Земля и порядок

Редакционная статья

Земля и порядок

Несмотря на выдающиеся производственные показатели, казахстанский агробизнес переживает не лучшие времена. В минувшие четыре года к программе финансового оздоровления присоединились четыре сотни сельхозпредприятий, которые оказались не в состоянии обслуживать свои обязательства в штатном режиме. Близко к критическому состояние крупных агрохолдингов, под чьим контролем находится несколько миллионов гектаров пашен и пастбищ. На эти компании работают тысячи крестьян в северных зерносеющих регионах страны.

Обострение проблем крупных агрохолдингов, грозящих потянуть в финансовую пропасть вслед за собой целые районы казахстанских областей, — не гром среди ясного неба и даже не последствие кризиса сырьевых цен, хотя и это сыграло свою негативную роль. Это вполне закономерный результат многолетней государственной аграрно-земельной политики и отличный показатель уровня ведения бизнеса, которого достиг благодаря этой политике крупный отечественный агробизнес.

Первый закон о земле был принят в 1995 году (если быть точным, это был президентский указ, имеющий силу закона), и в следующие восемь лет правительство готовилось предоставить частную собственность на земли сельхозназначения, проще говоря, отдать землю крестьянам. Либо тем инвесторам, у которых есть деньги и идеи, что с ней делать.

Однако по прошествии 12 лет выяснилось, что из всего земельного фонда в частную собственность перешло лишь 1,3%, остальные земли сельхозназначения принадлежали и принадлежат государству, большая часть земель либо находится в запасе, либо арендуется крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Именно поэтому в Казахстане так и не появился полноценный рынок земли и не сформировалась плотная прослойка земельных собственников. Изменение стоимости и сроков аренды земель (в конце 1990‑х давали на 99 лет, в 2003–2014‑м — на 10, в 2014–2016‑м — на 25 лет) стали единственным инструментом госрегулирования, не считая субсидий. Попытка создать этот рынок, пригласив на него в том числе и иностранных инвесторов (хотя бы в формате долгосрочных арендаторов), оказалась неудачной и привела к бурным протестам населения.

«Извилистая прямая» государственной политики в сфере сельского хозяйства — еще один фактор, послуживший, хоть и косвенно, причиной того, чтобы дела в секторе пришли в такое состояние. Нельзя сказать, что Минсельхоз только и делал, что ошибался. Напротив, КПД этого госоргана, пожалуй, даже выше среднего в правительстве, но, как сформулировал единственный прочный принцип министерства один из фермеров: «Они хотят, чтобы всем было приятно».

«Приятно» и растениеводам, и животноводам, и крупным, и мелким хозяйствам. А иногда и тем, скажем так, стейкхолдерам, которые к сельскому хозяйству имеют посредственное отношение. Именно эта задача всем угодить сдерживала те прогрессивные реформы, которые пытались проводить министры-технократы. В «Агробизнесе-2020» ставка делалась на крупные сельхозформирования с высокой товарностью. В новой программе развития АПК до 2021 года, написанной уже после того, как стало понятно, что агрохолдинги потерпели фиаско, ставка делается на мелкотоварных производителей. Аграрии, с которыми в ходе подготовки этого выпуска беседовал «Эксперт Казахстан», считают, что и эта модель обречена на провал.

Агрохолдинги, конечно же, первые, кто виноват в случившемся. Начать с того, что холдингами они являются де-факто, а юридически это десятки компаний, родственную связь между которыми установить непросто. Компании раздували активы и занимали под дальнейшее расширение сотни миллионов долларов. В истории взаимоотношений некоторых агрохолдингов с кредиторами не покидает ощущение (вполне возможно, что оно ошибочное), будто заемщики и не думали возвращать средства. А после череды засушливых лет им и нечем было. В том, что государственная программа не привела к оздоровлению, их вины тоже не много: там, где нужно было списывать обязательства, в угоду банкам их решили пролонгировать.

Несмотря на то что ситуация сложилась пренеприятнейшая и запутанная, в среднесрочный период отечественный агробизнес ожидает подъема. Набив шишек в два последних кризиса, уцелевшие холдинги перейдут к более устойчивым моделям развития и диверсифицируют линейку продукции. Перед казахстанскими аграриями маячит высокомаржинальный китайский рынок. Проблема лишь в том, что месячный закуп одной китайской сети — это нередко весь объем продукта, который Казахстан может произвести за год. Сложно представить, что мелкотоварные производители даже в перспективе пяти лет способны дать большие объемы стандартизированной продукции. Значит, агрохолдинги еще повоюют.

Читайте тему номера: Фермер над пропастью
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект