Ставка на прямые линии

Несмотря на заметное падение объемов производства мебели в РК, на рынке появляются новые игроки

Мебель в стиле «Людовик отдыхает» — метко охарактеризовал ассортимент большинства мебельных магазинов Алматы (да и всего РК, чего уж греха таить) один из пользователей соцсетей. Дефицит мебели актуальных стилистических направлений навел создателей небольшой казахстанской компании Fabrica Loft на идею начать производство мебели в стилях лофт и скандинавский минимализм. И это несмотря на то, что мебельная отрасль РК сейчас не просто стагнирует, скорее пикирует.

Нет денег — нет стульев

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, объемы производства мебели в республике в 2016 году сократились на 30,4% по сравнению с предыдущим годом. Тренд на снижение отмечался и ранее — в 2015‑м объем производства также сократился почти на 17%. Пиковое значение объемов производства за последние пять лет пришлось на 2014 год. Участники рынка отмечают, что за последние пару лет ощутимо сократился и потребительский спрос. Мебель — не продукты, ее покупку можно отложить до лучших времен.

Сокращение объемов производства мебели на двузначную цифру не смутило Салтанат Вифель, генерального директора Fabrica Loft. Маркетолог и экономист, к производству мебели она никакого отношения не имела, но, обустраивая свой дом, увидела перспективу в этом направлении. «Мебельный рынок Казахстана как будто застрял в прошлом веке, и это касается даже не столько стиля, сколько ценовых сегментов, — объясняет бизнесвумен. — У нас две крайности, как раньше было в местной фэшн-индустрии. Есть или сегмент эконом, то есть мебель из ДСП, или же вы идете в салон с действительно хорошей итальянской мебелью, но это уже суперпремиум или, может, даже ультрапремиум сегмент».

Желая оформить свой дом в скандинавском стиле, Салтанат столкнулась с двумя проблемами. Во-первых, она не нашла на рынке мебель, которая одновременно устраивала бы и ценой, и качеством, а во-вторых, выбор мебели в нужном стиле был катастрофически мал. «Оказалось, что и скандинавский минимализм, и стиль лофт практически не представлены на мебельном рынке Казахстана, даже в достаточно продвинутой в плане спроса южной столице», — продолжает собеседница. В результате именно эту пустующую нишу она решила заполнить, открыв собственное мебельное производство.

Работать начала в партнерстве с уже существующим крупным столярным цехом, так что проблема с поиском мебельщиков-профессионалов даже не появилась. Из технического оснащения совместно с партнерами закупили только оборудование для тонкой работы с металлом, позволяющее резать и шлифовать металл так, чтобы не было видно грубых швов. Необходимость в таком приобретении возникла, поскольку металлические конструкции — непременный элемент стиля лофт.

Родное дерево

Fabrica Loft вышла на рынок весной 2017 года и пока у нее только один торговый зал в Алматы, в ближайшие два-три года компания хочет открыть еще по филиалу в Алматы и Астане. Сейчас на торговой площади представлены серийные изделия нового производителя, но есть и производство на заказ. Среди серийных образцов сам производитель выделяет стол из массива карагача. «Карагач — родной для нас материал, это казахстанский материал. Массив карагача есть и в Казахстане, и в Кыргызстане, но я не увидела на рынке, чтобы производители активно его использовали. Хотя этот материал ценится и в Европе, и Северной Америке. Смотрите, сколько у него плюсов: красивая текстура, износостойкость, он терпит влагу. Это то дерево, которое нам обязательно нужно использовать, и мы в своих изделиях применяем и массив, и шпон карагача», — рассказывает г-жа Вифель, добавляя, что спрос на такие изделия есть.

Стол Square из массива карагача — гордость Fabrica Loft еще и потому, что продукт в чистом виде made in Kazakhstan: и карагач отечественный, и металл казахстанского производства. «Массив такого стола из европейских материалов будет стоить в пять, а то и шесть раз дороже», — уверена бизнесвумен. Она считает, что модели с использованием карагача — хороший пример импортозамещения, но пока для продукции компании это скорее исключение, чем правило. Как и все казахстанские производители мебели, Fabrica Loft импортирует большую часть сырья — фурнитуру, закладные детали, шпон.

За несколько месяцев присутствия на рынке Fabrica Loft уже обзавелась определенным кругом клиентов, как частных, так и корпоративных. Последние делают заказы для офисных и торговых центров. В компании надеются, что число потребителей, которые устали от помпезности и хотят стильных прямых линий, будет только расти. «Принято считать, что лофт — это стиль, который востребован только молодежью, у которой нет денег на дорогие изделия. Но это миф. И лофт, и минимализм сейчас очень востребованы, потому что многие устали от канделябров, гипсовой лепнины, хрустальных люстр. Люди хотят четких простых линий. Другой вопрос, что лофт начался в Казахстане со своего неряшливого варианта, когда, например, используются европаллеты, чтобы изготовить основы для кресел и диванов. И это как раз сработало на то, что лофт и минимализм — это дешевый стиль. На самом деле минимализм — это форма, а наполнение может быть разным. Мы даже стиль своих изделий порой называем “причесанный лофт”. Потому что на самом деле это аккуратные износостойкие изделия, которые сделаны из очень прочных, натуральных, добротных материалов», — говорит Салтанат Вифель. Основные клиенты компании — люди в возрасте от 30 до 40 лет, которые много путешествовали и знают этот стиль. С другой стороны, это самое платежеспособное поколение, готовое, например, заплатить за кухню от Fabrica Loft 1,5–3 млн тенге. Этот клиент покупает кухню не для маленькой квартиры, а для жилья в новостройке, где площадь кухни начинается от 15 кв. м и больше.

Мал, но удал?

Работа на low-premium сегмент — осознанный выбор Fabrica Loft, с учетом того, что во время ухудшения экономической ситуации продажи, как правило, в первую очередь сокращаются в среднем ценовом сегменте — он наиболее чувствителен к падению покупательского спроса. Кроме того, г-жа Вифель предполагает, что именно в low-premium сегменте стили лофт и минимализм будут наиболее востребованы.

Признавая, что у зарубежных производителей потенциальные клиенты Fabrica Loft тоже могут найти мебель в приглянувшемся им стиле, она видит преимущество своей компании в скорости производства: «У нас на складе есть заготовки для серийных моделей, например, столов, чтобы мы могли производить их очень быстро. А доставку из-за рубежа придется ждать недели, если не месяцы, даже от азиатских, не говоря уже о европейских поставщиках». Более того, в большие объемы продаж мебели через интернет она тоже не слишком верит — казахстанцам пока все еще важно посмотреть и потрогать изделие перед покупкой.

В той рыночной нише, которую выбрала для себя Fabrica Loft, компания в перспективе вполне может стать импортозамещающей, составив конкуренцию иностранным дизайнерам, и, вполне возможно, превратиться в модного отечественного производителя мебели. Во всяком случае, у небольшой компании шансов на это пока на казахстанском рынке больше, чем у более масштабного мебельного производства, которое сейчас в РК ориентируется, во-первых, все-таки на предпочтения большинства, а во-вторых, в основном на экономсегмент.

В статданных можно увидеть, что за последние пять лет доля средних предприятий в мебельно-производственной отрасли снизилась (крупных там нет уже давно), а вот число предприятий малого бизнеса растет (см. график 2). Правда, рассчитывать на то, что все новые мебельные компании выбирают в качестве поля деятельности пустующие ниши, не приходится. По статистике Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, только треть из всех казахстанских производителей являются реальными, то есть имеют производственные мощности, а действительно активны из семи сотен компаний-производителей мебели меньше половины. Более того, проведенный пару лет назад анализ показал, что многие новые компании создаются не для того, чтобы, как Fabrica Loft, захватить пустующие ниши, а специально под тендеры: как только конкурс проходит, компанию закрывают.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня