Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект

Концерн Bosch можно смело назвать компанией, которая знает толк в инновациях — даже основана она была изобретателем Робертом Бошем в конце XIX века. Первую славу Роберту Бошу принесла автомобильная инновация: инженер изобрел и внедрил практически безотказную систему зажигания от магнето.

Более 30 лет компания занималась производством автомобильных комплектующих, но в конце 1920‑х на фоне экономического кризиса Bosch серьезно изменился — стратегия компании перестала быть ориентированной исключительно на транспорт. В цехах Bosch, решил основатель компании, можно производить все что угодно. Результатом стал запуск в течение ближайших 20 лет серийного производства электроперфораторов и холодильников, кухонных комбайнов и стиральных машин. Сегодня обывателям немецкий концерн в основном известен как производитель бытовой техники и электроинструментов, нежели автокомплектующих, хотя на долю бизнес-направления «Решения для мобильности», связанного с автомобильными технологиями, в Bosch приходится более 60% продаж.

Финансовые показатели Bosch более чем успешны, уже более 15 лет объемы продаж компании ежегодно растут. Главная задача, которую Bosch ставит перед собой, — и в следующие 15 лет показывать такие же темпы роста и добиваться таких же прибылей. Драйвер устойчивого роста топ-менеджмент компании видит в инновациях, ежегодно инвестируя в R&D 10% выручки. Стратегию компании теперь формируют интеллектуально связанные продукты. «Именно сейчас мы переживаем самую большую трансформацию за более чем столетнюю историю компании, и эта трансформация в первую очередь связана с развитием интернет-технологий», — говорят представители группы компаний Bosch.

Sensor, software, service

Основных факторов, которые влияют на стратегию развития компании Bosch на глобальном уровне, два: демографический и технологический. Член правления Robert Bosch GmbH Уве Рашке объясняет: «За сто лет, с 1950‑го по 2050 год, население Земли увеличится в четыре с лишним раза — с двух до девяти миллиардов человек, при этом сильно изменится баланс регионов по населению. Что это значит для нас? С одной стороны, новые рынки сбыта, с другой — новые конкуренты. Важно осознавать: потребности новых рынков, не важно, азиатско-тихоокеанский он или африканский, будут сильно отличаться от потребностей рынков Японии, Германии или США».

С технологическим фактором все еще очевиднее — к 2020 году 60% населения планеты будет иметь доступ к интернету. Поэтому цель Bosch — стать одной из ведущих компаний в мире по IoT. Подключение к интернету дает широкие возможности как для развития традиционного бизнеса компании, так и для появления новых направлений бизнеса.

Сложившаяся бизнес-модель производственных компаний — производство физического изделия и продажа его клиенту — радикально меняется, теперь в приоритете Bosch подход SSS (sensor, software, service). «Уже сейчас многие пользуются интеллектуальными устройствами. Что такое интеллектуальное устройство? Это небольшой сенсор, который встраивается в конечный товар. Он собирает данные и передает их через интерфейс в облака, где эти данные анализируются. Это основа, например, автоматизированных систем вождения», — рассказывает Уве Рашке.

Уже сейчас Bosch один из крупнейших производителей миниатюрных датчиков, их еще называют MEMS-датчиками. Эти сенсоры, способные измерять совершенно разные параметры, — ключевые элементы сетевых технологий. Ежедневно концерн производит около 4 млн таких устройств, и, например, в трех из четырех смартфонов стоят MEMS-датчики от Bosch. Благодаря этим сенсорам смартфон в том числе определяет свое положение в пространстве и поворачивает изображение на экране. С таким датчиком любые самые обычные устройства способны регистрировать изменения в окружающей среде и сообщать о них, то есть становятся элементами интернета вещей (IoT).

В Bosch кардинально пересматривают продуктовую линейку: к 2020 году компания будет предоставлять потребителю только те товары, которые имеют выход в интернет. Сейчас возможность подключения к сети имеет половина продукции компании. «Для нас это означает, что компания Bosch должна стать не только поставщиком оборудования — поставщиком оборудования мы являемся последние 130 лет, но мы должны также трансформироваться в разработчика программного обеспечения. Наша стратегическая цель — поставки и оборудования, и ПО», — продолжает Уве Рашке.

У Bosch уже есть собственное облако IoT и собственные приложения для управления «умным домом». В компании уверены, что буквально в течение 10 лет большинство домов станут «интеллектуальными»: к интернету будут подключены и бытовая техника, и системы отопления, и системы безопасности, а управляться все это будет при помощи смартфонов. Программные решения должны объединить все эти системы, упростив их использование для клиентов. Г-н Рашке отмечает, что на Robert Bosch GmbH по всему миру работает 60 тыс. инженеров, при этом 20 тыс. из них — разработчики программного обеспечения. И 25% разработчиков занимаются именно технологиями, которые будут использоваться в IoT.

И, наконец, третья S — сервис. «Мы живем в эпоху сферы обслуживания, в эпоху услуг, — говорит Уве Рашке, — поэтому в компании недавно основано новое подразделение, которое называется “Решения в сфере услуг”. Благодаря этому подразделению мы сможем в добавление к товарам предоставлять нашим клиентам услуги, связанные с товарами. Планируем, что в будущем именно на данное направление будет приходиться большая доля продаж».

НИОКР по-бошевски

Озвучивая информацию о том, что уже через три года все товары Bosch будут иметь выход в интернет, г-н Рашке упоминает про чуть более отдаленные планы: «Через пять лет 10% продаж концерна будут давать продукты с искусственным интеллектом. Мы считаем, что в долгосрочной перспективе все производимые нами товары должны иметь возможность встраивания искусственного интеллекта». То есть вещи, которые уже могут чувствовать, в перспективе будут способны обучаться и совершать осознанные действия. Для повышения знаний в области ИИ в компании создан Центр искусственного интеллекта. У центра 4 локации — в Индии (Бангалор), США (Пало-Альто и Питтсбург) и Германии (Реннинген). Инвестиции в исследования центра до 2021 года составят 300 млн евро.

Серьезные инвестиции идут в бизнес-направление «Решения для мобильности» (теперь уже можно добавлять «и электромобильности»). «Сейчас автомобили оснащаются дизельными или бензиновыми двигателями, они частично подключены к интернету и им требуется водитель. И это направление деятельности кардинальным образом изменится за последующие 20 лет», — прогнозирует г-н Рашке. Автомобиль будущего — автомобиль электрифицированный, автономный и связанный сетевыми технологиями с инфраструктурой и другими участниками движения.

Собственно, в этом направлении Bosch хочет не просто успевать за трендами, но и формировать их. В развитие «электромобильности» Bosch ежегодно инвестирует 400 млн евро, одна из главных задач, стоящих сейчас перед инженерами, — к 2020 году удвоить энергетическую плотность аккумуляторов по сравнению с уровнем 2015‑го.

Параллельно компания продолжает инвестировать в дальнейшее усовершенствование классического двигателя внутреннего сгорания. На сегодняшний день Bosch является лидером в поставках компонентов для систем бензиновой и дизельной техники. И, по мнению представителей компании, к 2025 году 80% автомобилей будут по-прежнему использовать двигатели внутреннего сгорания.

Еще одно направление для инвестиций — автоматизация движения. «Это очень быстро растущий сектор, на 30 процентов в год растет потребность в системах помощи водителю. Сейчас в нашей компании три тысячи инженеров занимаются разработками исключительно в направлении автоматизированного движения», — говорит региональный директор по продажам автомобильных комплектующих ООО « Робер Бош» Сергей Цвелодуб.

Чтобы оставаться на гребне технологической волны, за последние 4 года Bosch увеличил инвестиции в R&D в полтора раза, вложив в научные и опытно-конструкторские разработки в 2016 году около 7 млрд евро. Это 9,5% от общего объема продаж. Компания планирует обеспечивать инвестиции в R&D в будущем на таком же уровне, поскольку, уверены в Bosch, только инновации будут гарантировать дальнейший рост компании и ее прибыльность.

Партнерство вместо конкуренции

Еще один тренд новой экономической реальности — партнерство. В 2017 году Bosch вступил в стратегические отношения с SAP и General Electric: планирует делиться с ними своими решениями в области программного обеспечения, поскольку имеет компетенции разработки оборудования и программного обеспечения для заводов. «Чтобы продолжать добиваться успеха в будущем, мы должны вступать в партнерские отношения с как можно большим количеством компаний, — уверен Уве Рашке. — Даже с теми, которые раньше были нашими конкурентами».

На ежегодной пресс-конференции, которая прошла несколько недель назад в Москве, представители Bosch демонстрировали решения компании для систем безопасности, например, для обнаружения пожаров и защиты периметра критически важных объектов. И в том и в другом случае это были камеры с программным обеспечением, способным анализировать изображения. В случае охраны периметра особо важных объектов тепловизионная камера может не просто показывать, что происходит на периметре, но и распознавать объекты, попадающие в зону действия, и подавать сигнал оператору в зависимости от расстояния, на котором объект находится. Система обнаружения пожаров по видеоизображению анализирует схему распространения дыма, на основе чего делает выводы: возгорание это или кто-то уронил на пол мешок с гипсом и пыль начала подниматься вверх.

«Проверяли много противопожарных систем, какие-то могут среагировать на танцующую девушку в красном платье, а какие-то не среагируют на огонь, потому что перед камерой оставили тележку. У нас практически не бывает ни ложных срабатываний, ни пропущенных инцидентов», — рапортуют представители Bosch. Они уверены, что именно интеллектуальная часть их систем видеонаблюдения превосходит конкурентов.

За техническую же сейчас будет отвечать Sony. С начала 2017 года вступило в силу соглашение о деловом партнерстве: компании будут совместно разрабатывать инновационные продукты и решения в области видеобезопасности. Партнеры объединили свои компетенции: Sony — в качестве изображений, Bosch — в видеоаналитике и передаче данных. Эксперты отмечают, что по отдельности бизнесы компаний Sony и Bosch, связанные с видеонаблюдением, имеют значительно меньшие размеры, чем бизнесы крупных игроков этого сегмента, но такое партнерство позволит Sony и Bosch составить конкуренцию лидерам отрасли.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня