Отдача от масштаба

Редакционная статья

Отдача от масштаба

Что в действительности представляет собой процесс урбанизации в Казахстане? Такой вопрос мы задали нашим собеседникам и самим себе не случайно. Среди экономических теоретиков давно утвердилось мнение, что увеличение численности городского населения — один из необходимых факторов экономического роста и технологического развития. Поэтому авторам экономических преобразований очень важно учитывать то, как ведет себя демография — основа и фон любого события хозяйственной жизни государства.

Первое, на что мы обратили внимание — это то, что урбанизация в последние 25 лет превратилась в стихийный процесс. В новейшей истории Казахстана так и не была выработана комплексная стратегия развития городов, исключая лишь один город — Астану, куда были брошены все доступные финансовые и творческие ресурсы страны. В остальном Казахстане наблюдался закономерный для постсоветского общества процесс: из хиреющих сел, где не стало работы, люди направились в малые города, где работы было тоже не много, но еще оставалось доступное жилье и лучшие условия жизни. Самые активные жители малых городов двинулись в поисках счастья в города покрупнее. Европейское население Казахстана, жившее, в том числе, и в городах, активно выезжало на т.н. «историческую родину» — за рубеж. Городская инфраструктура ветшала, новая практически не строилась.

После трагических событий в Жанаозене в декабре 2011 года правительство, пожалуй, впервые попыталось посмотреть на развитие территорий системно. Было учреждено Министерство регионального развития, разработана программа развития моногородов. Впервые мы определились со списком моногородов, оказалось, что их 27 — то есть треть от общего количества городов страны. Потом программу расширили, включив в нее и малые города, благодаря чему была охвачена еще треть крупных населенных пунктов страны.

Однако затем министерство упразднили, а проблему передали Минэку, у которого и помимо этого хватает горячих направлений. Государство все это время так и не может определиться: то ли отправлять выпускников «с дипломом — в село», то ли укрупнять аулы. То ли стимулировать высотную застройку в городах, то ли раздавать земли с инфраструктурой под индивидуальное жилищное строительство. Хочется найти баланс, сделать приятно всем, но в результате теряется цель развития.

Второй момент, связанный с урбанизацией, — это процесс, который у нас некорректно измеряется. Национальные и международные данные по уровню урбанизации серьезно различаются (почти на 4 п.п.). Официальная статистика использует методологию, которая вызывает вопросы. Учет граждан по месту постоянной регистрации не выдерживает критики, поскольку многие из селян большую часть времени проживают в городах, где пользуются услугами систем образования, здравоохранения, транспортной инфраструктурой. В особенности это относится к Астане и Алматы.

В минувшем году проблему поднял аким Астаны Асет Исекешев, который объявил, что де-факто столица уже стала городом-миллионником. Затем это подтвердил президент Нурсултан Назарбаев, и произошло удивительное. Статистическое ведомство за год увеличило население Астаны примерно на 120 тыс. человек — количество, которое не могло объясняться ни естественным приростом, ни административной реформой (например, прирезкой к городу новой территории). По-видимому, была изменена методология подсчета, и, судя по всему, только в случае с Астаной, иначе и в демографической статистике города Алматы и других крупных городов с маятниковой миграцией наблюдались бы заметные изменения. Специалисты по проектному менеджменту говорят, что нельзя управлять тем, что невозможно измерить. Продолжим их тезис: управление тем, что измеряется некорректно, тоже не принесет прогнозируемого положительного эффекта.

Третий вопрос урбанизации Казахстана скорее риторический: хватит ли у нас интеллектуальных и финансовых ресурсов для того, чтобы процесс из стихийного перешел в управляемый? Городская сетка Казахстана — города, оставшиеся от Советского Союза, которые создавались с активным привлечением ресурсов союзного центра (в основном отраслевых министерств), над планами развития которых работали лучшие специалисты в сфере градостроительства и организации промышленности. Современный Казахстан не может себе позволить сосредоточить ресурсы даже на одно министерство, не говоря уж о разветвленной системе с профильными НИИ и исследовательскими центрами. Масштаб не тот. Лучшее, что мы можем себе позволить, это пригласить иностранных консультантов на какой-нибудь небольшой пилотный проект, а затем тиражировать опыт, передав этот стратегический участок работы одному (и это в лучшем случае) департаменту в Минэке.

Читайте тему номера: Урбанизм под прицелом

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Сказка о неразменном тенге

В Казахстане растет спрос на кредитные карты через пять лет после начала их массового выпуска

Казахстанский бизнес

Спортивный азарт

Букмекерские конторы в РК предлагают удалить от клиентов

Тема недели

Якоря и планктон

Львиную долю капзатрат аккумулируют крупные индустриальные проекты: по итогам 2016 года на 10 из 127 проектов пришлось 80%

Казахстан

Модернизация или советизация?

На наших глазах складывается пропагандистское общение: обращаются не к личности собеседника, а к обобщенному образу аудитории