Рад бы в ЦОД, да грехи не пускают

Крупный бизнес Казахстана не торопится в коммерческие дата-центры. Мешает, в том числе, коррупция

Рад бы в ЦОД, да грехи не пускают

Мировой объем данных к 2025 году вырастет в 10 раз, при этом больше половины генерируемых данных будет составлять деловая информация: данные систем видеонаблюдения, данные медицинских систем, CRM, ERP, офисные данные, данные телеком-операторов, m2m, данные с бытовой электроники и приборов. Все большую информацию в общем объеме будут генерировать развивающиеся рынки: если в 2010 году их доля была 23% от общего объема данных, то уже к 2017‑му сравнялась с долей развитых рынков. К 2020‑му 62% данных будет связано с развивающимися рынками. Растущий объем данных, цифровизация жизни и бизнеса, курс на аутсорсинг и сокращение затрат за счет сокращения инфраструктуры — вот ключевые факторы развития мирового рынка дата-центров, озвучил ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин на алматинском форуме «ЦОД 2017: модели, сервисы, инфраструктура».

Особенности рыночного ландшафта

Продолжая рассказывать о перспективах дата-центров в глобальном масштабе, г-н Мирин отметил, что рост объема данных не приведет к такому же росту числа ЦОД. Тренд мирового рынка — развитие за счет концентрации. По прогнозам IDC и Gartner, количество дата-центров достигло максимума в 2015 году — их было 8,5 млн. В 2017‑м их число должно сократиться до 8,4 млн, к 2021‑му останется 7,2 млн.

При этом затраты на закупку оборудования и программного обеспечения подрастут. С 171 млрд долларов в 2016‑м до 173 млрд в 2018‑м. Прогноз подтверждает предположение о том, что рынок не сжимается, а концентрируется. В итоге при сокращении дата-центров будет расти количество стоек. Темпы роста облачного рынка будут значительно опережать коммерческие и корпоративные стойки (см. график 1). Станислав Мирин резюмирует, что в мировом масштабе тренд на сокращение собственной инфраструктуры будет только усиливаться, доля корпоративных дата-центров будет снижаться, причем, опять же, за счет облачных сервисов (см. график 2).

Казахстан, с одной стороны, в общем тренде, поскольку доля облачных услуг в структуре доходов дата-центров РК растет (см. график 3), но с другой — половина дохода ЦОД по прежнему приходится на услуги коллокации и выделенного сервера. Эти данные озвучила глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко.

Она перечислила ряд факторов, которые влияют на особенности развития рынка дата-центров в республике. Первый — географический. Казахстан — страна с низкой плотностью населения и большими расстояниями. В результате строительство сетей центров обработки данных доступно только крупным компаниям либо требуется господдержка. Второй фактор напрямую связан с первым — неравномерное распределение бизнеса. Наиболее высокая концентрация предприятий в Алматы, на юге, продолжается миграция бизнеса в Астану, ключевые промышленные компании расположены на западе, а наиболее катастрофоустойчивые коммерческие ЦОД расположены на севере — в Павлодаре и Акколе.

Третий фактор — существенная интеграция с Рунетом и небольшое количество пользователей Казнета. «У местных интернет-проектов есть определенные ограничения по количеству пользователей, а интернет-проекты — это один из двигателей развития рынка коммерческих ЦОД»,— объясняет г-жа Черненко.

Еще одна особенность казахстанского рынка коммерческих дата-центров — он «операторский», то есть главные игроки рынка — операторы связи. И это, кстати, существенно отличает казахстанские реалии от, например, российских. «В России коммерческие ЦОД — самостоятельный бизнес компаний, не являющихся телеком-операторами. У нас более половины стоек в коммерческих ЦОД — “Казахтелеком”. В России у «Ростелекома» — 13–15 процентов стоек»,— приводит данные глава представительства iKS-Consulting в Казахстане.

Светлана Черненко также отмечает прохладное отношение отечественных ЦОД к сертификации: в Казахстане сертифицированы только три дата-центра, и лишь один из них коммерческий, ЦОД АО «Казахтелеком» в Павлодаре (причем сертифицирован не сам ЦОД, а проект). Из чего можно сделать вывод: ни сами коммерческие ЦОД, ни их клиенты не видят существенных преимуществ в сертификации. И это один из показателей незрелости рынка.

Явно положительный фактор для рынка дата-центров в том, что бизнес стал определеннее в своем отношении и понимает, какой ЦОД ему нужен — коммерческий или корпоративный. За год число тех, у кого нет определенного отношения в вопросе ЦОД, как показывают результаты опроса, ощутимо сократилось. А доля тех, кому идея воспользоваться услугами коммерческих ЦОД нравится, подросла (см. график 4).

Корпоративный vs коммерческий

Классические доводы для бизнеса в пользу использования коммерческого дата-центра — снижение и оптимизация операционных издержек, оптимизация IT-инфраструктуры, повышение прозрачности IT-процессов, новые возможности для пользователей (сотрудников или клиентов). Сомнения бизнеса в коммерческих ЦОД связаны с рисками по безопасности, недоверием профессиональному уровню сотрудников, физической удаленностью ЦОД от офиса клиента, где располагается IT-персонал, и наконец, опасениями руководителей IT, что в их отделах и департаментах пройдут сокращения.

Выбор между созданием своего, корпоративного ЦОД, и работой с коммерческим дата-центром, сейчас в Казахстане у бизнеса есть. Однако массовой миграции бизнеса в коммерческие дата-центры не наблюдается. Впрочем, если мы все время сравниваем ситуацию с соседями, то у россиян при росте числа коммерческих ЦОД тоже отсутствует прорывная динамика по переходу на их услуги. Хотя на развитых рынках процесс уже идет очень активно: в США, например, в этом году должно впервые совпасть количество стоек в корпоративных и коммерческих ЦОД, корпоративных дата-центров там становится заметно меньше.

У бизнеса есть два основных критерия, по которым он делает свой выбор между коммерческим и корпоративным ЦОД — это время и деньги, напоминает независимый эксперт в области оценки рисков, управления и эксплуатации ЦОД Денис Тукалевский. Коммерческий ЦОД дороже, и это логично, поскольку помимо затрат на строительство и эксплуатацию такой дата-центр должен получать прибыль от своей деятельности. Так что, если у организации есть ресурсы и возможности для строительства и для обеспечения правильной эксплуатации ЦОД, то смысл в создании собственного дата-центра есть. Другое дело, если вопрос в одной-двух стойках — создавать под такой объем инфраструктуру и набирать большой штат невыгодно, и в таком случае организации прямая дорога в коммерческий ЦОД. Временной фактор важен для тех, кому необходимо быстро развернуть какой-то проект, и здесь тоже выбор будет в пользу коммерческого ЦОД, поскольку, как убедился г-н Тукалевский на российском опыте, строительство собственного ЦОД редко заканчивается раньше чем через полгода.

Использование коммерческого ЦОД будет способствовать повышению прозрачности бизнеса

Заместитель гендиректора по стратегии и развитию КМГ Глобал Солюшнс Б.В. Дмитрий Басистый не согласен, что время — это преимущество коммерческого ЦОД. «Крупные операторы продают воздух. Когда им говоришь, есть вот такая задача, под нее нужны такие-то мощности, они отвечают: “Конечно-конечно, давайте заключим договор о намерениях, потом мы пойдем в наш инвестиционный комитет, а потом получим деньги в свой бюджет”. Никто на свой страх и риск не создает достаточно резервных мощностей для того, чтобы просто прийти и купить как готовое». И цена, конечно, играет роль. «Корпоративных заказчиков загоняют в условия строительства собственных ЦОД абсолютно неадекватные цены за услуги операторов»,— считает эксперт.

Реальность казахстанского рынка такова, что пока практически весь крупный бизнес предпочитает строить собственные корпоративные ЦОД. Хотя к мощностям коммерческих дата-центров тоже обращается, используя их в качестве резервных или используя их как тестовую площадку. Об этом рассказал владелец независимого коммерческого ЦОД Ahost . kz Тахир Такабаев. Среди его клиентов четыре ведущих банка РК, операторы связи, крупные онлайн проекты из РФ и РК и предприятия МСБ. Стоит отметить, что последнее время коммерческие ЦОД учли потребности именно этого вида бизнеса, делая для него соответствующие предложения и упростив оплату за свои услуги. Однако любой коммерческий ЦОД предпочел бы иметь контракт с крупным бизнесом именно потому, что в таком случае появляется гарантия загрузки мощностей.

Среди экспертов существует мнение, что в случае с коммерческими дата-центрами в Казахстане предложение будет рождать спрос, поэтому пока не будет качественного предложения с хорошей ценой, активные движения на рынке не начнутся. С другой стороны, адекватные цены могут быть сформированы только за счет высокого спроса, который позволит коммерческому дата-центру снижать цену за счет объема и оборота. Получается замкнутый круг.

Денис Тукалевский ссылается на российский опыт: там отправной точкой для взрывного роста услуг коммерческих ЦОД стало четко прописанное SLA (соглашение об уровне сервиса), где были закреплены обязательства одной организации перед другой — от количества минут незапланированного простоя в год до срока, за который можно попасть на территорию ЦОД (были истории, когда охранник засыпал и, чтобы попасть в центр, нужно было дождаться его пробуждения).

Тахир Такабаев признается, что берет всю ответственность за сохранность и неприкосновенность оборудования на себя, но SLA просто не сможет гарантировать финансово либо услуги его ЦОД существенно подорожают. Он считает, что сертификация и жесткие соглашения SLA на казахстанском рынке объективно нужны не всем: «У нас более семи тысяч школ, тысяча объектов здравоохранения и более сотни вузов. Вы видели их IT-инфраструктуру? В массе своей она находится в ужасном состоянии. Когда ректор вуза спрашивает: “А какой у тебя SLA?”, я отвечаю: «Нормальный!».

Поскольку чем выше SLA, тем дороже для конечного пользователя стоимость услуги, можно предположить, что рынок коммерческих дата-центров ждет расслоение и конкуренция в отдельных сегментах: кто-то будет выбирать услугу понадежнее и подороже, другие попроще и подешевле.

Коррупционный минус

В отдаленной перспективе, не сомневаются представители бизнеса, многие из них придут в облака и коммерческие дата-центры, поскольку поддержание собственной инфраструктуры в соответствии с задачами бизнеса станет неэффективным и разумнее будет закупать услуги тех, кто занимается этим профессионально. Как следствие, растущий интерес бизнеса к размещению оборудования за пределами компании и использованию облачных услуг должен подтолкнуть инвесторов к строительству и запуску частных коммерческих ЦОД.

Светлана Черненко прогнозирует, что сегмент независимых от операторов игроков будет представлен пятью-шестью компаниями, специализирующимися на предоставлении услуг ЦОД на профессиональном уровне, с высокой степенью клиентоориентированности и развитыми маркетинговыми компетенциями. По ее мнению, развитие виртуальных дата-центров и профессиональных облачных площадок может стать привлекательной бизнес-моделью.

Правда, при обсуждении перспектив рынка коммерческих ЦОД и того, какие коммерческие дата-центры нужны бизнесу, эксперты редко говорят еще о нескольких факторах рынка, которые на эти перспективы оказывают непосредственное влияние.

В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации, объясняют представители бизнеса, используя услуги коммерческого ЦОД, они не могут управлять расходами. Грубо говоря, при использовании корпоративных ресурсов всегда можно сократить сотрудников департамента IT и закрыть глаза на то, что время «подъема» сервера составляет, например, не 5 минут, а 5 часов.

Преимущество «облаков» еще и в том, что компания может не делать капзатрат, включая расходы на эту часть IT-обеспечения в операционные. Если же цель компании — повышать свою капитализацию, то строительство корпоративного ЦОД вполне оправдано.

И, наконец, момент, о котором и вовсе предпочитают стыдливо умалчивать — откаты при покупке оборудования для корпоративного ЦОД, которые, по свидетельствам отдельных собеседников «Эксперта Казахстан», доходят до 60%. Трехуровневая система продажи оборудования «вендор-дистрибьютор-партнер» предполагает высокий уровень коррупции при работе последнего звена. Партнер приходит к заказчику с предложением, от которого готовы отказаться не все. Использование коммерческого ЦОД такую возможность прикроет, что, безусловно, будет способствовать повышению прозрачности бизнеса. Но захочет ли этого сам бизнес?

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года