Эволюция и дух

Фильм «Альтамира» рассказывает о том, как открытие новых артефактов способно изменить представления о природе человека

Эволюция и дух

Картина британского режиссера Хью Хадсона повествует о формировании научных представлений о происхождении человека, не только демонстрируя конфликт с традиционной религиозной картиной мира, но и вскрывая противоречия внутри самой науки, когда она превращается ее адептами в универсальную систему — идеологию и догму. Фильм затрагивает проблематику формирования новых понятий, ценностей и политики.

Атеизм — феномен европейской культуры Нового времени XVIII -XIX веков, возникший в определенных культурно-исторических условиях. Те, кто впервые назвал себя атеистами, были в основном из семей с солидным религиозным бэкграундом за плечами. И они знали, против чего они выступают, какого бога нет и какую религиозную традицию они отвергают.

Нынешние атеисты общества консьюмеризма — феномен масскульта, преимущественно политически ангажированный. Как правило, эти люди религиозно неграмотны, плохо знакомы с историей религиозной культуры, которая насчитывает несколько тысячелетий, либо же предпочитают на нее смотреть сквозь пальцы, поскольку она не очень удобна в определенной политической позиции.

Атеизм в нашем обществе подобен политическому маркеру, слову, которое достаточно просто выкрикнуть в нужное время в нужном месте, чтобы привлечь внимание (это, впрочем, касается и других популярных лейблов от политики, в том числе и с противоположным знаком) — более ничего не требуется. Нынешние «джордано бруно», как им кажется, кидающиеся на амбразуру угрожающего свободе орудия, совершенно не в курсе подлинной истории этого итальянского энтузиаста эпохи Возрождения, возведенного псевдонаучной идеологией в ранг героя-атеиста, который в отличие от современника Галилея ученым не был. Бруно был мистиком и духовидцем, за что и преследовался инквизицией.

Галилей, кстати, подписал отступнические бумаги, но, как гласит легенда, отошел в сторонку и пробормотал: «А все-таки она вертится!». Он и дальше продолжал заниматься астрономией и сделал свои выдающиеся научные открытия. А Джордано, движимый идеей героического энтузиазма, никаких бумаг не подписывал и предпочел взойти на костер (пожертвовав жизнью подобно античному Сократу) за свои эзотерические религиозные убеждения, которые считал истинными. Но эти детали (в которых, как говорят, скрывается дьявол) мало интересовали борцов с религией и церковью, поскольку они совсем не льют воду на мельницу пропаганды революционного дела эмансипации и мешают приносить на алтарь борьбы жизни очередных героев. Как известно, воинствующая идеология бывает не только религиозной, но и научной — научный материализм ушедшей советской эпохи тому пример.

Между тем вопрос отношений науки и религии требует тщательного изучения и знаний. И тут все не так однозначно, как представляют сторонники «свободных» ценностей. Этот вопрос настолько же серьезен, как и вопрос взаимодействия естественных и гуманитарных наук.

Фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли убеждает нас в этом. Первооткрыватель первобытной живописи Марселино Саутуола получил отповедь не только от католической церкви, а буквально был разгромлен учеными-дарвинистами, поскольку его открытие подвергло сомнению теорию эволюции человека. Оказалось, что в области духовных достижений, в данном случае в искусстве живописи, наши предки не просто мыслили как мы, а были еще независимее и свободнее нас. Пабло Пикассо говорил: «После Альтамиры — все упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». В живописи мы ничего не достигли за эти 15 тысяч лет. Более того, этим микеланджело эпохи палеолита могла оказаться женщина.

Об эволюции в области культуры говорить сложно, особенно в искусстве. И это потому, что красота и нравственность в этом смысле понятия абсолютные, такие же, как истина и совершенство, которые мы постигаем, любуясь изображениями древнего пещерного храма. Физиологическая антропология, следуя естественной науке биологии, желает видеть в человеке эволюционирующий организм. Но живопись Альтамиры, как и последовавшие за ней открытия других палеолитических росписей, свидетельствует о том, что человек есть его душа. Это-то и не понравилось сторонникам эволюции от обезьян к примитивным пещерным людям.

Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк и его сподвижники не могли допустить, что троглодит, недавно переставший быть обезьяной, рисует подобно божественному Микеланджело. В основе реконструкции облика наших древних предков лежат дарвинистские представления об эволюции. Их нередко изображают как деградировавших или недоразвитых членов общества, алкоголиков и олигофренов, стремясь подчеркнуть тем самым их животное происхождение.

Эволюция в области духа, культурных достижений, эволюция в искусстве — вещь сомнительная. Мы не можем сказать, что Гомер писал хуже Льва Толстого, или, что Афродита Милосская — вещь более примитивная, чем Мыслитель Родена. В Новое время для развития культуры в истории был изобретен аналог эволюции в биологии — прогресс. Но вера в него просуществовала недолго, как и представление о единой общечеловеческой истории. Ибо дух и плоть существуют разными способами. Здесь и возникает проблематика соотношения религии и науки, гуманитарного и естественнонаучного знаний. Дух — область вечных истин, которые даются нам сразу во всей полноте. Поэтому произведение искусства абсолютно и является выражением души, ее связи с чем-то большим. Это чувство причастности и есть религия.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня