), а тарифы на ШПД снизятся не менее чем на 30%. Для достижения таких показателей предполагается развитие сетей беспроводного доступа по технологиям 3G, CDMA-450/800, 4G, а также сетей фиксированного доступа — технологий FTTH, FTTB.

Важным подспорьем развития сектора интернет-доступа стало появление сетей 3G у операторов мобильной связи, что позволило им стать полноценными участниками этого рынка. Как отмечает Наталья Оспанова, директор ICT-Marketing, в развитии казахстанского рынка интернет-услуг выделяются три этапа. На начальной стадии формирования рынка увеличение интернет-аудитории происходило за счет коммутируемого доступа, который являлся основным на этом этапе. С 2007 года основным драйвером по увеличению интернет-аудитории стал продукт «Мегалайн». В 2011 году наряду с «Мегалайном» значительный вклад в развитие интернет-аудитории сделали сотовые операторы.

«Уже не первый год рынок интернет-доступа растет за счет массового рынка. Корпоративный сегмент, включающий крупные и средние предприятия, с уверенностью можно назвать освоенным, — говорит аналитик IKS-Consulting Светлана Черненко. — Еще не исчерпан потенциал сегмента малых предприятий, но средняя доходность абонентов из их числа, сопоставимая с доходностью домохозяйств, позволяет причислить малый бизнес к массовому рынку. Мы ожидаем, что активный рост будет наблюдаться еще 2—3 года, после чего рынок интернет-доступа как таковой вступит в стадию зрелости и неизбежно трансформируется из рынка интернет-доступа в рынок интернет-услуг».

Самый быстрый

Предприятиями электрической связи, по данным Агентства РК по статистике, за январь-август 2011 года оказано услуг на сумму 355,9 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 17,5% больше объема за аналогичный период прошлого года. Наибольшие доли в общем объеме доходов связистов составили доходы от услуг мобильной связи (54,3%) и интернета (15,2%). При этом доходы от интернета показывают самые быстрые темпы роста — 61,9%. Доходы от мобильной связи в этом периоде выросли на 13,4%.

Несмотря на активный рост интернет-аудитории (см. график 2), о насыщении пока говорить рано. Сейчас на рынке интернет-услуг идет активный процесс формирования абонентской базы. Однако ее качественный состав пока отстает, поскольку вовлеченность казахстанских пользователей в интернет-сообщество пока слабая. ICT-Marketing регулярно проводит исследования интернет-аудитории, которые пока демонстрируют низкую интенсивность использования интернет-услуг. Так, четверть (25%) интернет-пользователей активно использует только одну возможность, которую предоставляет сеть; около половины пользователей (45%) заходят в сеть максимум в 2-х случаях. Как правило, речь идет об общении в социальных сетях или для отправки и приема электронной почты. «Активных пользователей интернет-услуг, которые используют широкий перечень возможностей, предоставляемых Интернетом, менее 20%, — говорит Наталья Оспанова. — Именно эта часть аудитории является наиболее привлекательной при продвижении коммерческих проектов в сети, но пока она малочисленна».

В настоящее время интернет-доступ уже продвигает сам себя, существенно раздвигая возрастные границы пользовательской аудитории, отмечает Светлана Черненко. Интернет-грамотность уже присуща не только продвинутой части общества, но и широкой массе обывателей. «Тарифная составляющая является, пожалуй, основным сдерживающим фактором, но его влияние все больше ослабевает — интернет-провайдеры существенно оптимизировали свои тарифные планы, особенно во второй половине 2011 года. Не может не радовать тот факт, что «безлимит» не только укореняется в фиксированных сетях, но уже пришел и в мобильные сети», — говорит Светлана Черненко.

Менеджер по бизнес-сегменту департамента маркетинга GSM Kazakhstan Тилек Ахматов считает, что до насыщения этого рынка еще достаточно далеко, особенно если говорить об объемах трафика. «Общий рост начнет замедляться, скорее всего, после достижения уровня в 50—60% проникновения, иными словами, после того как каждый второй в стране начнет достаточно часто пользоваться услугами широкополосного доступа Интернет», — говорит г-н Ахматов.

Мобильность против опыта

Как отмечет председатель правления «Tele2 Казахстан» Андрей Смелков, стандартная диаграмма роста телекоммуникационных услуг, в числе которых и услуги по предоставлению услуг интернет-доступа, представляет собой S-образный график. «В начале своего развития рынок продолжительное время находится на низком уровне, после набора критической массы рынок переходит в фазу стремительного роста, которая характеризуется коротким промежутком времени, сменяемая в свою очередь периодом замедленного насыщения. В настоящее время казахстанский рынок услуг интернет-доступа находится в фазе бурного роста, которая, на наш взгляд, еще будет продолжаться примерно 3—4 года, причем прирост будет идти за счет регионов и сельской местности Казахстана», — говорит г-н Смелков.

Как отмечают эксперты, рынок интернет-услуг получил новый толчок развития за счет появления мобильного Интернета, предоставляемого сотовыми операторами. Это позволило охватить новых пользователей, которые теперь для доступа в Интернет используют мобильное устройство (в первую очередь речь идет о сотовых телефонах), а также отразилось на интенсивности использования интернет-услуг, поскольку теперь пользователи не привязаны к точке доступа. Светлана Черненко рассказывает, что мобильный Интернет — это уже не просто допуслуга в мобильных сетях, а полноценный сегмент рынка интернет-доступа. «Кстати, по нашему мнению, в этой связи необходим пересмотр подходов к отраслевой статистике с точки зрения включения сегмента мобильного Интернета в общий рынок услуг интернет-доступа», — отмечает аналитик IKS-Consulting.

Операторы сотовой связи после появления 3G стали проявлять большую активность в развитии мобильного Интернета и регулярно делают новые предложения. «Есть множество причин такого интереса. Сотовые операторы сейчас стараются найти новые источники роста бизнеса, так как проникновение мобильной связи превысило 100%, — рассказывает Тилек Ахматов. — При этом в Казахстане все еще относительно низкий показатель проникновения Интернета. Немаловажным фактором является также и расширение ассортимента конечных пользовательских устройств и активный рост их продаж. Теперь качественно пользоваться Интернетом можно, используя USB-модемы, смартфоны, планшеты, нетбуки и прочее». Разнообразие устройств, постоянное обновление модельного ряда и общий тренд на их удешевление тоже стимулирует спрос на услуги доступа в целом и на мобильные услуги доступа в частности. Как отмечает Тилек Ахматов, в ближайшую пару лет доля доходов сотовых операторов от интернет-услуг должна возрасти до 12—15%.

Примеры развития рынков других стран показывают, что интернет-доступ в ближайшие годы будет самой динамично развивающейся услугой в портфеле предложений мобильных операторов с точки зрения роста пользования, доходов, интереса, спроса и прочего. Однако те же примеры показывают, что рост доходов сотовых операторов от этого сегмента обычно сопровождается непропорционально более высоким ростом загрузки сети, что может оказывать давление на прибыльность бизнеса.

«По оценкам экспертов, в ближайшем будущем до 80% сетевых ресурсов мобильных операторов будет загружено именно передачей данных, — говорит Тилек Ахматов. — Операторам, которым в борьбе за долю рынка необходимо стимулировать спрос, не в последнюю очередь за счет снижения цен, важно следить за тем, чтобы не столкнуться с пресловутым “эффектом ножниц” или “scissor effect”, когда растущие капитальные и операционные затраты в итоге приводят к продаже услуг на грани себестоимости. Особенно четко подобный эффект отслеживается на нескольких кейсах европейских и американских операторов, когда полностью безлимитные тарифы на мобильную передачу данных привели к загруженности сети. Подобное развитие событий поставило операторов перед сложным выбором: либо принять чрезвычайно высокие издержки, необходимые для поддержания качества предоставляемых услуг, или отменять\корректировать условия подобных тарифов».

При этом, как отмечает Наталья Оспанова, мобильный Интернет, предоставляемый сотовыми операторами, вряд ли потеснит традиционных интернет-провайдеров, поскольку предложение мобильных операторов направлено на иные сегменты. «Оно охватывает ту часть населения, которая не имела возможности доступа к Интернету, предоставляемому традиционными провайдерами, а также тех интернет-пользователей, которые имели потребность не только в фиксированном, но и в мобильном доступе. Таким образом, предложение мобильных операторов скорее позволило увеличить емкость рынка интернет-услуг за счет новых пользователей и увеличения интенсивности использования сети текущими пользователями», — говорит эксперт.

Интернет как транспорт

Доля рынка интернет-услуг Казахтелекома в денежном выражении превышает 70%, основными конкурентами оператор считает все же компании, имеющие собственные сети передачи данных. Касательно сотовых операторов в Казахтелекоме замечают, что даже в странах с более высоким развитием технологий мобильного Интернета большинство пользователей предпочитает использовать фиксированный доступ.

Из сотовых операторов конкуренцию Казахтелекому может составить только Beeline, который на сегодняшний день строит свою оптоволоконную сеть и оказывает услуги проводного доступа в Интернет. Однако Казахтелеком, по прогнозам экспертов, все же останется доминантом. Оператор реализует проект строительства новой оптической волоконной сети до каждого дома в областных центрах и крупных городах, которая должна прийти на смену нынешней медной сети, при этом по одному кабелю можно будет предоставлять комплекс услуг, а не только доступ в Интернет.

Этот сегмент для Казахтелекома также очень важен. Услуга доступа к Сети на данный момент генерирует около трети от всех доходов оператора. По прогнозам эта доля будет расти и превысит долю доходов от фиксированной связи. При этом в компании отмечают, что доходы будут расти не только за счет самой услуги доступа, но и за счет появления новых сервисов, которые будут основаны на этом базовом доступе к сети Интернет, сейчас, в частности, предоставляются услуги телефонии и интерактивного телевидения. В дальнейшем компания планирует предоставлять и другие сервисы посредством услуги доступа к глобальной сети.

«Казахстанский рынок интернет-услуг продолжает свой рост. Его доля в структуре доходов на рынке телекоммуникационных услуг растет в течение нескольких последних лет и будет продолжать расти до момента насыщения, который еще далек, — рассказывает Наталья Оспанова. — Поэтому операторы рассматривают данную услугу как один из основных драйверов для увеличения своих доходов. При достижении высокого уровня насыщения операторам придется искать новые ниши для роста. Если рассматривать бизнес-модель зарубежных операторов, то можно отметить, что по мере насыщения рынка интернет-услуги перестают рассматриваться как источник доходов, они становятся транспортом для доведения до пользователей новых услуг, формирующих доходы операторов. Речь идет о таких услугах, как IP TV, SaaS (software as a service) и т.д».