Новые горизонты вашего бизнеса

Новые горизонты вашего бизнеса

В условиях нестабильности рынков, санкций, дефицита финансирования и различных трансформаций особенно сильно достается предпринимателям. Мы взяли интервью у старшего партнера IGM Kazakhstan (www.igm.kz), Максима Гандрабура, в котором постарались узнать, как профессиональные консультанты по стратегии видят возможности и будущее для бизнеса в странах Центральной Азии.

— За почти двадцатилетнюю историю IGM вы столкнулись с кризисом 2008 года. Насколько сильно он отразился на вашей компании?

— Да. Это так. Я основал IGM еще в 1998 году. Действительно, мы столкнулись с колоссальной проблемой. У нас только в штате было 25 человек, не говоря о проектных специалистах, двухэтажный офис и т.п. Наши клиенты, практически все, приостановили свои инвестиционные проекты, а некоторые взяли паузу по обсуждению новых. Так как в то время мы преимущественно занимались сопровождением инвестиционных проектов, практически не работали на государственных заказах, то на нас это отразилось сильно. Это мягко сказано.

— Сегодня на рынке исчезли фирмы-основатели консалтинговой отрасли в Казахстане, а IGM не просто выжила, но и расширяется. Как у вас это получается?

— Наверное, мы сильно упертые. Если серьезно, то критически важно было суметь отбросить в сторону свой прошлый опыт и определить новую бизнес-модель, соответствующую изменившимся условиям. Признаюсь, было непросто, на это у меня ушел почти год.

В итоге IGM добилась роста отдачи на консультанта в два-три раза, что и позволило преодолеть тот кризис. И, конечно, мы глубоко благодарны нашим клиентам и партнерам, которые оказали доверие IGM и работают с нами до сих пор.

— Как компания проходит нынешний кризис? Есть ли рекомендации по его преодолению?

— Вы знаете, я считаю, что сейчас нет кризиса. IGM, например, имеет стабильный рост с 2010 года. В 2008-м, действительно, был стресс для рынка. Практически никто в мире не смог предсказать те события, и тем более мы не ожидали в Казахстане таких разрушительных последствий. Сегодня мы просто живем в изменившихся условиях. Да, это некомфортная для большинства реальность, но тенденции прогнозируемы, так же как и их последствия.

Необходимо очень трезво, совершенно по-новому подойти к оценке своей ситуации, сделать анализ возможностей и разработать действенную стратегию. Метаться в стороны от возможности к возможности — тоже вариант, кстати, выбираемый многими, но только единицы добиваются успеха по факту.

— Какие же возможности для бизнеса вы видите?

— Я вижу три ключевых локальных вектора развития. Первый — это восхождение на мировой экономический олимп Китая, с учетом их государственных программ по модернизации отраслей, инициатив «Западная Европа — Западный Китай» и «Один пояс — один путь». Второй — ослабление экономики России и Казахстана, как следствие — сокращение доступа к бюджетным средствам и рост конкурентной борьбы. Третий — «ренессанс» инвестиционного климата в Узбекистане, и, вероятно, в ближайшие пять лет у них есть все шансы стать экономическим центром Центральной Азии.

Важный мировой вектор — наступление века цифровых технологий. Так называемая «дигитализация» завоевывает все новые и новые области нашей жизни. Цифровое телевидение, BigData, смарт-технологии, криптовалюты, мобильные помощники, онлайн-платежи, искусственный интеллект, виртуальная реальность и т.д. Все это кардинально меняет не только бизнес-модели, но и жизнь каждого из нас.

Удивительно здесь то, что уже недостаточно хорошо работать. Нужно работать по-другому. Старые бизнес-процессы не вписываются в новую реальность. Тормозом развития становится сам человек.

Лишь понимая специфику конкретного бизнеса, его ресурсы и учитывая вышеуказанные возможности, можно строить реальные планы развития бизнеса.

— Вы продолжаете сопровождать инвестиционные проекты?

— Последние проекты, которые мы сопровождали, — это разработка стратегии развития индустриальной зоны Алматы, открытие люкс-отеля StRegis в Астане, расширение завода «АтырауНефтеМаш», организация производства грузовых тягачей AlmaTruck. Результаты есть. Мы в IGM гордимся и ценим возможность работать на пользу Казахстану.

Совместно с IT-компанией «КРОК» мы запустили новое направление консалтинга «дигитализация бизнеса». Сюда включается все — от технологий и продуктов автоматизации до использования цифровых технологий и решений для комплексной перестройки бизнеса. Мы выступаем как своего рода мост между руководителями предприятий с их бизнес-запросами и IT-специалистами с их особым языком. Сегодня возможностей технологий гораздо больше, чем нужно рядовому потребителю, а знать о них и сделать верный выбор для роста прибыли бизнеса непросто.

Наши клиенты получили доступ к компетенциям объединенной команды бизнес-консультантов IGM и IT-специалистов «КРОК». «КРОК» реализует проекты в России и странах дальнего зарубежья с 1992 года и входит в тройку лидеров поставщиков финансовому сектору, здравоохранению, транспортным компаниям, энергетике и промышленности.

— IGM тоже оценивалась международным рейтинговым агентством RAEX?

— Да. В 2016 году IGM была признана лидером рынка консалтинга по стратегическому планированию и организационному развитию в Казахстане.

А в этом году наша компания вошла в международную консалтинговую группу IGM со штаб-квартирой в Нью-Йорке, США. Сегодня мы как IGM Kazakhstan представляем интересы в странах Центральной Азии. Мы получили доступ к сети более 500 международных консультантов и экспертов, готовым бизнес-кейсам, обучению наших консультантов передовым технологиям и возможности для диверсификации развития бизнеса во всем регионе.

Для нас важно, чтобы клиенты IGM получили лучшие решения их задач. Поэтому выход на международные стандарты бизнес-консалтинга — наш приоритет.

— Спасибо за интервью.