Рад бы в ЦОД, да грехи не пускают

Крупный бизнес Казахстана не торопится в коммерческие дата-центры. Мешает, в том числе, коррупция

Рад бы в ЦОД, да грехи не пускают

Мировой объем данных к 2025 году вырастет в 10 раз, при этом больше половины генерируемых данных будет составлять деловая информация: данные систем видеонаблюдения, данные медицинских систем, CRM, ERP, офисные данные, данные телеком-операторов, m2m, данные с бытовой электроники и приборов. Все большую информацию в общем объеме будут генерировать развивающиеся рынки: если в 2010 году их доля была 23% от общего объема данных, то уже к 2017‑му сравнялась с долей развитых рынков. К 2020‑му 62% данных будет связано с развивающимися рынками. Растущий объем данных, цифровизация жизни и бизнеса, курс на аутсорсинг и сокращение затрат за счет сокращения инфраструктуры — вот ключевые факторы развития мирового рынка дата-центров, озвучил ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин на алматинском форуме «ЦОД 2017: модели, сервисы, инфраструктура».

Особенности рыночного ландшафта

Продолжая рассказывать о перспективах дата-центров в глобальном масштабе, г-н Мирин отметил, что рост объема данных не приведет к такому же росту числа ЦОД. Тренд мирового рынка — развитие за счет концентрации. По прогнозам IDC и Gartner, количество дата-центров достигло максимума в 2015 году — их было 8,5 млн. В 2017‑м их число должно сократиться до 8,4 млн, к 2021‑му останется 7,2 млн.

При этом затраты на закупку оборудования и программного обеспечения подрастут. С 171 млрд долларов в 2016‑м до 173 млрд в 2018‑м. Прогноз подтверждает предположение о том, что рынок не сжимается, а концентрируется. В итоге при сокращении дата-центров будет расти количество стоек. Темпы роста облачного рынка будут значительно опережать коммерческие и корпоративные стойки (см. график 1). Станислав Мирин резюмирует, что в мировом масштабе тренд на сокращение собственной инфраструктуры будет только усиливаться, доля корпоративных дата-центров будет снижаться, причем, опять же, за счет облачных сервисов (см. график 2).

Казахстан, с одной стороны, в общем тренде, поскольку доля облачных услуг в структуре доходов дата-центров РК растет (см. график 3), но с другой — половина дохода ЦОД по прежнему приходится на услуги коллокации и выделенного сервера. Эти данные озвучила глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко.

Она перечислила ряд факторов, которые влияют на особенности развития рынка дата-центров в республике. Первый — географический. Казахстан — страна с низкой плотностью населения и большими расстояниями. В результате строительство сетей центров обработки данных доступно только крупным компаниям либо требуется господдержка. Второй фактор напрямую связан с первым — неравномерное распределение бизнеса. Наиболее высокая концентрация предприятий в Алматы, на юге, продолжается миграция бизнеса в Астану, ключевые промышленные компании расположены на западе, а наиболее катастрофоустойчивые коммерческие ЦОД расположены на севере — в Павлодаре и Акколе.

Третий фактор — существенная интеграция с Рунетом и небольшое количество пользователей Казнета. «У местных интернет-проектов есть определенные ограничения по количеству пользователей, а интернет-проекты — это один из двигателей развития рынка коммерческих ЦОД»,— объясняет г-жа Черненко.

Еще одна особенность казахстанского рынка коммерческих дата-центров — он «операторский», то есть главные игроки рынка — операторы связи. И это, кстати, существенно отличает казахстанские реалии от, например, российских. «В России коммерческие ЦОД — самостоятельный бизнес компаний, не являющихся телеком-операторами. У нас более половины стоек в коммерческих ЦОД — “Казахтелеком”. В России у «Ростелекома» — 13–15 процентов стоек»,— приводит данные глава представительства iKS-Consulting в Казахстане.

Светлана Черненко также отмечает прохладное отношение отечественных ЦОД к сертификации: в Казахстане сертифицированы только три дата-центра, и лишь один из них коммерческий, ЦОД АО «Казахтелеком» в Павлодаре (причем сертифицирован не сам ЦОД, а проект). Из чего можно сделать вывод: ни сами коммерческие ЦОД, ни их клиенты не видят существенных преимуществ в сертификации. И это один из показателей незрелости рынка.

Явно положительный фактор для рынка дата-центров в том, что бизнес стал определеннее в своем отношении и понимает, какой ЦОД ему нужен — коммерческий или корпоративный. За год число тех, у кого нет определенного отношения в вопросе ЦОД, как показывают результаты опроса, ощутимо сократилось. А доля тех, кому идея воспользоваться услугами коммерческих ЦОД нравится, подросла (см. график 4).

Корпоративный vs коммерческий

Классические доводы для бизнеса в пользу использования коммерческого дата-центра — снижение и оптимизация операционных издержек, оптимизация IT-инфраструктуры, повышение прозрачности IT-процессов, новые возможности для пользователей (сотрудников или клиентов). Сомнения бизнеса в коммерческих ЦОД связаны с рисками по безопасности, недоверием профессиональному уровню сотрудников, физической удаленностью ЦОД от офиса клиента, где располагается IT-персонал, и наконец, опасениями руководителей IT, что в их отделах и департаментах пройдут сокращения.

Выбор между созданием своего, корпоративного ЦОД, и работой с коммерческим дата-центром, сейчас в Казахстане у бизнеса есть. Однако массовой миграции бизнеса в коммерческие дата-центры не наблюдается. Впрочем, если мы все время сравниваем ситуацию с соседями, то у россиян при росте числа коммерческих ЦОД тоже отсутствует прорывная динамика по переходу на их услуги. Хотя на развитых рынках процесс уже идет очень активно: в США, например, в этом году должно впервые совпасть количество стоек в корпоративных и коммерческих ЦОД, корпоративных дата-центров там становится заметно меньше.

У бизнеса есть два основных критерия, по которым он делает свой выбор между коммерческим и корпоративным ЦОД — это время и деньги, напоминает независимый эксперт в области оценки рисков, управления и эксплуатации ЦОД Денис Тукалевский. Коммерческий ЦОД дороже, и это логично, поскольку помимо затрат на строительство и эксплуатацию такой дата-центр должен получать прибыль от своей деятельности. Так что, если у организации есть ресурсы и возможности для строительства и для обеспечения правильной эксплуатации ЦОД, то смысл в создании собственного дата-центра есть. Другое дело, если вопрос в одной-двух стойках — создавать под такой объем инфраструктуру и набирать большой штат невыгодно, и в таком случае организации прямая дорога в коммерческий ЦОД. Временной фактор важен для тех, кому необходимо быстро развернуть какой-то проект, и здесь тоже выбор будет в пользу коммерческого ЦОД, поскольку, как убедился г-н Тукалевский на российском опыте, строительство собственного ЦОД редко заканчивается раньше чем через полгода.

Использование коммерческого ЦОД будет способствовать повышению прозрачности бизнеса

Заместитель гендиректора по стратегии и развитию КМГ Глобал Солюшнс Б.В. Дмитрий Басистый не согласен, что время — это преимущество коммерческого ЦОД. «Крупные операторы продают воздух. Когда им говоришь, есть вот такая задача, под нее нужны такие-то мощности, они отвечают: “Конечно-конечно, давайте заключим договор о намерениях, потом мы пойдем в наш инвестиционный комитет, а потом получим деньги в свой бюджет”. Никто на свой страх и риск не создает достаточно резервных мощностей для того, чтобы просто прийти и купить как готовое». И цена, конечно, играет роль. «Корпоративных заказчиков загоняют в условия строительства собственных ЦОД абсолютно неадекватные цены за услуги операторов»,— считает эксперт.

Реальность казахстанского рынка такова, что пока практически весь крупный бизнес предпочитает строить собственные корпоративные ЦОД. Хотя к мощностям коммерческих дата-центров тоже обращается, используя их в качестве резервных или используя их как тестовую площадку. Об этом рассказал владелец независимого коммерческого ЦОД Ahost . kz Тахир Такабаев. Среди его клиентов четыре ведущих банка РК, операторы связи, крупные онлайн проекты из РФ и РК и предприятия МСБ. Стоит отметить, что последнее время коммерческие ЦОД учли потребности именно этого вида бизнеса, делая для него соответствующие предложения и упростив оплату за свои услуги. Однако любой коммерческий ЦОД предпочел бы иметь контракт с крупным бизнесом именно потому, что в таком случае появляется гарантия загрузки мощностей.

Среди экспертов существует мнение, что в случае с коммерческими дата-центрами в Казахстане предложение будет рождать спрос, поэтому пока не будет качественного предложения с хорошей ценой, активные движения на рынке не начнутся. С другой стороны, адекватные цены могут быть сформированы только за счет высокого спроса, который позволит коммерческому дата-центру снижать цену за счет объема и оборота. Получается замкнутый круг.

Денис Тукалевский ссылается на российский опыт: там отправной точкой для взрывного роста услуг коммерческих ЦОД стало четко прописанное SLA (соглашение об уровне сервиса), где были закреплены обязательства одной организации перед другой — от количества минут незапланированного простоя в год до срока, за который можно попасть на территорию ЦОД (были истории, когда охранник засыпал и, чтобы попасть в центр, нужно было дождаться его пробуждения).

Тахир Такабаев признается, что берет всю ответственность за сохранность и неприкосновенность оборудования на себя, но SLA просто не сможет гарантировать финансово либо услуги его ЦОД существенно подорожают. Он считает, что сертификация и жесткие соглашения SLA на казахстанском рынке объективно нужны не всем: «У нас более семи тысяч школ, тысяча объектов здравоохранения и более сотни вузов. Вы видели их IT-инфраструктуру? В массе своей она находится в ужасном состоянии. Когда ректор вуза спрашивает: “А какой у тебя SLA?”, я отвечаю: «Нормальный!».

Поскольку чем выше SLA, тем дороже для конечного пользователя стоимость услуги, можно предположить, что рынок коммерческих дата-центров ждет расслоение и конкуренция в отдельных сегментах: кто-то будет выбирать услугу понадежнее и подороже, другие попроще и подешевле.

Коррупционный минус

В отдаленной перспективе, не сомневаются представители бизнеса, многие из них придут в облака и коммерческие дата-центры, поскольку поддержание собственной инфраструктуры в соответствии с задачами бизнеса станет неэффективным и разумнее будет закупать услуги тех, кто занимается этим профессионально. Как следствие, растущий интерес бизнеса к размещению оборудования за пределами компании и использованию облачных услуг должен подтолкнуть инвесторов к строительству и запуску частных коммерческих ЦОД.

Светлана Черненко прогнозирует, что сегмент независимых от операторов игроков будет представлен пятью-шестью компаниями, специализирующимися на предоставлении услуг ЦОД на профессиональном уровне, с высокой степенью клиентоориентированности и развитыми маркетинговыми компетенциями. По ее мнению, развитие виртуальных дата-центров и профессиональных облачных площадок может стать привлекательной бизнес-моделью.

Правда, при обсуждении перспектив рынка коммерческих ЦОД и того, какие коммерческие дата-центры нужны бизнесу, эксперты редко говорят еще о нескольких факторах рынка, которые на эти перспективы оказывают непосредственное влияние.

В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации, объясняют представители бизнеса, используя услуги коммерческого ЦОД, они не могут управлять расходами. Грубо говоря, при использовании корпоративных ресурсов всегда можно сократить сотрудников департамента IT и закрыть глаза на то, что время «подъема» сервера составляет, например, не 5 минут, а 5 часов.

Преимущество «облаков» еще и в том, что компания может не делать капзатрат, включая расходы на эту часть IT-обеспечения в операционные. Если же цель компании — повышать свою капитализацию, то строительство корпоративного ЦОД вполне оправдано.

И, наконец, момент, о котором и вовсе предпочитают стыдливо умалчивать — откаты при покупке оборудования для корпоративного ЦОД, которые, по свидетельствам отдельных собеседников «Эксперта Казахстан», доходят до 60%. Трехуровневая система продажи оборудования «вендор-дистрибьютор-партнер» предполагает высокий уровень коррупции при работе последнего звена. Партнер приходит к заказчику с предложением, от которого готовы отказаться не все. Использование коммерческого ЦОД такую возможность прикроет, что, безусловно, будет способствовать повышению прозрачности бизнеса. Но захочет ли этого сам бизнес?

Статьи по теме:
Люди и события

Как старые медиа учатся дружить с новыми

В цифровую эру профессиональной журналистике приходится искать новую бизнес-модель, чтобы вновь заслужить доверие аудитории и получать прибыль

Казахстанский бизнес

Прорваться к полимерам

Потенциал индустрии производства и переработки полимеров в РК неплохой, но без выпуска собственного сырья реализовать его не получится

Тема недели

Узбекистан пореформенный

Ташкент приступил к экономическим реформам, призванным усилить частный бизнес. Казахстан от этого пока выигрывает, однако выигрыш не следует переоценивать

Спецвыпуск

В ожидании перемен

Точками роста для страховых компаний, скорее всего, станут инициативы регулятора