Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект

Указатель поворота

Концерн Bosch можно смело назвать компанией, которая знает толк в инновациях — даже основана она была изобретателем Робертом Бошем в конце XIX века. Первую славу Роберту Бошу принесла автомобильная инновация: инженер изобрел и внедрил практически безотказную систему зажигания от магнето.

Более 30 лет компания занималась производством автомобильных комплектующих, но в конце 1920‑х на фоне экономического кризиса Bosch серьезно изменился — стратегия компании перестала быть ориентированной исключительно на транспорт. В цехах Bosch, решил основатель компании, можно производить все что угодно. Результатом стал запуск в течение ближайших 20 лет серийного производства электроперфораторов и холодильников, кухонных комбайнов и стиральных машин. Сегодня обывателям немецкий концерн в основном известен как производитель бытовой техники и электроинструментов, нежели автокомплектующих, хотя на долю бизнес-направления «Решения для мобильности», связанного с автомобильными технологиями, в Bosch приходится более 60% продаж.

Финансовые показатели Bosch более чем успешны, уже более 15 лет объемы продаж компании ежегодно растут. Главная задача, которую Bosch ставит перед собой, — и в следующие 15 лет показывать такие же темпы роста и добиваться таких же прибылей. Драйвер устойчивого роста топ-менеджмент компании видит в инновациях, ежегодно инвестируя в R&D 10% выручки. Стратегию компании теперь формируют интеллектуально связанные продукты. «Именно сейчас мы переживаем самую большую трансформацию за более чем столетнюю историю компании, и эта трансформация в первую очередь связана с развитием интернет-технологий», — говорят представители группы компаний Bosch.

Sensor, software, service

Основных факторов, которые влияют на стратегию развития компании Bosch на глобальном уровне, два: демографический и технологический. Член правления Robert Bosch GmbH Уве Рашке объясняет: «За сто лет, с 1950‑го по 2050 год, население Земли увеличится в четыре с лишним раза — с двух до девяти миллиардов человек, при этом сильно изменится баланс регионов по населению. Что это значит для нас? С одной стороны, новые рынки сбыта, с другой — новые конкуренты. Важно осознавать: потребности новых рынков, не важно, азиатско-тихоокеанский он или африканский, будут сильно отличаться от потребностей рынков Японии, Германии или США».

С технологическим фактором все еще очевиднее — к 2020 году 60% населения планеты будет иметь доступ к интернету. Поэтому цель Bosch — стать одной из ведущих компаний в мире по IoT. Подключение к интернету дает широкие возможности как для развития традиционного бизнеса компании, так и для появления новых направлений бизнеса.

Сложившаяся бизнес-модель производственных компаний — производство физического изделия и продажа его клиенту — радикально меняется, теперь в приоритете Bosch подход SSS (sensor, software, service). «Уже сейчас многие пользуются интеллектуальными устройствами. Что такое интеллектуальное устройство? Это небольшой сенсор, который встраивается в конечный товар. Он собирает данные и передает их через интерфейс в облака, где эти данные анализируются. Это основа, например, автоматизированных систем вождения», — рассказывает Уве Рашке.

Уже сейчас Bosch один из крупнейших производителей миниатюрных датчиков, их еще называют MEMS-датчиками. Эти сенсоры, способные измерять совершенно разные параметры, — ключевые элементы сетевых технологий. Ежедневно концерн производит около 4 млн таких устройств, и, например, в трех из четырех смартфонов стоят MEMS-датчики от Bosch. Благодаря этим сенсорам смартфон в том числе определяет свое положение в пространстве и поворачивает изображение на экране. С таким датчиком любые самые обычные устройства способны регистрировать изменения в окружающей среде и сообщать о них, то есть становятся элементами интернета вещей (IoT).

В Bosch кардинально пересматривают продуктовую линейку: к 2020 году компания будет предоставлять потребителю только те товары, которые имеют выход в интернет. Сейчас возможность подключения к сети имеет половина продукции компании. «Для нас это означает, что компания Bosch должна стать не только поставщиком оборудования — поставщиком оборудования мы являемся последние 130 лет, но мы должны также трансформироваться в разработчика программного обеспечения. Наша стратегическая цель — поставки и оборудования, и ПО», — продолжает Уве Рашке.

У Bosch уже есть собственное облако IoT и собственные приложения для управления «умным домом». В компании уверены, что буквально в течение 10 лет большинство домов станут «интеллектуальными»: к интернету будут подключены и бытовая техника, и системы отопления, и системы безопасности, а управляться все это будет при помощи смартфонов. Программные решения должны объединить все эти системы, упростив их использование для клиентов. Г-н Рашке отмечает, что на Robert Bosch GmbH по всему миру работает 60 тыс. инженеров, при этом 20 тыс. из них — разработчики программного обеспечения. И 25% разработчиков занимаются именно технологиями, которые будут использоваться в IoT.

И, наконец, третья S — сервис. «Мы живем в эпоху сферы обслуживания, в эпоху услуг, — говорит Уве Рашке, — поэтому в компании недавно основано новое подразделение, которое называется “Решения в сфере услуг”. Благодаря этому подразделению мы сможем в добавление к товарам предоставлять нашим клиентам услуги, связанные с товарами. Планируем, что в будущем именно на данное направление будет приходиться большая доля продаж».

НИОКР по-бошевски

Озвучивая информацию о том, что уже через три года все товары Bosch будут иметь выход в интернет, г-н Рашке упоминает про чуть более отдаленные планы: «Через пять лет 10% продаж концерна будут давать продукты с искусственным интеллектом. Мы считаем, что в долгосрочной перспективе все производимые нами товары должны иметь возможность встраивания искусственного интеллекта». То есть вещи, которые уже могут чувствовать, в перспективе будут способны обучаться и совершать осознанные действия. Для повышения знаний в области ИИ в компании создан Центр искусственного интеллекта. У центра 4 локации — в Индии (Бангалор), США (Пало-Альто и Питтсбург) и Германии (Реннинген). Инвестиции в исследования центра до 2021 года составят 300 млн евро.

Серьезные инвестиции идут в бизнес-направление «Решения для мобильности» (теперь уже можно добавлять «и электромобильности»). «Сейчас автомобили оснащаются дизельными или бензиновыми двигателями, они частично подключены к интернету и им требуется водитель. И это направление деятельности кардинальным образом изменится за последующие 20 лет», — прогнозирует г-н Рашке. Автомобиль будущего — автомобиль электрифицированный, автономный и связанный сетевыми технологиями с инфраструктурой и другими участниками движения.

Собственно, в этом направлении Bosch хочет не просто успевать за трендами, но и формировать их. В развитие «электромобильности» Bosch ежегодно инвестирует 400 млн евро, одна из главных задач, стоящих сейчас перед инженерами, — к 2020 году удвоить энергетическую плотность аккумуляторов по сравнению с уровнем 2015‑го.

Параллельно компания продолжает инвестировать в дальнейшее усовершенствование классического двигателя внутреннего сгорания. На сегодняшний день Bosch является лидером в поставках компонентов для систем бензиновой и дизельной техники. И, по мнению представителей компании, к 2025 году 80% автомобилей будут по-прежнему использовать двигатели внутреннего сгорания.

Еще одно направление для инвестиций — автоматизация движения. «Это очень быстро растущий сектор, на 30 процентов в год растет потребность в системах помощи водителю. Сейчас в нашей компании три тысячи инженеров занимаются разработками исключительно в направлении автоматизированного движения», — говорит региональный директор по продажам автомобильных комплектующих ООО « Робер Бош» Сергей Цвелодуб.

Чтобы оставаться на гребне технологической волны, за последние 4 года Bosch увеличил инвестиции в R&D в полтора раза, вложив в научные и опытно-конструкторские разработки в 2016 году около 7 млрд евро. Это 9,5% от общего объема продаж. Компания планирует обеспечивать инвестиции в R&D в будущем на таком же уровне, поскольку, уверены в Bosch, только инновации будут гарантировать дальнейший рост компании и ее прибыльность.

Партнерство вместо конкуренции

Еще один тренд новой экономической реальности — партнерство. В 2017 году Bosch вступил в стратегические отношения с SAP и General Electric: планирует делиться с ними своими решениями в области программного обеспечения, поскольку имеет компетенции разработки оборудования и программного обеспечения для заводов. «Чтобы продолжать добиваться успеха в будущем, мы должны вступать в партнерские отношения с как можно большим количеством компаний, — уверен Уве Рашке. — Даже с теми, которые раньше были нашими конкурентами».

На ежегодной пресс-конференции, которая прошла несколько недель назад в Москве, представители Bosch демонстрировали решения компании для систем безопасности, например, для обнаружения пожаров и защиты периметра критически важных объектов. И в том и в другом случае это были камеры с программным обеспечением, способным анализировать изображения. В случае охраны периметра особо важных объектов тепловизионная камера может не просто показывать, что происходит на периметре, но и распознавать объекты, попадающие в зону действия, и подавать сигнал оператору в зависимости от расстояния, на котором объект находится. Система обнаружения пожаров по видеоизображению анализирует схему распространения дыма, на основе чего делает выводы: возгорание это или кто-то уронил на пол мешок с гипсом и пыль начала подниматься вверх.

«Проверяли много противопожарных систем, какие-то могут среагировать на танцующую девушку в красном платье, а какие-то не среагируют на огонь, потому что перед камерой оставили тележку. У нас практически не бывает ни ложных срабатываний, ни пропущенных инцидентов», — рапортуют представители Bosch. Они уверены, что именно интеллектуальная часть их систем видеонаблюдения превосходит конкурентов.

За техническую же сейчас будет отвечать Sony. С начала 2017 года вступило в силу соглашение о деловом партнерстве: компании будут совместно разрабатывать инновационные продукты и решения в области видеобезопасности. Партнеры объединили свои компетенции: Sony — в качестве изображений, Bosch — в видеоаналитике и передаче данных. Эксперты отмечают, что по отдельности бизнесы компаний Sony и Bosch, связанные с видеонаблюдением, имеют значительно меньшие размеры, чем бизнесы крупных игроков этого сегмента, но такое партнерство позволит Sony и Bosch составить конкуренцию лидерам отрасли.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития