Эволюция и дух

Фильм «Альтамира» рассказывает о том, как открытие новых артефактов способно изменить представления о природе человека

Эволюция и дух

Картина британского режиссера Хью Хадсона повествует о формировании научных представлений о происхождении человека, не только демонстрируя конфликт с традиционной религиозной картиной мира, но и вскрывая противоречия внутри самой науки, когда она превращается ее адептами в универсальную систему — идеологию и догму. Фильм затрагивает проблематику формирования новых понятий, ценностей и политики.

Атеизм — феномен европейской культуры Нового времени XVIII -XIX веков, возникший в определенных культурно-исторических условиях. Те, кто впервые назвал себя атеистами, были в основном из семей с солидным религиозным бэкграундом за плечами. И они знали, против чего они выступают, какого бога нет и какую религиозную традицию они отвергают.

Нынешние атеисты общества консьюмеризма — феномен масскульта, преимущественно политически ангажированный. Как правило, эти люди религиозно неграмотны, плохо знакомы с историей религиозной культуры, которая насчитывает несколько тысячелетий, либо же предпочитают на нее смотреть сквозь пальцы, поскольку она не очень удобна в определенной политической позиции.

Атеизм в нашем обществе подобен политическому маркеру, слову, которое достаточно просто выкрикнуть в нужное время в нужном месте, чтобы привлечь внимание (это, впрочем, касается и других популярных лейблов от политики, в том числе и с противоположным знаком) — более ничего не требуется. Нынешние «джордано бруно», как им кажется, кидающиеся на амбразуру угрожающего свободе орудия, совершенно не в курсе подлинной истории этого итальянского энтузиаста эпохи Возрождения, возведенного псевдонаучной идеологией в ранг героя-атеиста, который в отличие от современника Галилея ученым не был. Бруно был мистиком и духовидцем, за что и преследовался инквизицией.

Галилей, кстати, подписал отступнические бумаги, но, как гласит легенда, отошел в сторонку и пробормотал: «А все-таки она вертится!». Он и дальше продолжал заниматься астрономией и сделал свои выдающиеся научные открытия. А Джордано, движимый идеей героического энтузиазма, никаких бумаг не подписывал и предпочел взойти на костер (пожертвовав жизнью подобно античному Сократу) за свои эзотерические религиозные убеждения, которые считал истинными. Но эти детали (в которых, как говорят, скрывается дьявол) мало интересовали борцов с религией и церковью, поскольку они совсем не льют воду на мельницу пропаганды революционного дела эмансипации и мешают приносить на алтарь борьбы жизни очередных героев. Как известно, воинствующая идеология бывает не только религиозной, но и научной — научный материализм ушедшей советской эпохи тому пример.

Между тем вопрос отношений науки и религии требует тщательного изучения и знаний. И тут все не так однозначно, как представляют сторонники «свободных» ценностей. Этот вопрос настолько же серьезен, как и вопрос взаимодействия естественных и гуманитарных наук.

Фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли убеждает нас в этом. Первооткрыватель первобытной живописи Марселино Саутуола получил отповедь не только от католической церкви, а буквально был разгромлен учеными-дарвинистами, поскольку его открытие подвергло сомнению теорию эволюции человека. Оказалось, что в области духовных достижений, в данном случае в искусстве живописи, наши предки не просто мыслили как мы, а были еще независимее и свободнее нас. Пабло Пикассо говорил: «После Альтамиры — все упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». В живописи мы ничего не достигли за эти 15 тысяч лет. Более того, этим микеланджело эпохи палеолита могла оказаться женщина.

Об эволюции в области культуры говорить сложно, особенно в искусстве. И это потому, что красота и нравственность в этом смысле понятия абсолютные, такие же, как истина и совершенство, которые мы постигаем, любуясь изображениями древнего пещерного храма. Физиологическая антропология, следуя естественной науке биологии, желает видеть в человеке эволюционирующий организм. Но живопись Альтамиры, как и последовавшие за ней открытия других палеолитических росписей, свидетельствует о том, что человек есть его душа. Это-то и не понравилось сторонникам эволюции от обезьян к примитивным пещерным людям.

Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк и его сподвижники не могли допустить, что троглодит, недавно переставший быть обезьяной, рисует подобно божественному Микеланджело. В основе реконструкции облика наших древних предков лежат дарвинистские представления об эволюции. Их нередко изображают как деградировавших или недоразвитых членов общества, алкоголиков и олигофренов, стремясь подчеркнуть тем самым их животное происхождение.

Эволюция в области духа, культурных достижений, эволюция в искусстве — вещь сомнительная. Мы не можем сказать, что Гомер писал хуже Льва Толстого, или, что Афродита Милосская — вещь более примитивная, чем Мыслитель Родена. В Новое время для развития культуры в истории был изобретен аналог эволюции в биологии — прогресс. Но вера в него просуществовала недолго, как и представление о единой общечеловеческой истории. Ибо дух и плоть существуют разными способами. Здесь и возникает проблематика соотношения религии и науки, гуманитарного и естественнонаучного знаний. Дух — область вечных истин, которые даются нам сразу во всей полноте. Поэтому произведение искусства абсолютно и является выражением души, ее связи с чем-то большим. Это чувство причастности и есть религия.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект