Яму проскочили

Итоги первого полугодия 2017‑го свидетельствуют о выходе автомобильного бизнеса РК из рецессии

Яму проскочили

Для автобизнеса РК первые шесть месяцев текущего года оказались удачными. Несмотря на незначительное снижение официальных продаж, вдвое увеличились выпуск казахстанских автомобилей и инвестиции в отрасль. Прогнозы экспертов Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) оптимистичные — к концу года официальный рынок первичных продаж пробьет отметку 50 тыс., что превышает прошлогодний результат на 7%.

Поддать газу

По данным АКАБ, на официальном рынке в первом полугодии 2017 года было продано 20,8 тыс. новых автомобилей, или на 7,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это обеспечило дилерам выручку в размере 180,7 млрд тенге. Причем к середине года продажи резко подскочили, если в апреле и мае было реализовано соответственно 3,6 и 3,8 тыс., то в июне — 5,1 тыс. (на 31,3% больше, чем в июне 2016‑го).

Несмотря на незначительное падение рынка, структура продаж новых автомобилей изменилась в положительную для казахстанских автосборочных заводов сторону. Каждый третий автомобиль, реализованный в январе-июне текущего года, был собран отечественными автозаводами. Это рекорд для нашей автоиндустрии — в лучшие для рынка годы лишь каждый пятый автолюбитель отдавал предпочтение «железному коню» с клеймом Made in Каzakhstan. Согласно данным «КазАвтоПром», в топ-5 популярных брендов, выпущеных местными заводами, вошли бюджетные Lada, KIA, Hyundai, Chevrolet и JAC. Продажи отечественного автотранспорта выросли на 47,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016‑го и достигли отметки в 6,8 тыс. (в денежном выражении — 51,3 млрд тенге).

Драйвером роста продаж, по мнению аналитиков АКАБ, стал старт производства восьми новых марок местной сборки: легковых Lada Largus, Lada Vesta, Lada Xray, Ravon Nexia R3 и Chevrolet Niva, автобусов Iveco Urbanway, Iveco Crossway и спецтехники «КамАЗ» 65116. Причем на пять марок легковых автомобилей пришелся 41% всех продаж авто казахстанского производства.

Снижение давления «серого» импорта поддержало рынок. По данным АКАБ, в первые шесть месяцев 2017‑го доля официальных продаж от общего количества авто, впервые зарегистрированных на территории РК, составила 73%, тогда как в 2016 году за тот же период — 78%. Учитывая, что в 2015 году официальные продажи заняли всего 56%, доля «серого» рынка заметно сократилась.

29 месяцев рецессии

В первом полугодии 2017 года эффект от программы льготного кредитования, запущенного правительством в апреле 2015‑го для поддержки отечественного автопрома, был минимальным. Только десятая часть проданных казахстанских автомобилей прошла по программе льготного кредитования. По оценке главы ассоциации «КазАвтоПром» Олега Алферова, существенное влияние на рынок оказала поддержка правительства в начале ее запуска: на пике доля продаж в рамках госпрограммы достигала половины всего сбыта.

«Сегодня, поскольку ресурсы программы исчерпаны, ее вклад достаточно низок. Льготные автокредиты предоставляются револьверным методом, то есть заемщики погашают займы первой волны, а возобновившиеся ресурсы могут быть использованы новыми покупателями. Но эта ресурсная база весьма и весьма ограничена, поэтому мы полагаем, что дополнительное финансирование программы льготного автокредитования смогло бы обеспечить дополнительный импульс восстановлению отрасли», — отметил г-н Алферов на брифинге, посвященном итогам работы предприятий автомобильной отрасли за минувшие полгода.

Рост продаж авто местной сборки позволил заводам вдвое сократить остатки, которые к концу II квартала 2017 года снизились до 5 тыс. единиц. Переориентация автолюбителей на бюджетные модели загрузила конвейеры усть-каменогорского «Азия Авто» и костанайского «СарыаркаАвтоПрома», которые в IV квартале 2016‑го работали на малых оборотах, выпустив на двоих всего 1,3 тыс. автомобилей. В январе-июне текущего года было собрано 7,7 тыс. легковых автомобилей. По данным комитета по статистике МНЭ РК, за шесть месяцев текущего года на территории Казахстана было произведено 8,6 тыс. единиц техники стоимостью 64,5 млрд тенге, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы, но без учета сельскохозяйственной и прочей техники.

Показатель, свидетельствующий об оживлении индустрии, — рост инвестиций в автомобильный бизнес. По официальной статистике, за II квартал 2017 года в производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов было инвестировано 3,4 млрд тенге (на 70% больше, чем в аналогичный период минувшего года).

Рост продаж автотранспорта локального производства на фоне спада валовых продаж и роста объема инвестиций дают г-ну Алферову основание говорить о выходе отрасли из рецессии. «Главной новостью истекшего полугодия является факт выхода казахстанской автомобильной промышленности из рецессии, которая продолжалась более двух лет. Автомобильный рынок Казахстана пребывал в состоянии спада на протяжении 29 месяцев», — подчеркнул глава «КазАвтоПрома».

Китайский Allur

В апреле этого года в Астане было подписано соглашение между AllurGroup и China Machinery Company (CMC). Китайская компания выразила намерение выкупить 51% простых акций казахстанской компании. Юрий Цхай, член совета директоров Allur, рассказал 24.kz, что продажа актива — «мера вынужденная, так как предприятие испытывало финансовые сложности». Финансовые трудности у компании начались в 2015 году, в итоге один из кредиторов компании — Банк развития Казахстана — согласился конвертировать долг в 11% акционерного капитала.

«Эксперт Казахстан» обратился в Allur с вопросом: ожидается ли сокращение персонала или потеря операционного контроля AllurGroup над своими активами. «Сокращения персонала не ожидается, представителям китайской компании важно сохранить местные кадры, так как они опытны, специально обучены и являются высококвалифицированным персоналом», — ответили в пресс-службе автохолдинга.

Первые стратегически важные договоренности с инвестиционным гигантом, как отметили в компании, были заключены в 2014 году, это позволило костанайской площадке в конце 2015‑го выпускать и представлять на рынке бренд JAC.

«Казахстанской стороне партнерство с государственной китайской компанией вместе с дополнительными инвестициями принесет реальный трансфер современных технологий, внедрение новейших производственных методов. С помощью китайского партнера наше предприятие сможет значительно углубить локализацию производства, загрузить и расширить производственное оборудование, внедрить новейшие технологии, усовершенствовать технологические процессы, производить современные автомобили на мощностях “СарыаркаАвтоПром” с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью», — заявили в пресс-службе Allur.

Благодаря китайским деньгам компания намерена форсировать развитие собственного экспортного потенциала и значительно увеличить объем экспорта. В Allur сообщают: модернизация производственных линий идет уже сейчас, на предприятии идет процесс подготовки площадок к запуску мелкоузлового выпуска автомобилей JAC, включая сварку и окраску восьми кузовов в смену. «На данном этапе уже установлена линия сварки с шестью кондукторами производственной мощностью 20 кузовов за смену, ожидается поставка оборудования для модернизации цеха сборки», — отмечают костанайцы.

Новость о вхождении китайской СМС в состав акционеров Allur следует оценивать положительно — костанайская компания получает финансовую поддержку и технологии, а китайская сторона — форпост на рынке стран-членов ЕАЭС.

Одна десятая

Снижение продаж в РК заставило отечественный автомобильный бизнес искать счастья за пределами страны. Согласно статистике АКАБ экспортные продажи автомобилей локального производства в первом полугодии 2017‑го составили 925 единиц, что в 4 раза больше показателя аналогичного периода 2016 года. Г-н Алферов подчеркнул, что впервые каждый десятый из проданных казахстанских автомобилей отгружен за рубеж.

Значительно нарастить экспортные поставки удалось усть-каменогорскому автохолдингу «Бипэк Авто — Азия Авто», который отгрузил в Китай 800 машин бренда Lada 4х4. Рынок КНР — один из самых сложных и закрытых, отмечают в «Бипэке». Если в Казахстане внедорожник Lada 4×4 обходится в 2,9 млн тенге (около 8,9 тыс. долларов), то с пересечением китайской границы он дорожает до 115 тыс. юаней (более 17 тыс. долларов). «Несмотря на это, машина продается “с колес”, не задерживаясь на складе наших китайских партнеров», — отмечают в компании.

Помимо заградительных пошлин в размере 66% от стоимости автомобиля в Китае действует целый ряд нетарифных барьеров, препятствующих проникновению импорта. Топ-менеджеры «Бипэка» и госкомпании Kazakh Invest в конце июля посетили Пекин для решения административных вопросов доступа на рынок Поднебесной.

«Думаю, что состоявшиеся встречи помогут нам расширить свое присутствие и увеличить объемы экспортных поставок. Потенциал экспорта на китайском направлении в текущем году мы оцениваем в три тысячи автомобилей», — прокомментировал итоги поездки Ерик Сагымбаев, президент завода «Азия Авто».

AllurGroup также активизировался в экспортном направлении. Компания отгрузила первую партию автомобилей JAC для «Холдинга Азия Групп Таджикистан» в объеме 55 единиц на сумму почти 600 тыс. долларов. Достигнутые договоренности предполагают отгрузку тысячи автомобилей JAC для таксопарка Душанбе. Общая стоимость контракта — 10,5 млн долларов.

Новые стимулы

Как прогнозирует АКАБ, продажи при условии сохранения текущих экономических тенденций составят 50,4 тыс. автомобилей, ожидается, что местные автосборочные заводы выпустят 21,5 тыс. единиц, а доля продаж казахстанских авто в общей структуре рынка сохранится в пределах 37–47%.

Чтобы поддержать рост, едва оторвавшемуся ото дна казахстанскому автобизнесу все еще требуется господдержка. С 1 января 2017 года отменена нулевая ставка НДС для отечественных автосборочных заводов. Напомним, в 2010 году, когда заводы взяли на себя обязательство увеличить локализацию до 50% (в этом случае автомобиль признается продуктом, изготовленным в стране, и получает беспошлинный доступ на рынок стран ЕАЭС), правительство предоставило им нулевой НДС. Срок стимулирующей меры уходил за горизонт 2017‑го. Однако Казахстан вступил в ВТО, и с такого рода поддержкой пришлось покончить. «Совместно с правительством были выработаны дополнительные меры, и в целях замены нулевого НДС будут предоставлены транши по льготному кредитованию. Сумма обсуждается», — заявил нашему изданию в начале этого года Андрей Лаврентьев, президент АКАБ и председатель совета директоров AllurGroup.

Дополнительного финансирования госпрограммы местные автопроизводители пока не дождались. Как сообщили в АКАБ, «вопрос также находится на стадии обсуждения». Пока правительство обсуждает меры поддержки, казахстанские автомобили теряют конкурентоспособность: из-за отмены нулевого НДС средняя цена на автомобили 2017 года выпуска выросла на 6–8%.

Стимулирующей мерой оставшихся шести месяцев должно было стать расширение программы по сдаче на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств. Если при запуске программы сдавшим такой автомобиль предоставляли сертификат на 150 тыс. тенге (но не более одного сертификата в руки), то с конца июня этого года сумма увеличилась до 315 тыс., а количество сертификатов на одного участника увеличилось до двух.

Но, 16 августа текущего года «Оператор РОП» объявил о временном приостановлении приема старых автомобилей, предусматривающего выплату денежной компенсации. «Данная мера связана с досрочным освоением выделенной Министерством энергетики РК квоты на 2017 год», — сообщила компания. Сейчас «Оператор РОП» ожидает согласования Минэнерго РК дополнительной квоты по программе выкупа старых автомобилей.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Сказка о неразменном тенге

В Казахстане растет спрос на кредитные карты через пять лет после начала их массового выпуска

Казахстанский бизнес

Спортивный азарт

Букмекерские конторы в РК предлагают удалить от клиентов

Тема недели

Якоря и планктон

Львиную долю капзатрат аккумулируют крупные индустриальные проекты: по итогам 2016 года на 10 из 127 проектов пришлось 80%

Казахстан

Модернизация или советизация?

На наших глазах складывается пропагандистское общение: обращаются не к личности собеседника, а к обобщенному образу аудитории