Мечты сбываются

Пассажирский авиалайнер «нового поколения», Dreamliner 787 от корпорации Boeing вышел на международные авиалинии с трехлетним опозданием. Несмотря на многочисленные задержки, большинство покупателей «Лайнера мечты» твердо намерены дождаться своих заказов

Мечты сбываются

В конце октября поднялся из Токио и благополучно приземлился в Гонконге чартерный борт авиакомпании All Nippon Airways (ANA). Никаких происшествий — если не считать дождя и нескольких десятков журналистов в пункте прибытия: первый коммерческий полет Boeing 787-8 Dreamliner не прошел незамеченным. Событие, знаковое как для второго по величине производителя авиатехники в мире — американской Boeing Co., так и для мировой авиации в целом: впервые в практике современного авиастроения корпус (включая крылья) пассажирского авиалайнера на 50% построен из композиционных материалов, а потребление топлива на 20% ниже, чем у аналогичных моделей. Первый рабочий полет «Лайнера мечты» был несколько омрачен продолжающимися проблемами у его производителей: Boeing заявил об очередной задержке поставок авиаперевозчикам как 787-8-й модели, так и более крупного 787-9. Свой первый лайнер компания передала заказчику, ANA, с задержкой в три года. Главная причина нарушения первоначальных сроков — техническая сложность проекта. Неудивительно, что некоторые клиенты уже начали отказываться от «Мечты» в пользу уже существующих моделей Boeing, либо полностью аннулировать свои заказы.

Гладко было на бумаге…

История проекта Dreamliner началась в 2004-м, когда по заказу ANA корпорация Boeing взялась за разработку и постройку реактивного пассажирского лайнера нового поколения. Свой первый испытательный полет «Лайнер мечты» должен был совершить в сентябре 2007 года. Фактически он состоялся только в декабре 2009-го. И только в августе 2011 года Boeing получил сертификаты на эксплуатацию 787-8 от Федерального управления гражданской авиации министерства транспорта США, Европейского агентства по авиационной безопасности и управления гражданской авиации Японии.

В семействе Dreamliner сегодня две модели, 787-8 и 787-9, отличающиеся друг от друга дальностью полета и количеством пассажиров. Первая модель способна перевозить до 250 человек на расстояние до 15200 км; вторая, соответственно, до 290 на 15750. Как утверждает корпорация, Dreamliner «выводит среднеразмерные самолеты на дальние магистрали». Заметная экономия топлива делает Dreamliner самым экологичным современным пассажирским самолетом. Он оснащен двумя двигателями новой конструкции от компаний General Electric и Rolls-Royce, которые в инженерно-техническом плане представляют собой «прыжок почти в два поколения в технологиях двигателей для этой категории авиаперевозок». «Лайнер мечты» отличается и более комфортным дизайном пассажирского салона — в частности, увеличены размеры иллюминаторов.

Dreamliner — дальнемагистральный широкофюзеляжный среднеразмерный двухмоторный реактивный пассажирский самолет — идеально вписывается в мировые тренды развития пассажирских авиаперевозок и авиационного парка. На сегодня в портфеле корпорации заказы примерно на 800 машин. Фактически, еще не поступив в продажу, Dreamliner уже стал бестселлером в истории корпорации.

… Да забыли про овраги

Несмотря на все преимущества «Лайнера мечты», часть покупателей, отчаявшись дождаться выполнения своих заказов в приемлемые сроки, начала отказываться от покупки новой модели. Так, по данным корпорации Boeing, за одиннадцать месяцев текущего года количество отказов достигло 26 самолетов; всего же с начала приема заказов на новый авиалайнер отозваны заявки почти на сотню машин.

Самыми нетерпеливыми стали китайские авиаперевозчики. China Eastern Airlines заменила заказ на 24 Dreamliner 787 заказом на 45 меньших по размеру 737-х. China Southern Airlines объявила о своем намерении «модифицировать» заказ на 10 лайнеров. По словам вице-президента China Southern Airlines Сюй Джебо, «мы не исключаем возможность отмены или изменения заказа на 787 Boeing, если будет наблюдаться разрыв между нашими ожиданиями и функциональными возможностями нового лайнера или сроками его поставки».

Помимо недовольства срывом поставок причиной отказа, полагают эксперты, может быть и переоценка китайскими авиакомпаниями в свете недавнего глобального экономического кризиса рынка дальнемагистральных перевозок. По мнению аналитика компании Daiwa Securities Кельвина Лоу, «действия China Eastern показывают, что она использует “медвежий” подход в прогнозе динамики рынка дальнемагистральных перевозок и полагает, что полное восстановление экономической активности в США и Европе наступит еще нескоро. Поэтому руководство компании не хочет инвестировать слишком много в большие дальнемагистральные машины».

В конце октября стало известно, что еще одна крупная национальная авиакомпания, Air India Ltd., решила сократить более чем вдвое (с 27-ми до 12-ти) свой предварительный заказ на Dreamliner, сделанный в 2005 году. Правда, в этом случае дело не столько в поставках, сколько в финансовом положении самого покупателя, подорванного мировой экономической рецессией.

Несмотря на задержки с поставками, подавляющее большинство клиентов Boeing согласны подождать еще. В своем пресс-релизе Boeing China утверждает, что «в настоящий момент нет никаких признаков дальнейшей отмены заказов на Dreamliner». Национальный новозеландский авиаперевозчик Air New Zealand должен был первым получить модель 787-9 (на которую у Boeing 266 заказов) в конце 2013-го — теперь ему предстоит ждать до 2014. Австралийский Qantas Airways также намерен дожидаться свои 50 «лайнеров мечты»; а южнокорейские Korean Air Lines обещают вывести на линии десять 787-9 в 2016 году — «как запланировано».

Вместе с тем авиаперевозчиками все чаще озвучивается предложение о «компенсации». Генеральный директор Air New Zealand Роберт Файфи сказал, что его компания «ведет переговоры о компенсации, если поставка будет вновь перенесена». Сюй Джебо заявил, что China Southern Airlines «очень разочарована» задержками и что «Boeing должен будет заплатить неустойку».

Впрочем, пока проблемы с Dreamliner не наносят серьезного финансового урона корпорации. По оценкам финансистов компании, по результатам 2011 года прибыль на каждую простую акцию составит 4.30 — 4.40 долларов США, что заметно выше предварительных прогнозов.

Поверь в мечту?

Руководство корпорации смотрит в коммерческое будущее проекта Dreamliner с уверенным оптимизмом. После трех лет задержки с 787 и двух — с другой моделью, 747-8, главные усилия Boeing направлены на организацию стабильного производства. «С завершением процесса сертификации и первыми поставками 787 и 747-8, нашим бесспорным приоритетом является скорейшее наращивание объемов производства по всем нашим программам коммерческих аэропланов», — говорит глава корпорации Джим Маккнерни. Сегодня Boeing собирает два самолета в месяц на заводе в городе Эверетт, недалеко от Сиэтла; к концу 2013 года корпорация надеется довести это количество до 10.

Как сказал финансовый директор Boeing Джеймс Белл, компания планирует распределить стоимость программы по разработке 787-й модели и постройки первых нескольких десятков экземпляров на 1100 самолетов. По планам это количество будет достигнуто к 2021 году, после чего программа Dreamliner начнет приносить прибыль. По данным на сентябрь 2011 года, проект уже обошелся корпорации в 18 млрд долларов, что на несколько миллиардов превышает первоначальные сметы. По оценке Джеймса Белла, в течение ближайших 20 лет «рынок для самолетов класса 787 составит около 5 тысяч экземпляров». На конец октября в портфеле корпорации было около 800 заказов, исполнение которых затянется до конца 2019 года. Как убежден Джим Маккнерни, по мере того как корпорация будет уменьшать задолженность по выпуску продукции, число заказов на Dreamliner будет расти. «Но будет расти и число отмененных заказов, особенно по мере того, как мы начнем процесс согласования уже имеющихся заказов с клиентами», — полагает вице-президент по маркетингу Boeing Рэнди Тинсет.

К слову, не избежал проблем с задержкой поставок, отменой заказов и бюджетом один из главных конкурентов Dreamline — широкофюзеляжный дальнемагистральный А380 корпорации Airbus. Его выход на линии состоялся на два года позже первоначально запланированного, а перерасход бюджета составил свыше 5 млрд евро. Другой соперник «лайнера мечты», сходный с ним по техническим характеристикам Airbus A350, как ожидается, появится на коммерческих линиях во второй половине 2013 года. Стоимость этого проекта уже превысила 15 млрд долларов. Общее количество заказов приближается к 600, но в 2011 году начались отказы от ранее заказанных самолетов.

Летают все!

Будущее гражданской коммерческой авиации видится экспертам Boeing и Airbus в позитивных тонах. Несмотря на два самых драматичных события в истории индустрии, террористическую атаку 11 сентября 2001 года и глобальную экономическую рецессию 2008—2009 годов, когда на некоторый период времени динамика пассажирского и грузового трафика сменялась на отрицательную, в целом за период с 2000 по 2010 год пассажирооборот вырос более чем на 45%. Большая часть этого роста пришлась на рынки авиаперевозок Китая и Индии, а также некоторых стран Ближнего Востока.

По мнению экспертов Airbus, тремя главными движущими силами будущего роста авиаиндустрии станут, прежде всего, замена отработавших свой срок самолетов в развитых странах; во-вторых, динамичный рост населения и экономики в странах с формирующимся рынком (и соответственным увеличением прослойки среднего класса, особенно в Азии); и, наконец, рост темпов урбанизации.

Мировой флот пассажирских самолетов (с количеством мест более 100) увеличится с текущих 15 до 31 тыс. в 2030 году.

По прогнозу аналитиков Boeing, среднегодовой рост воздушного пассажирооборота до 2030 года составит 5,1%, грузооборота 5,6%. Количество пассажирских и грузовых воздушных судов за этот же промежуток будет расти ежегодно на 3,6%.

Продолжится рост популярности бюджетных авиаперевозчиков, этот сегмент рынка авиаперевозок будет расти в среднем на 5,7% в год. Узкофюзеляжные модели, наиболее популярные в этом сегменте, составят львиную долю (70%) всех новых самолетов, построенных до 2030 года. Зато сегмент широкофюзеляжных моделей (к которым относятся Dreamliner и А350), по мнению экспертов Boeing, будет демонстрировать самые высокие темпы роста.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики